Антонина тесленко
Условия адаптации в социуме детей с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Content watch/ Уникальность 100%
УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ В СОЦИУЦМЕ ДЕТЕЙ
А. Г. Тесленко
Государственное казенное общеобразовательное
учреждение «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат №27, г. Пятигорск.
Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории,
Публикация «Условия адаптации в социуме детей с нарушением слуха» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Почетный работник общего образования Российской Федерации, руководитель методического объединения учителей-дефектологов
CONDITIONS OF ADAPTATION IN THE SOCIETY OF CHILDREN
WITH HEARING DISORDER
A.G. Teslenko
State public educational
institution "Special (correctional)
Boarding school №27, Pyatigorsk.
Defectologist teacher of the highest qualification category
Honored Worker of General Education of the Russian Federation, Head of the Methodological Association of teacher-speech pathologists
Аннотация: в данной статье рассмотрены причины и критерии возникновения трудностей общения в социуме детей с нарушением слуха, особенности поведения и пути преодоления антисоциальной адаптации детей с ОВЗ.
Annotation : this article discusses the causes and criteria for difficulties in communication in the society of children with hearing impairment, behavioral patterns and ways to overcome the antisocial adaptation of children with disabilities.
Ключевые слова: социальная адаптация, особенности поведения, адекватность, норма нравственности, интеллект, высшие психические функции.
Keywords : social adaptation, behavioral features, adequacy, moral standard, intelligence, higher mental functions.
Условия адаптации любого человека в социуме зависят от многих факторов, которые существенно могут изменить жизнь человека либо в положительную, либо в отрицательную сторону. Невозможно точно предугадать, как поведет себя человек в той или иной ситуации, будет ли ему комфортно или же он будет чувствовать себя «белой вороной».
Особенно эта задача трудна для детей с нарушением слуха. Нередко приходится сталкиваться с детьми (да и не только с детьми), которые могут общаться только в своей среде, а именно в среде глухих и слабослышащих. Это обусловлено различными факторами:
- слабое владение словарем разговорного плана;
- слабое чтение с губ:
- не достаточно правильно сформированное произношение;
- маленький словарный запас;
- психологическая боязнь общения с нормально слышащими людьми.
Эти, и ряд других причин, могут стать непреодолимым препятствием к полноценному общению не слышащего ребенка не только со своими слышащими сверстниками, но и адаптации поведенческого характера в социуме вообще. Хотя следует отметить, что в среде таких же не слышащих учащихся эти дети чувствуют себя довольно комфортно, осознавая, что находятся среди таких же собратьев. Но, есть и другое. Но, на которое следует обратить внимание, - это общение детей с разной степенью потери слуха. Чем меньше у ребенка потеря слуха, тем лучше он говорит, а, следовательно, тем меньше он хочет общаться с теми ребятами, у которых слух гораздо хуже, речь на уровне жестовой и мимики, тем сильнее ребенка, у которого незначительная потеря слуха тянет к общению с нормально слышащими детьми. Однако есть и исключения, есть дети с и с четвертой степенью глухоты, но с развитым интеллектом, такие в силу своих умений и стараний достигают хороших результатов в развитии речи и в также в плане общего развития практически не отстают от своих слышащих сверстников. Были и есть случаи, когда такие дети успешно оканчивали общеобразовательную школу. Поступали в институты, получали престижные профессии и успешно адаптировались в социуме. В этом плане также много зависит от родителей и от учителей ребенка. Главное сформировать нормы общепринятого поведения, нравственные качества и привычки помочь преодолеть трудности общения в социуме. Критериями преодоления трудностей можно назвать следующие:
- наличие активной жизненной позиции в преодолении трудностей;
- умение устоять перед трудностями, не потерять свою индивидуальность и положительные качества человека;
- умение адекватно воспринимать окружающую среду, социальные проблемы;
- умение использовать те условия, в которых оказывается ребенок.
Следует отметить, что каждый по отдельности из перечисленных критериев не может нести на себе ту значимость и пользу, которую приносят все эти критерии вместе взятые. Поэтому учитывать и воспринимать их надо именно в комплексе. А для этого у ребенка должны быть сформированы такие понятия нравственности, которые могли бы ему оценивать ситуацию с той точки зрения, которая является наиболее верной и адекватной, то есть соответствующей нормам социального проведения. Не по принципу «Как хочу, так и поступаю» а по правилам человеческого общения, которые являются нормой и образцом поведения. У ребенка должны быть сформированы нормы самоопределения в жизненном пространстве, с тем, чтобы он мог в последующем своем развитии более легко преодолеть возникающие трудности.
Только в условиях целенаправленного социально-педагогического воздействия решаются проблемы реабилитации детей с нарушением слуха, так и с ОВЗ. Развитие в социуме – это процесс усвоения ребенком культуры и традиций общества, в котором ему предстоит играть, учиться и жить. Он должен научиться общению, стать компетентным. Понятно, что нарушение слуха значительно снижает возможности таких детей, поскольку потеря слуха- это в первую очередь отставание в развитии речи, а если наблюдается недоразвитие речи, то оно влечет за собой и трудности в общении. Принято считать, что дети с нарушением слуха - это обычные дети, так думают люди, которые не часто сталкиваются с такими детьми в обществе. Однако есть ряд существенных отличий в развитии таких детей, о которых мы уже говорили выше. Прежде всего, надо сформировать у них интерес к творческой активности, навыки регуляции межличностных контактов. Отсюда вытекают и задачи, стоящие перед педагогами, обучающих детей с недостатками слуха. Дети должны преодолеть роль пассивных наблюдателей, стать полноправными активными участниками и соучастниками социального процесса. Основным процессом в человеке – самоорганизующейся системе – является увеличение объема энергообмена со средой. [1,C.22]
Вот почему, когда такие дети поступают на обучение в школу они обязаны пройти медико-педагогическую комиссию, на основе выводов которой составляется конкретный план мероприятий воспитательного и медицинского плана, куда входят методы наблюдения за ребенком, анкетирование родителей, беседы, первоначальное и итоговое тестирование. Здесь важно не упустить момент. Чем раньше будет выявлена патология нарушений слуха, тем быстрее сможет ребенок получить реабилитационную помощь. Хорошо известно, что даже относительно незначительное снижение остроты слуха у ребенка до двух лет значительно затрудняет возможность своевременного развития речи. [2,С. 45]. Необходимо также подобрать соответствующий слуховой аппарат. Слухопротезирование – это важная часть или важный момент слухо-речевого развития ребенка. Важное значение имеет посещение ребенком специальных занятий, где он должен заниматься с сурдопедагогом, получить комплекс мер необходимых для его успешного развития и реабилитации как личность.
К сожалению, очень часто родители не слышащих детей не понимают возникающие трудности в общении таких детей со сверстниками, с легкостью отдают их в общеобразовательную школу с мыслью, что со временем ребенок адаптируется и все будет хорошо. Но при этом совершенно не учитываются психологические возможности таких детей. Не секрет, что дети с недостатками слуха страдают от недостаточного развития высших психических функций: памяти, мышления, внимания, эмоциональной сферы, анализа и синтеза. Здесь надо помнить, что любой метод воспитания и обучения таких детей должен быть гуманным, тогда не будет антигуманной отдачи. В настоящее время проблема взаимоотношений людей с детьми с ограниченными возможностями более чем актуальна. Механическое интегрирование таких детей в социум просто невозможно. Надо учитывать индивидуальные возможности ребенка, помочь ему преодолеть отклонения от нормального развития личности, негативные тенденции, конфликтные настроения и в целом негативное отношение к нормально слышащих людям. Дать возможность быть и ощущать себя полноправным членом общества задача нашего государства и органов Просвещения.
Список литературы:
1. А. П. Исаев. Информационный подход как фактор управления периодическими волновыми процессами организма человека. ЧГУ. Валеология, №4,2000, с. 22
2. Г. А. Кураев. Валеологические проблемы слуха человека. УНИИ валеологии РГУ. Валеология. №4,2000, с. 45