Григорович Татьяна Николаевна
Урок здоровья «Наше питание» в 5 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Предмет: чтение и развитие речи.
Класс : 5.
Тема: Наше питание.
Цель – формировать у учащихся основы здорового образа жизни и добиваться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Задачи:
• уточнение и расширение представлений о значении правильного питания : режим, качество и количество пищи; закрепление навыка связного устного рассказа-описания;
• коррекция аналитико-синтетической сферы на основе зрительного и слухового восприятия; коррекция мышления и внимания;
Публикация «Урок здоровья „Наше питание“ в 5 классе» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Продукты питания
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Оборудование: воздушный резиновый шарик; 2 стакана воды; самодельная книга «Советы долгожителя»; разрезанные четверостишья; пустые бутылки и коробки из-под кока-колы, пепси-колы, фанты, чая, сока, молока, минеральной воды; листы в клеточку квадратной формы; рабочие листы; магнитофон; сенсорный шар; сенсорная вертушка; подвесная рейка; карточки для работы в группах, парах; цветные блокноты; штативы для фишек; фишки для оценивания; массажные катушки; массажные ленты; массажная дорожка; офтальмотренажёр.
На уроке используются элементы здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного.
Ход урока.
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг. момент
Создание психологического комфорта на уроке
Введение в тему
Сообщение темы урока
Целеполага
ние
Физминутка
Изучение нового материала
Физминутка
Закрепление
Подведение итогов урока
Рефлексия
Оценивание
Домашнее задание
Звучит спокойная музыка.
(способствует эмоциональному настрою, целенаправленной двигательной активности, организованности)
Учитель предлагает детям войти в класс.
(Во время урока учащиеся находятся без обуви.)
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните… Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
- Сейчас мы будем работать так, как показывает гномик в зелёном колпачке (индивидуальная работа).
За каждое правильно выполненное задание в течение урока оценивайте себя фишками.
Лексические упражнения
- На сенсорной вертушке карточки со словами: «режим дня», «еда», «режим питания», «витамины» (cм. Приложение 1).
Подберите слова к карточке, которая находится на красном секторе (зелёном, жёлтом, синем).
(поиск информации в окружающей действительности, восприятие информации в движении, профилактика близорукости)
- А теперь работаем, как предлагает гномик в красном колпачке (в группах). Он принёс для вас два конверта.
Задание. Составить предложения из слов.
• Человек, не, еда, может, жить, без.
• Человек, здоровая, должен, пища, есть.
- Кто догадался, какая тема урока?
- Тема урока : Наше питание.
- Что вы хотите узнать на уроке? Чему учиться?
(Звучит тихая, спокойная музыка)
а) «Весёлые человечки»
(Учитель показывает карточки, на которых схематическое изображение человечка. Фигурки отличаются друг от друга различным положением рук и ног)
б) «Картинки на потолке» (см. Приложение 1).
(В четырех верхних углах класса – образно-сюжетные изображения. Под каждой картинкой одна из цифр:1-2-3-4.)
(вносит сенсорное разнообразие)
- Поменялись местами. (Урок проводится в режиме смены динамических поз, для чего используются конторки (см. Приложение 1). Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой.)
(сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка)
- Готовясь к сегодняшнему уроку, я нечаянно наткнулась в библиотеке на старинную книгу, которая называлась «Советы долгожителя». (Учитель показывает книгу.)
- А кто такой долгожитель?
- Действительно, долгожителями называют людей, возраст которых превышает 80 лет. Хотите ли вы долго жить и оставаться здоровыми? Тогда давайте раскроем одну из тайн долгожительства. В чём один из секретов долгожительства, вы узнаете, прослушав следующее стихотворение из книги.
А откроем мы её все вместе: соедините локти и кулачки перед грудью, почувствуйте напряжение и с усилием разведите руки по бокам.
(Учитель читает стихотворение)
Ежедневно непременно
С аппетитом нужно есть:
Рыбу, сыр и простоквашу,
Фрукты, овощи и кашу.
Масло сливочное тоже,
И сметану, и творожник,
И молочные сосиски,
Для худых полезны сливки.
Ежедневно непременно
Надо есть всё, что полезно!
- Итак, в чём же главный секрет долгожительства? Выберите правильный ответ и покажите с помощью цветного блокнота. ( Варианты ответа помещены на цветных полосах сенсорного шара:
• в сытном питании;
• в полезном питании;
• в обильном питании. (см. Приложение 1).
(поиск информации в окружающей действительности, восприятие информации в движении, профилактика близорукости, снятие статики с шейного отдела позвоночника)
- Перечислите по памяти, какие продукты питания обязательно должен употреблять в пищу ребёнок.
- Школьник в среднем теряет за день 2 литра воды, поэтому в течение дня важно восполнять эту потерю, выпивая от 4 до 8 стаканов жидкости.
- Что вы, ребята, любите пить? (Учитель выставляет на подставку у доски пустые коробки и бутылки из-под сока, молока, чая, минеральной воды, фанты, пепси-колы, кока-колы.)
Задание. Разделите напитки на полезные и вредные для здоровья. (Работа в группах)
- Правильность такого деления напитков на вредные и полезные вы проверите, прослушав стихотворение.
С детства пью я молоко,
В нём и сила, и тепло!
Ведь оно волшебное,
Доброе, полезное!
С ним расту я по часам
И совет хороший дам –
Вместо пепси, лимонада
Молоко пить чаще надо!
Молоко всем помогает:
Зубы, дёсны укрепляет!
Чувствуешь себя легко,
Если пьёшь ты молоко!
- Итак, к какой группе напитков мы отнесём молоко?
- Давайте разбираться дальше:
Он бывает всех цветов,
В нем витаминов куча.
Я пить его всегда готов,
Ведь нет напитка лучше.
Он морковный и томатный
И на вкус всегда приятный.
Чтоб здоровым стать ты смог,
Пей скорей фруктовый… (сок).
(Учитель делает жест, дающий детям понять, что окончание стихотворения нужно сказать хором.)
- К вредным или полезным напиткам следует отнести сок?
- Теперь узнаем о свойствах ещё одного напитка:
Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет.
Силы новые дает
И друзей за стол зовёт.
- В какую группу мы определим чай?
- Послушайте ещё :
Минеральная вода
Для здоровья нам нужна.
Омывает, укрепляет
И желудок очищает,
Минералами питает,
Быть активным помогает.
- К какой группе относится минеральная вода?
- Итак, назовите напитки, которые нужно регулярно пить маленькими глотками в течение дня.
- Важно помнить, что нельзя нескольким людям пользоваться одним стаканом, потому что можно заразиться инфекционными болезнями. А как же следует поступить, если очень хочется пить, а у вас с товарищем на двоих одна бутылка минеральной воды и нет стаканов? Я научу вас, как выйти из этой ситуации, имея обычный тетрадный листок. (Учитель раздаёт каждому ребёнку тетрадный лист квадратной формы)
- Давайте вместе со мной сделаем из этого листа маленький стаканчик (см. Приложение 2).
- А теперь сделайте 5 воображаемых глотков из вашего стаканчика, высоко поднимая голову.
- А какие напитки не только не полезны, но и вредны для нашего организма, вы узнаете, самостоятельно составив стихотворение из «рассыпавшихся» четырёх строк. (На каждой парте лежит конверт с карточками, на которых написаны строчки стихотворения).
Кока-кола, чипсов пачка
Наш желудок разрушают.
Быть здоровым нам мешают
Фанта, пепси и жвачка.
- Работаем так, как показывает гномик в жёлтом колпачке (в парах).
- Прочитайте стихотворение, которое у вас получилось.
- Давайте проверим, верно, ли мы поделили напитки на вредные и полезные для здоровья? (Учитель обращает внимание детей на подставку у доски, где стоит группа пустых бутылок из-под кока-колы, пепси-колы, фанты.)
- Выйдите к доске, возьмите в руки бутылки с вредными для организма напитками и выбросите их в мусорное ведро.
а) Упражнение с тренажерами «Массажная лента» и «Массажная каталка» (см. Приложение 1).
(снятие статического напряжения с шейного отдела позвоночника; увеличение кровотока к отделам головного мозга;
снятие напряжения со ступней ног; профилактика плоскостопия; воздействие на биологически активные точки ступней)
б) Офтальмотренажёр (см. Приложение 1).
(Специальные геометрические зрительные траектории, расположенные на потолке).
(способствует снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости)
- Поменялись местами.
- На следующей странице книги «Советы долгожителя» (учитель открывает книгу) я прочитала такое выражение: «Кто переедает, тот свою жизнь сам себе сокращает». Как вы понимаете это изречение, эту фразу?
- Вы правы. Переедание очень вредно для организма. Посмотрите, что происходит с нашим желудком, когда мы буквально набиваем его пищей.
(Учитель, демонстрируя резиновый шарик, заполненный водой, проходит по рядам и даёт детям возможность ощутить его тяжесть.)
- Как и воздушный шарик, наш желудок, переполненный пищей, начинает «страдать», потому что он не может справиться с таким большим количеством пищи. Предложите способ, при котором человек съест то же самое количество полезной пищи, но при этом не заставит «страдать» свой желудок.
- Абсолютно верно. Человек, который хочет прожить долго, оставаясь при этом здоровым и полным сил, должен в течение дня есть понемногу, но часто.
Выполнение задания 1, 2 в рабочих листах (см. Приложение 3.)
- Прочитайте задание 2. Как называются приёмы пищи в течение дня?
- Давайте распределим их по порядку. Как называется утренний приём пищи?
- Под каким номером он обозначен в задании 1?
- Поставьте этот номер в первый квадратик на схеме.
- На завтрак человек, который заботится о своём здоровье, обязательно должен съесть небольшую тарелочку каши, потому что именно в ней содержатся полезные для организма вещества.
- Определите с помощью схемы, какой по счёту приём пищи должен быть самым обильным.
- Скажите, как он называется.
- Что обычно вам предлагают на обед?
- Это правильная еда на обед. Не то, что здесь:
Ну а если свой обед
Ты начнёшь с кулька конфет,
Жвачкой импортной закусишь,
Шоколадом подсластишь,
То тогда наверняка
Твои спутники всегда –
Полнота и бледный вид,
И неважный аппетит.
- А в какое время вы обычно ужинаете?
- Ужин должен быть лёгким. Это могут быть овощи, салат или винегрет. Под каким номером в списке обозначен ужин? Поставьте эту цифру в нужное место на схеме.
- Итак,
Чтобы быть всегда здоровым,
Бодрым, стройным и весёлым,
Дать совет я вам готов,
Как прожить без докторов:
Кашу – утром, суп – в обед,
А на ужин – винегрет.
- А всегда ли легко дождаться ужина? Не хочется ли вам иногда перекусить чего-нибудь между обедом и ужином?
- Этот приём пищи тоже имеет своё название – полдник. Найдите его в списке и поставьте в нужном месте на схеме его номер.
- Вы сказали, что ужинаете примерно в 7 часов вечера, спать же ложитесь около 9 часов. Очень полезно на ночь выпить стакан кефира или тёплого молока с мёдом. Прочитайте, как называется последний приём пищи в течение дня. Поставьте его номер на схеме.
- А сейчас новое задание:
Прочитайте ряд слов и определите, когда это едят:
• овсяная каша, яйцо, сыр, хлеб …
• чай, булка, яблоко …
• борщ, макароны с котлетой, компот
• картошка, рыба, салат …
(задание дети находят на подвесной рейке (см. Приложение 1).
(поиск информации в окружающей действительности; снятие статики с шейного отдела позвоночника; профилактика близорукости.)
- Открываем следующую страницу книги «Советы долгожителя». А откроем мы её опять все вместе с помощью нашего упражнения : соедините локти и кулачки перед грудью, почувствуйте напряжение и с усилием разведите руки по бокам.
- Открыли страницу, читаем ещё один совет: «Кто медленно жуёт, тот долго живёт». Раскройте смысл этого совета своими словами.
- Действительно, еда на ходу, на бегу, наспех приводит к тому, что человек откусывает пищу большими кусками и плохо её пережёвывает. А такая пища долго стоит в желудке и может привести к заболеванию – гастриту. Считается, что, употребляя в пищу, например капусту, необходимо делать не менее тридцати жевательных движений; для яблока достаточно и пятнадцати движений, для кусочка хлеба – десяти.
Рассказы учащихся у доски «Мой режим питания», «Как надо питаться»
- Давайте подведём итоги нашего урока, вспомнив основные правила приёма пищи, позволяющие сохранить здоровье и обещающие долгую жизнь. Я буду перечислять правила. Если вы будете с ним согласны, то похлопайте коленками, приподняв ноги над полом, если нет – поместите руки за голову, широко разводя локти.
1. За 10 – 15 минут до еды попей воды.
2. Не будь жадным: дай сделать глоток молока из своего стакана приятелю.
3. Перед едой мой овощи и фрукты.
4. Пей фанту, колу, пепси, спрайт – не дай себе засохнуть!
5. После приёма пищи следует удалить её остатки изо рта с помощью зубной щётки.
6. За завтраком следует обед, затем полдник, ужин и вечерник.
- Вот сколько полезного мы сегодня почерпнули из книги «Советы долгожителя». И действительно, следуя по жизни его несложным правилам, можно надолго оставаться здоровыми и полными сил. Давайте откроем последнюю страницу книги и прочитаем самые важные слова.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь!
- Ребята, как вы думаете, добились ли вы цели, поставленной вами в начале урока?
- Все ли поняли и запомнили, о чем говорили на уроке?
- Как вы оцените свою работу на уроке?
Развёрнутая словесная оценка учителя с учетом количества фишек.
- Дома: I группа – составить меню завтрака, обеда и ужина;
II группа - выполнить задание 3 в рабочих листах (см. Приложение 3).
Выход из класса по массажным дорожкам под музыку.
Дети заходят в класс, проходят по массажным дорожкам (см. Приложение 1).
(с целью профилактики плоскостопия)
Садятся на свои места.
(материал находится в конвертах)
Дети выкладывают слова на партах:
«режим дня» - … (подъём, обед, завтрак);
«еда» - … (хлеб, молоко, суп) и т. д.
Работают в группах. Составляют предложения:
*Человек не может жить без еды.
*Человек должен есть здоровую пищу.
Мнения детей.
Дети называют свои цели.
Дети выполняют движения, изображенные на карточках.
Под команды учителя 1-2-3-4; 4-3-2-1; 1-3-4-2 дети фиксируют взгляд по очереди на соот-
ветствующей данной цифре картинке. При этом совершают синхронно-сочетанные движения глазами, головой и туловищем.
(1,5 мин)
Ответы детей
Дети делают вместе с учителем.
Ребята показывают полоску того цвета, где, по их мнению находится правильный ответ.
Ответы детей.
Ответы детей.
Одна группа детей отбирает полезные, другая – вредные для здоровья напитки.
- К полезным напиткам.
- К полезным напиткам.
- К полезным напиткам.
- К полезным напиткам.
Ответы детей.
Дети вместе с учителем делают бумажный стаканчик техникой оригами.
Дети «пьют» из стаканчика.
Дети читают получившиеся варианты стихотворения.
Ученики по очереди выходят к доске и выбрасывают пустые бутылки из-под кока-колы, пепси-колы и фанты в мусорное ведро.
Одна группа детей выполняют упражнение с лентами, другая – с каталками.
Дети становятся в центре под схемой-тренаже-ром и, следя глазами за ориентирующи-ми стрелками траекторий, выполняют соответствующ. упражнение (при этом они выполняют непроизвольно-сочетанное движение глазами, головой и туловищем)
Мнения детей.
Мнения детей.
Ответы детей.
- Завтрак.
- 1
Дети выполняют.
- Второй.
- Обед.
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети выполняют задание.
- Да.
Дети выполняют задание.
Вечерник – 5.
Ответ дети показывают с помощью карточек: обед, завтрак, ужин, полдник.
Дети делают вместе с учителем.
Мнения детей.
Выступления детей.
Литература:
1. Базарный В. Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. – М. 1995.
2. Горячев В. Спасем детей – спасем Россию! О здравоохранительных педагогических технологиях доктора В. Ф. Базарного. – М. 1999.
3. Упоров Д. В., Романова Г. М., Колпакова М. В., Черемных Т. С. Современные подходы к использованию здоровьесберегающих технологий в системе специального образования: практическое пособие. – Красноярск, 2008. – 108 с.
4. Худенко Е. Г., Барышникова Д. И. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в 4 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида: Методическое пособие для учителя. – М. : АРКТИ, 2004. – 144 с.
Приложение 1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКЕ (ПО СИСТЕМЕ В. Ф. БАЗАРНОГО)
КОНТОРКА В КОМПЛЕКСЕ С МАССАЖЕРНЫМ КОВРИКОМ ДЛЯ НОГ
МАССАЖНАЯ ДОРОЖКА
СЕНСОРНЫЙ ШАР
ПОДВЕСНАЯ РЕЙКА
КАРТИНКИ НА ПОТОЛКЕ (МЕТОДИКА СЕНСОРНО-КООРДИНАТОРНЫХ
ТРЕНАЖЕЙ)
СЕНСОРНАЯ ВЕРТУШКА
МЕТОДИКА ЗРИТЕЛЬНО-КООРДИНАТОРНЫХ ТРЕНАЖЕЙ
С ПОМОЩЬЮ СХЕМЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СИМВОЛОВ
(ОФТАЛЬМОТРЕНАЖЕР)
МАССАЖНЫЕ КАТАЛКИ
Приложение 2
Приложение 3