Надежда Тахмазова
Урок музыки в 8 классе по творчеству Моцарта «И в просвещенье стать с веком наравне»
▼ Скачать + Заказать документы
УРОК В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ :
«И в просвещенье стать с веком наравне»
ЦЕЛИ:
Образовательные - расширение музыкального кругозора учащихся, знакомство с
творчеством композитора, выразительное исполнение музыкальных
произведений.
Развивающие - развитие творческого мышления, воспитание слушательской
культуры, эмоциональный отклик.
Воспитательные - приобщить к высокому искусству, проследить за связью музыки с
жизнью.
Публикация «Урок музыки в 8 классе по творчеству Моцарта „И в просвещенье стать с веком наравне“» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
«О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух :
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг!»
А. С. Пушкин
Тип урока : Комбинированный.
Продолжительность: 40 минут
Оборудование: фортепиано, компьютер, аудиокассеты, слайды.
Оформление: портрет композитора В. А. Моцарта, эпиграф.
ПЛАН УРОКА :
1. Организационный момент (3 минуты)
(вход ребят под музыку, музыкальное приветствие)
2. Актуализация опорных знаний. (5 минут)
(привитие вокально-хоровых навыков, распевание на вокально-хоровых упражнениях, и выразительное исполнение раннее выученной песни)
3. Изучение нового материала. (15 минут)
( Беседа с опорой на средства наглядности: иллюстрации, слайды, музыкальные фрагменты)
4. Закрепление (10 минут)
(провести связь между временами и подчеркнуть актуальность созданной музыки Вольфганга Моцарта.)
5. Сообщение домашнего задания и комментарии к нему. Подведение итогов урока. (7 минут)
1. Организационный момент.
Вход ребят под музыкальное сопровождение – «Школьный корабль» комп. А. Струве. Музыкальное приветствие.
Учитель; Я рада вновь видеть вас в нашем музыкальном классе, в котором, я надеюсь,вы отдохнете и душой и телом, и окунетесь в море волшебных звуков, и узнаете много интересного о их творцах.
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Прежде, чем начать урок, приведем голосовой аппарат в рабочее состояние.
А) Мимическая гимнастика
Распоемся на звукоряде от «до» до «до» с названием нот. Вспомним, как называется такой звукоряд. (Гамма)
Дайте, пожалуйста, определение гамме? (Звукоряд с удвоенной тоникой, т. е. 1 ступенью.) Исполнение гаммы.
Исполнение «Звуки музыки» ком. Роджерса.
Выразительное исполнение песни Журбина «Когда окончится война».
3. Изучение нового материала.
Учитель: Ребята, обратите внимание на эпиграф урока, давайте прочитаем его вместе:
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг!
И сегодня на уроке мы знакомимся с музыкой гения, знакомимся с творчеством композитора, который жил и творил в эпоху просвещения и чья гениальнейшая музыка прославила его имя на века.
Прослушайте, пожалуйста музыкальный фрагмент и назовите имя этого композитора. (Звучит муз. фрагмент из «Маленькой ночной серенады»)
Учитель: Совершенно верно. Это Вольфганг Амадей Моцарт. А прозвучал фрагмент из «Маленькой ночной серенады». Творчество и музыка этого композитора актуальна, всегда современна и востребована. На его музыке выращено не одно поколение человечества. Моцарт и ныне с веком наравне, на его творчестве раскроем нашу тему урока, которая звучит… Прочитаем все вместе хором: И в просвещенье с веком наравне».
Прослушаем музыкальный фрагмент из произведения Моцарта «Рондо в турецком стиле». Учитель: Что вы представляете, слушая эту музыку?
(Высказывания ребят)
Учитель: Давайте, иысленно перенесемся в ХУШ век, где нас окружают дамы в пышных платьях и кавалеры в париках, мы танцуем с вами модный в то время танец –МЕНУЭТ.
Разучиваем танцевальное движение этого танца. После музыкально-ритмической разминки.
Учитель: Ребята, как вы думаете, можно ли соединить классическую музыку с музыкой нового современного направления. Но, прежде давайте вспомним, какие направления музыки популярны на сегодняшний день.
( Ответы детей: рок, поп, джаз и т. д.)
И чтобы ответить на мой вопрос, прослушайте следующий муз. фрагмент.
Учитель: Узнали, чья это музыка? (Моцарта)
Назовите произведение? (Рондо в турецком стиле.)
Но, что в «Рондо» изменилось? (темп, дополнительные инструменты)
Что осталось неизменной? (мелодия, ритм)
Учитель: Так, что же получается? Музыка, сочиненная более 2-х с половиной веков
тому назад находит свое отражение, и можно сказать, продолжение в 21 веке. Она востребована, интересна и при использовании обработки приобретает характер, присущий нашей современной жизни, быстрый ритм, применение компьютерной музыкальной аппаратуры.
СЛАЙД: Обработка музыкальных произведений – присочинение к мелодии инструментального сопровождения.
Переложение, аранжировка – переработка музыкальных произведений, написанного для определения инструмента.
Учитель: Одно из величайших творений Моцарта – «Реквием». Последнее творение великого гения.
СЛАЙД: «Реквием» в переводе с латинского – вечный покой – хоровое произведение траурного характера, исполнявшееся в церкви в память умершего.
Учитель: Реквием Моцарта уходит далеко за рамки строгого церковного произведения. В величественной и трогательной музыке композитор передал глубокое чувство любви к людям.
Слушание фрагмента «Реквием» и показ презентации.
Учитель: Как вы думаете, для чего нам нужна музыка «Реквиема»?
Ответ учащихся.
Учитель: Музыка «Реквиема» помогает пережить те страшные события, которые совершаются в наше нестабильное время. Когда террор и войны несут гибель ни в чем неповинных людей, детей, стариков. Музыка «Реквиема» учит нас не потерять доброту, любовь к людям, не очерстветь душой, не озлобиться и учит она нас на протяжении 2-х с половиной веков.
4. Закрепление.
Таким образом, мы можем подвести итог:
С какими произведениями В. А. Моцарта мы познакомились на нашем уроке?
Ответы детей.
Музыка великого австрийского композитора полна животворной силы, действующей от поколения к поколению. И она не скоро может быть исчерпана или исжита. Иными словами, «И в просвещенье с веком наравне»
В заключении урока предлагаю вам исполнить песню «Пусть вечным будет мир» Му. Ю. Антонова. Выразительное исполнение песни.
Домашнее задание:
Представьте, что вы музыкальные критики и должны дома написать небольшой отзыв – размышление о нашем сегодняшнем уроке. Что вам не понравилось, что хотели ли бы услышать или в какой форме проводить уроки музыки.