Королькова Алёна
Урок в первом классе «Гласные буквы и звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
1. Образовательные:
– закрепить минимум понятий о гласных звуках и буквах; развивать умение анализировать звуковой состав и его написание; выполнять звукобуквенный анализ;
– помочь приобрести некоторый опыт обращения к словарю и узнать о существовании разных словарей;
– активизировать работу над орфографической зоркостью и орфографической памятью школьников;
2. Развивающие:
– развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение;
– продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
Темочки:
- Гласные звуки
- Гласные и согласные
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
– развивать умение пользоваться знаниями, приобретенными ранее;
3. Воспитательные:
– воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство коллективизма, взаимопомощи, уважения к мнению других;
– продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.
Оборудование:
Мэр Ударения, Добрый Волшебник, Буквята, страна Азбуковедения, карточка со словом фонетика.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб порядок навести.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.
Ребята, сегодняшний урок мы проведем в сказке, которую составим сами из слогов, слов, предложений. Нас ждут новые друзья, приключения, интересные задания и многое другое.
II. Повторение о звуках, буквах, слоге, слове.
Итак, начинаем… А с каких слов обычно начинаются сказки?
В некотором царстве, в некотором государстве (или жили-были) звуки. Государство это было совсем крохотное, а жителей в нем было немного – немало всего 31. Никто и никогда не видел этих звуков, так как были они невидимками.
А вот слышать их можно было, потому что 6 из них были настоящими певцами: А, О, У, И, Ы, Э. Им очень тонко и красиво подпевали: Я, Е, Ё, Ю.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается (гласный)
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке ребенка баюкать,
Но не желают скрипеть и ворчать.
– Сколько всего гласных звуков существует? (6)
Для того чтобы различать звуки и буквы, звуки записывают в квадратных скобках.
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу!
Сяду ровно не согнусь,
За работу я возьмусь!
– Назовите и запишите их у себя в тетрадях? (а, о, у, ы, и, э) (1 строчка.)
Все слова состоят из звуков, которые можно записать особыми значками – буквами. Звуки речи, или фонемы, изучает наука фонетика. Это название произошло от греческого слова фоне – звук.
– А сколько гласных букв в русском алфавите? (10)
– Назовите гласные буквы русского алфавита и запишите их у себя в тетрадях
(а о у ы э ы я е е ю) (2 строчка.)
Сейчас мы убедимся в певучести и значении гласных в словах, выполнив:
1 задание “Вставьте гласную букву в слово”. (Для работы приготовьте веер с гласными буквами.)
Р _ к, д _ м, м _ р, д _ б, с _ р (3 строчка.) (Один ученик у доски вставляет красным мелком.)
– Назовите буквы, которые вставили? (а о и у ы)
– Как они называются? (Гласные.)
Задание 2 Работа над непроверяемыми написаниями.
1. Фронтальная работа.
Прочитайте слова на доске:
Капуста, помидор, яблоко, горох, томат, яблоня, картофель, ягода, малина.
– Что вы можете сказать об этой группе слов?
– Что это за слова? (Словарные.)
2. Самостоятельная работа[/b]
– Выпишите слова, в которых первая и последняя буквы – гласные.
– Какие слова выписали? (Яблоко, яблоня, ягода.)
– Что их объединяет? (По 3 слога в каждом слове; первый слог – ударный, непроверяемая безударная гласная во втором слоге; во всех словах звуков больше, чем букв; все слова начинаются с гласной я.)
– Поставьте ударение, подчеркните гласную букву, которая обозначает безударный гласный звук.
– Выполним звукобуквенный состав слова ягода. Сколько букв? Сколько звуков? Почему?
Ягода – [й, а г а д а] 5б., 6зв. (Запись в тетрадь.)
В слове ягода букве я доверили сыграть 2 роли, но не всегда у нее бывает такое везение. В каких случаях букве предстоит сыграть 2 роли?
– Каким гласным буквам в театре звуков тоже доверяют сыграть 2 роли?
III. Физкультминутка
Ну-ка дружно встали вместе,
Повернулись-ка на месте,
Громко хлопнули 3 раза,
Подмигнули правым глазом,
Левой топнули ногой!
А потом ещё другой!
Закричали все "Ура"!
А теперь и сесть пора!
Итак, с 10 жителями страны вы уже знакомы. Остальные 21 тоже были добрыми и хорошими звуками, но петь они совершенно не умели. Вот послушайте о них:
Заранее подготовленный 2 ученик читает стихотворение:
А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Есть еще 2 невидимых и неслышимых жителя в царстве. Вы уже догадались, кто это? Почему они даже не слышатся? (ь и ъ – служат для обозначения мягкости согласных).
IV. Знакомство с алфавитом.
Составляем сказку дальше.
Однажды в том царстве появился волшебник из другого государства. Ему там так понравилось, что он тотчас захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители– невидимки, то очень огорчился. Но он, все-таки, был добрым волшебником и подарил каждому звуку волшебное платье, причем, ни одно из них не было похоже на другое. И стоило его надеть, как сразу звук превращался в букву.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение:
33 родных сестрицы,
Дружные красавицы.
Взявшись за руки, стоят,
Всем ребятам нравятся.
А кто обычно правит в царстве? (Царь или царица.)
У нашего царя до сегодняшнего дня было прекрасное имя. Но, как в любой сказке, появился злой волшебник и зашифровал его имя в этом ребусе:
А * * а * и * (Алфавит.)
Буквы в своих замечательных платьях перед вами стоят в определенном порядке, каждая на своем месте.
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться.
– Давайте правильно прочитаем весь алфавит (хором).
Отправляемся в сказку дальше.
Как-то в прекрасную страну Азбуковедения пришел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что они стали друг на друга похожи. (Буквята)
Буква о стала походить на а, е на и, а на о, и на е. Колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе ударение могло помочь буквам. Достаточно ему было ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с нее обманчивая волшебная маска и буква становилась сама собой.
– Буква под ударением ясна и понятна. Как она называется? (Правильно, ударная гласная.) Звук в сильной позиции слышится четко и ясно.
– А как называются те гласные, которых ударение еще не коснулось? (Безударными гласными.) В слабой позиции звук слышится нечетко и неясно.
Буквы еще заколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы помочь им. Запомните волшебные слова.
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной. (Заучите эти волшебные слова.)
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно поставь под ударение.
А сейчас мэр Ударения предлагает вам свои задания.
VI. Работа со словами с безударными гласными. (Прочитайте слова.)
Уд*рение, д*бро, эп*зод
– Какие буквы пропущены? Как проверим написание пропущенных букв? Я вижу, что 3 слово у вас вызвало затруднение.
– Понятно ли вам значение этого слова?
Чтобы приоткрыть дверцу в тайну этого слова нужно обратиться к добрым, умным волшебникам-книгам, с которыми нам с вами еще предстоит очень часто встречаться. Одним из таких волшебников является толковый словарь Ожегова, где дается толкование слов. Эпизод - это отдельный случай из жизни. (Читает учитель.)
А сейчас я предлагаю вам посмотреть на фрагмент из толкового словаря в вашей научной книге на с. 4
Гласная буква в слабой позиции в данном слове вызвала затруднение. Попробуйте подобрать проверочное слово. Даже всемогущий мэр Ударения не в силах помочь. Такие слова живут в другой книге в орфографическом словаре, где можно проверить правильное написание любого слова. Какое еще опасное место встретилось в этом слове? (Парная согласная на конце слова.)
– Назовите проверочные слова.
Запишите слова в тетрадь, помня обо всех орфограммах, которые мы назвали.
Обратимся вновь к научной книге. Рассмотрите иллюстрации на этой странице.
Вспомните интересный эпизод к рассказу В. Драгунского “Заколдованная буква”. Какая в данном рассказе была заколдованная буква? (буква ш)
VII. Итог урока.
Среди жителей государства, в котором мы сегодня побывали, есть 2 большие группы.
– Какие? (Гласные и согласные.)
– Сколько гласных букв, звуков?
– Какие гласные буквы обозначают 2 звука и когда?
– Каким гласным буквам в театре звуков доверяют сыграть 2 роли?
Все герои нашей сказки, с которыми мы познакомились сегодня, на мой взгляд, были добрыми и умными. Мне хочется, чтобы вас в жизни всегда окружали только добрые сказки, и чтобы вы как можно дольше верили в чудеса.
У меня на доске сердечко большого цветка, но лепестков у этого цветка пока нет, он еще не расцвел. Но когда он расцветет, то будет таким, какое настроение у вас в данный момент. А теперь закройте глаза и представьте, какого цвета цветок расцвел у вас в душе.