Ольга Тусаева
Уровнеевая модель формирования культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уровневая модель формирования культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Полянцева М. В., Тусаева О. В.
Временный государственный стандарт по дошкольному образованию (раздел «Физическое развитие и здоровье», «Развитие экологической культуры детей») выделяет основные параметры развития физической и экологической культуры у детей. Однако ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что перед образовательными учреждениями стоит задача не только вооружить детей определенной суммой знаний, но психологически подготовить детей к вероятности возникновения различного рода опасных ситуаций, научить их самостоятельно действовать в таких ситуациях, сформировать культуру безопасного поведения. Исходя из этого, актуальной становится проблема формирования и развития у дошкольников следующих компитенций: предвидение опасных последствий сложившейся ситуации; психологическая готовность к действиям; адекватное реагирование на ситуацию.
Публикация «Уровнеевая модель формирования культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Необходимость обращения к проблеме формирования и развития культуры безопасного поведения у детей вызывается противоречиями:
– между необходимостью формирования культуры безопасного поведения у детей на основе развития познавательных процессов и недостаточностью ее развития у большинства дошкольников;
– между объективно существующей потребностью формирования и развития культуры безопасного поведения у детей на базе знаний основ безопасности жизнедеятельности и существующей организацией учебно-воспитательного процесса в ДОУ, в котором, как правило, происходит «утечка» рефлексии, контроля и оценки безопасного поведения на «полюс» взрослого, ориентация на знания, а компетенции остаются не сформированными.
Проблема формирования у детей знаний по основам безопасности жизнедеятельности давно обсуждается и достаточно успешно решается многими дошкольными образовательными учреждениями, однако нельзя сказать, что ответы на все, связанные с ней вопросы, уже получены.
В определенной мере безопасность жизнедеятельности являлась объектом специальных исследований по отношению к дошкольникам (А. А. Авдеева, Е. Е. Бухарова, Н. С. Голицына, О. Л. Князева, Н. В. Коломеец, С. В. Люзина, Р. Б. Стерликова и др.). Признавая ценность указанных работ, считаем необходимым рассмотреть методы и средства формирования и развития культуры безопасного поведения у дошкольников.
Знание основ безопасности жизнедеятельности лежит в основе культуры безопасного поведения детей и является необходимым условием формирования этой культуры.
Воспитание культуры безопасного поведения предполагает овладение навыками корректного поведения в разнообразных ситуациях, предупреждение и преодоление потенциально опасных ситуаций, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях, чему способствует нравственная, психологическая, коммуникативная, экологическая и физическая готовность.
Содействовать формированию культуры безопасного образа жизни целесообразно именно в дошкольном возрасте, когда такие возрастные и психофизиологические особенности, как чрезвычайная любознательности и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также недостаток у дошкольников самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями и обитателями, техникой и пр. вызывают множество проблем, часто приводящих к печальным последствиям.
Обучение ребенка является одним из важнейших факторов воспитания у него культуры безопасного поведения. Создавая условия для воспитания культуры безопасного поведения у дошкольников, необходимо содействовать овладению каждым ребенком навыками безопасного поведения в процессе бытовой, игровой, двигательной, коммуникативной и других видов деятельности. Не менее важно психологически подготовить ребенка к появлению в его жизни данной ситуации, что позволит ему в нужный момент не растеряться и принять правильное решение. Итак, возникает необходимость в поиске эффективных форм и методов работы с детьми, в более тесном сотрудничестве с их родителями, взаимодействии дошкольного учреждения с общественными организациями.
Экспериментальная работа началась с работы над уровневой моделью культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Мы считаем, что если на основе анализа компонентов культуры безопасного поведения разработать ее обобщенную уровневую модель, то это позволит:
– диагностировать уровни развития культуры безопасного поведения детей;
– разработать методические приемы и подобрать средства поэтапного формирования культуры безопасного поведения детей, которые обеспечат положительную динамику ее развития.
В нашей модели мы выделили пять компонентов культуры безопасного поведения: безопасность на улице, пожарная безопасность и безопасность в быту, экологическая безопасность, здоровый образ жизни, безопасное поведение в общественных местах. В каждой компоненте были выделены на трех уровнях «единицы» знаний, которыми должны обладать дети. Уровневая модель культуры безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста представлена в таблице.
Компонента "Безопасность на улице"
Низкий уровень
-Не знает, как называется часть улицы, по которой едут машины и отведенная для пешеходов
-Не знает, кого называют пешеходом, что пешеходам разрешается ходить только по тротуару и идти следует по правой стороне
-Не знает, где безопасно переходить улицу, как найти место перехода улицы, как перейти через дорогу
-Не знает для чего вдоль дорог поставлены знаки и что обозначают «Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»
пешеходов, водителей Знает цвета светофора, но не знает, что обозначает красный (зеленый, желтый) сигнал светофора для пешеходов, водителей
-Не называет виды транспорта, затрудняется ответить, на каких машинах устанавливают сигнал «Сирена»
-Не знает, что ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разрешается лишь на посадочных площадках, остановках. Затрудняется ответить, где их ожидать, если нет остановки - на тротуаре (обочине дороги)
-Не знает, как обходить трамвай, троллейбус, автобус
-Не знает как вести себя на детской площадке
Средний уровень
-Знает, как называется часть улицы, по которой едут машины, но не знает, как называется часть дороги, отведенная для пешеходов
-Знает, кого называют пешеходом и что пешеходам разрешается ходить только по тротуару, но не знает, что идти следует по правой стороне
-Знает, что пешеходы переходят дорогу шагом в местах, где имеются пешеходная дорожка и указатели перехода; но не знает, что при двустороннем движении смотрят вначале налево, а дойдя до середины - направо
-Знает для чего вдоль дорог поставлены знаки, но не знает, что обозначают «Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»
-Знает некоторые дорожные знаки и их назначение
-Знает, на каких машинах устанавливают сигнал «Сирена», но с трудом называет виды транспорта
-Знает, что ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разрешается лишь на посадочных площадках, остановках. Затрудняется ответить, где их ожидать, если нет остановки - на тротуаре (обочине дороги)
-Знает, как обходить некоторые виды транспорта.
-Знает лишь некоторые правила поведения на детской площадке
Высокий уровень
-Знает, как называется часть улицы, по которой едут машины и отведенная для пешеходов
-Знает, кого называют пешеходом и что пешеходам разрешается ходить только по тротуару, знает, что идти следует по правой стороне
-Знает, что пешеходы переходят дорогу шагом в местах, где имеются пешеходная дорожка и указатели перехода; знает, что при двустороннем движении смотрят вначале налево, а дойдя до середины - направо
-Знает для чего вдоль дорог поставлены знаки и что они обозначают «Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»
-Знает запрещающие, предупреждающие, указательные знаки и знаки сервиса
-Знает цвета светофора и что обозначает красный (зеленый, желтый) сигнал светофора для пешеходов, водителей
-Знает, на каких машинах устанавливают сигнал «Сирена», называет разные виды транспорта.
-Знает, что ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разрешается лишь на посадочных площадках, остановках. А там, где их нет, - на тротуаре (обочине дороги).
-Знает, как обходить трамвай, троллейбус, автобус.
-Знает правила поведения на детской площадке.
Компонента "Пожарная безопасность и безопасность в быту"
Низкий уровень
-Не знает, что при пожаре нужно позвонить в пожарную службу.
-Не знает, что дым при пожаре опасен.
-Не знает, какой огонь можно попробовать затушить
-Не знает, что если огонь сразу не погас, то не нужно пытаться его тушить.
-Не может назвать бытовые приборы, которые нельзя оставлять без присмотра включенными.
-Не знает, почему в лесу нельзя бросать мусор, жечь костры
-Не знает, что во время пожара в квартире нельзя открывать настежь окна и двери.
-Не знает об источниках опасности в быту. Что приводит к порезам, ожогам, пожарам, электротравмам, падениям и ушибам
-Не знает о мерах предосторожности при обращении с опасными бытовыми предметами.
-Не знает о приемах оказания первой помощи и действиях в опасных ситуациях в быту.
Средний уровень
-Знает, что при пожаре нужно позвонить в пожарную службу, но не знает ее номера телефона.
-Знает, что дым при пожаре опасен, но не знает, как нужно действовать в случае задымления.
-Знает, что можно попробовать затушить небольшой огонь, но не знает как.
-Знает, что если огонь сразу не погас, то нужно немедленно убегать из дома.
-Знает лишь некоторые бытовые приборы, которые нельзя оставлять без присмотра включенными
-Знает, что в лесу нельзя бросать мусор, жечь костры, но не может объяснить почему?
-Знает, что во время пожара в квартире нельзя открывать настежь окна и двери, но не может объяснить почему?
-Знает об источниках опасности в быту, но затрудняется ответить, что приводит к порезам, ожогам, пожарам, электротравмам, падениям и ушибам.
-Знает о мерах предосторожности при обращении с опасными бытовыми предметами, но затрудняется ответить, как можно было поступить.
-Знает о приемах оказания первой помощи и действиях в опасных ситуациях в быту, но затрудняется ответить, кто может помочь.
Высокий уровень
-Знает, что при пожаре нужно позвонить в пожарную службу, знает ее номер телефона.
-Знает, что дым при пожаре опасен, и что нужно делать при задымлении
-Знает, что можно попробовать затушить небольшой огонь, и знает, как и чем.
-Знает, что если огонь сразу не погас, то нужно немедленно убегать из дома и нельзя при этом пользоваться лифтом
-Знает бытовые приборы, которые нельзя оставлять без присмотра включенными.
-Знает, почему в лесу нельзя бросать мусор, жечь костры
-Знает, что во время пожара в квартире нельзя открывать настежь окна и двери и может объяснить почему?
-Знает об источниках опасности в быту. Что приводит к порезам, ожогам, пожарам, электротравмам, падениям и ушибам.
-Знает о мерах предосторожности при обращении с опасными бытовыми предметами, как можно было поступить.
-Знает о приемах оказания первой помощи и действиях в опасных ситуациях в быту.
Компонента Культура поведения в общественных местах
Низкий уровень
-Не знает, что нужно быть осторожным при общении с незнакомыми людьми.
-Не знает, что опасно брать чужие вещи, оставленные кем - то.
-Не знает, что нужно делать, если потерялся в общественном месте.
-Знает только имя мамы и папы, не знает их отчества, номер домашнего телефона, домашний адрес.
-Не знает, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными.
-Не знает, где безопасно играть детям.
-Не знает правила безопасности во время игры.
-Не знает, что опасно общаться с незнакомыми компаниями детей или взрослых.
Средний уровень
-Знает, что нужно быть осторожным с незнакомыми людьми, но не знает, как нужно действовать в случае насильственного поведения со стороны взрослого.
-Знает, что опасно брать чужие вещи, оставленные кем – то, но иногда берет.
-Знает, что если потерялся в общественном месте, то нужно оставаться на месте.
-Знает имя и отчество родителей, домашний адрес, не знает номер телефона.
-Знает, что можно кормить бездомных собак и кошек, но не знает, что нельзя играть с ними, не знает, что, нельзя играть незнакомыми, принадлежащими другим людям животными.
-Знает, где безопасно играть детям, но иногда играет рядом с проезжей частью
-Знает правила безопасности во время игры, но не всегда их выполняет.
-Знает, что опасно общаться с незнакомыми компаниями детей или взрослых, но не знает номер телефона полиции.
Высокий уровень
-Знает, что нужно быть осторожным с незнакомыми людьми и что надо громко кричать и звать на помощь в случае насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, сажает в машину)
-Не берет чужие вещи сам и не разрешает брать их другим детям.
-Знает, что если потерялся в общественном месте, то нужно оставаться на месте и обратиться за помощью к взрослому
-Знает имя и отчество родителей, домашний адрес, номер телефона.
-Знает, что нельзя играть с бездомными животными и незнакомыми, принадлежащими другим людям животными.
-Четко выполняет правила игры на улице.
-Знает правила безопасности во время игры и всегда их выполняет.
-Знает, что опасно общаться с незнакомыми компаниями детей или взрослых и знает номер телефона полиции.
Компонента Экологическая безопасность
Низкий уровень
-Не знает, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, насекомые, а человек – часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды.
-Не знает, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению.
-Не различает съедобные и несъедобные грибы по внешнему виду.
-Не знает съедобные ягоды и ядовитые растения, не различает их.
-Не знает, что контакты с животными и насекомыми иногда могут быть опасны. Не может объяснить, почему?
-Не знает, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности. Не называет эти правила.
-Не знает, что во время грозы нельзя стоять под деревьями.
-Не знает, как одеваться по погоде.
-Не знает, что можно перегреться или обморозиться.
Средний уровень
-Знает, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, насекомые, но не рассматривает человека, как часть природы; не знает, что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды.
-Знает, какие действия вредят природе, портят ее. Затрудняется ответить, какие действия способствуют ее восстановлению.
-Различает несъедобные грибы по внешнему виду. Затрудняется в различии съедобных грибов.
-Знает, что контакты с животными и насекомыми иногда могут быть опасны. Но не может объяснить, почему?
-Знает, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности. Затрудняется их назвать.
-Знает, что во время грозы нельзя стоять под деревьями, но не может объяснить почему?
-Знает, как одеваться по погоде, но не всегда соблюдает эти правила.
-Знает, что можно перегреться или обморозиться, но не знает, как действовать в этих ситуациях.
Высокий уровень
-Знает, что планета Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, насекомые, а человек – часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды.
-Знает, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению.
-Знает съедобные ягоды и ядовитые растения, различает их и правильно называет.
-Знает, что контакты с животными и насекомыми иногда могут быть опасны. Может объяснить, почему?
-Знает, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности. Называет эти правила.
-Знает, что во время грозы нельзя стоять под деревьями и может объяснить почему?
-Знает, как одеваться по погоде и всегда соблюдает эти правила.
-Знает, что нужно делать, если перегрелся или обморозился
Компонента Здоровый образ жизни
Низкий уровень
-Не знает, что такое здоровье и как о нем заботиться.
-Знает, что нужно мыть руки, фрукты и овощи перед едой, но не знает, почему это нужно делать.
-Не знает о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.
-Не знает, что полноценное питание сохраняет здоровье.
-Не имеет представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.
-Не знает о пользе зарядки, не делает ее.
-Не знает о правилах личной гигиены.
-Не знает, что длительные игры на компьютере и просмотры телепередач наносят вред здоровью.
-Не знает, что курение вредит здоровью.
-Не знает о наркотиках и вредных веществах (таблетки, клей, пиво и т. д.)
-Не знает, что при угрозе здоровью нужно вызвать скорую помощь.
Средний уровень
-Знает, что такое здоровье, но не знает, что о нем надо заботиться.
Знает, что нужно мыть руки, фрукты и овощи перед едой, знает, почему это нужно делать.
-Знает о пользе витаминов, но затрудняется ответить об их значении для здоровья человека.
-Знает, что полноценное здоровье сохраняет здоровье, но иногда ест всухомятку.
-Имеет представления о правильном режиме дня, но затрудняется ответить о пользе его соблюдения для здоровья.
-Знает о пользе зарядки, но не делает ее.
-Знает о правилах личной гигиены, но не всегда пользуется носовым платком и расческой.
-Знает, что длительные игры на компьютере и просмотры телепередач наносят вред здоровью, но не знает, сколько минут можно проводить у телевизора или компьютера.
-Знает о вреде курения.
-Знает о вредных веществах (таблетки, клей, пиво и т. д.)
-Знает, что при угрозе здоровью нужно вызвать скорую помощь, но не знает ее номера телефона.
Высокий уровень
-Знает, что такое здоровье и что о нем надо заботиться.
-Знает, что нужно мыть руки, фрукты и овощи перед едой, пить только кипяченую воду, знает, почему это нужно делать.
-Знает о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.
-Знает, что полноценное здоровье сохраняет здоровье, всегда питается правильно.
-Имеет представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.
-Знает о пользе зарядки, ежедневно ее делает.
-Знает о правилах личной гигиены, регулярно пользуется носовым платком и расческой.
-Знает, что длительные игры на компьютере и просмотры телепередач наносят вред здоровью и сколько минут можно проводить у телевизора или компьютера.
-Знает о вреде курения и вреде табачного дыма.
-Знает о вредных веществах (таблетки, клей, пиво и т. д.) и наркотиках.
-Знает, что при угрозе здоровью нужно вызвать скорую помощь и номер ее телефона.
Построенная модель позволяет нам планировать работу и осуществлять диагностику сформированности культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста, на основе которой вносить коррективы в нашу работу.
Литература:
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «Детство-Пресс», 2002.
2. Гарнышева Т. П. «ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. – СПб. : ООО «Издательство «Детство – пресс», 2010.
3. Голицына Н. С. «ОБЖ для старших дошкольников. Система работы». – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
4. Правила дорожного движения: система обучения дошкольников/авт. -сост. Т. Г. Кобзева, Холодова И. А., Александрова. – Волгоград: Учитель, 2010.
5. Коломеец Н. В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры/авт. -сост. Н. В. Коломеец. -Волгоград: Учитель, 2011.-168с.
Об авторах :
Полянцева М. В. –к. п. н., доцент
Тусаева О. В. – старший воспитатель МБДОУ – ЦРР- детский сад №332 г. о. Самара