лариса ильина
Урок в 1 классе. «Во дворце королевы мелодии». Мелодия. Мелодический рисунок. Аккомпанемент.
▼ Скачать + Заказать документы
ВО ДВОРЦЕ КОРОЛЕВЫ МЕЛОДИИ
Конспект открытого сценария урока музыки в 1-ом классе
Учителя музыки Ильина Лариса Юрьевна
Вязовская начальная общеобразовательная школа
Дата урока : 22.10.2015 года
Тема урока : «Во дворце королевы мелодии»
Место урока в системе уроков : текущий
Публикация «Урок в 1 классе, „Во дворце королевы мелодии“, Мелодия, Мелодический рисунок, Аккомпанемент,» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Цели урока : Развитие у детей эмоциональной отзывчивости на красоту и мелодизм русской классической музыки в процессе дальнейшего освоения языка музыкального искусства.
Задачи урока :
• изучить новое средство музыкальной выразительности Мелодия;
• закрепить понятие жанра;
• закрепить понятие высота звуков, громкость, ритм, метр, доля;
• работать над чистотой интонирования;
• развивать у детей умение чувствовать характер музыки;
• развивать чувство ритма;
• развивать творческие способности учащихся: память, внимание, воображение, фантазию;
• развивать музыкальный кругозор;
• воспитывать любовь к родине, к красоте русской природы;
• воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса
Тип урока : Урок повторения, изучения и первичного закрепления новых знаний
Методы урока : объяснительно-иллюстративный с элементами импровизации
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная
Возрастная категория: 1 класс
УМК:
• Т И Бакланова Москва АСТ. Астрель Полиграфиздат 2010
• Технические средства обучения
Музыкальный материал:
• П И Чайковский Мелодия.
• П И Чайковский «Марш деревянных солдатиков».
• П И Чайковский «Болезнь куклы».
• П И Чайковский «Старинная французская песенка».
• Г Галынин «Зайчик».
• Кесселдьман «Маленький вальс».
• Е Крылатов «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка».
• С Майкапар «В садике».
• Веселый колокольчик.
Оборудование: синтезатор, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты, наглядные пособия.
Технология: игровая технология
План урока :
1. Мелодия- главный элемент музыки.
2. Слушание. П И Чайковский «Детский альбом».
3. Пальчиковая гимнастика «Стали гномы гостей приглашать…»
4. Средства музыкальной выразительности. Аккомпанемент.
5. Средства музыкальной выразительности. Регистр.
6. Средства музыкальной выразительности. Динамика.
7. Юный композитор.
8. Игра «Веселый колокольчик».
9. Закрепить средства музыкальной выразительности. Динамика.
Ход урока:
Слушание музыки:(вход) Мелодия Чайковский
Учитель: В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были… Кто же будет жить в нашей сказке? Наверное мы с вами…Ведь эти царства-государства вокруг нас можно увидеть особым зрением. Мы приближаемся к ним, открываем в замке «дверь» (открываю Барбин дом). Заглядываем туда…Но до нас доносятся лишь слабые отголоски тех миров. Давайте представим, что мы попали в сказочный музыкальный дворец. А кто нас встречает во двоце?
Ученики: Придворные, стража, солдаты.
Учитель: Вместе в ногу раз, два, три!
Как шагают, посмотри!
Не поют и не танцуют,
Строем дружно…
Ученики: Маршируют.
Слушание музыки (играю)
Чайковский «Марш деревянных солдатиков».
Учитель: Это марш для настоящих солдат?
Ученики: Нет.
Учитель: А для каких?
Ученики: Для игрушек деревянных, пластмассовых.
Учитель: Где могут маршировать игрушечные солдатики?
Ученики: В сказке, в мультфильме.
Учитель: Музыка легкая, игровая, волшебная, легкий марш.
А кто самый главный в музыкальном дворце?
Ученики: Королева.
Учитель: Самая необыкновенная из королев. Почему необыкновенная? Сейчас я открою вам эту музыкальную тайну. Потому что эта королева все время меняется. То она веселая и смех ее разносится как звуки серебряного колокольчика (играю в колокольчик) по всему дворцу. То она плачет и все фонтаны во дворце наполняются ее слезами. Иногда она становится грозной и сердитой. И тогда придворные прячутся. Вместе с настроением меняется и ее музыкальная одежда. Имя этой удивительной королевы…
Ученики: Мелодия (если не сказали. Ребята она сегодня у нас загадочная и не хочет чтобы вы ее сразу узнали. Но я вам подскажу-
играю Птичка)
Учитель: Мелодия, а окружающих ее придворных так и называют- сопровождение. Потому что они ее сопровождают, следуют за ней.
Учитель: Мелодия-это? (играю набор звуков с паузами)
Ученики: Звуки.
Сушание музыки: (играю без аккомпанемента)
Чайковский «Старинная французская песенка».
Учитель: Звуки появляются по одному, они разные. Движутся вверх, вниз, по разному. У нас получается мелодия. А чем отличаются звуки друг от друга?
Ученики: Они то короткие, то длинные (подъигрываю подсказывая).
Учитель: У мелодии есть звуковая одежда. Ее сопровождение. Она может быть легкой, плавной, тяжелой, шуточной, разной.
Слушание музыки: (играю с аккомпанементом)
Чайковский «Старинная французская песенка».
Учитель: Какое звучание вам понравилось больше? С сопровождением или одна мелодия без аккомпанемента?
Ученики: С сопровождением.
Учитель: Мелодия с сопровождением звучит красивее, богаче. Звуки сопровож-дения отличаются от мелодии более долгими звуками. Они тянутся. За наше старание для нас придворные приготовили сладкое угощение:
Пальчиковая гимнастика:
«Стали гномы гостей приглашать,
Стали гномы гостей угощать.
Каждому гостю досталось варенье,
Каждому гостю досталось варенье.
Пальчики склеило то угощенье.
Плотно прижалась ладошка к ладошке,
Гости не могут взять даже ложки».
Учитель: У королевы Мелодии есть помощники министры. Министр Регистр. Он переносит музыку, делая ее высокой, средней, низкой.
Посмотрите-ка что-то наша королева Мелодия загрустила. Засиделась с нами. Как мало движений. Ведь мы в сказочном дворце. А во дворце бывает бал? А на балу что делают?
Ученики: Танцуют.
Учитель: Пары танцуют.
Шаги «Раз, два, три»
Это же вальс. Посмотри!
Слушание музыки: (играю)
Кессельман «Маленький вальс».
Учитель: Какая музыка? Как движутся звуки в мелодии? Плавно, отрывисто или «прыгают»?
Ученики: Плавно, легко.
Учитель: Это танец. Регистр средний (показываю на синтезаторе 1 октаву). Мелодия и сопровождение плавные, легкие, танцевальные.
А какой характер этой мелодии?
Слушание музыки: (играю)
Г Галынин «Зайчик»
Учитель: Какая мелодия?
Ученики: Прыгающая, легкая, веселая, отрывистая. Мелодия здесь веселая.
Учитель: А регистр высокий, средний или низкий?
Ученики: Высокий.
Учитель: Эту песню нам пела мама,
Когда колыбель качала».
Слушание музыки: (играю)
Е Крылатов «Колыбельная медведицы»
Ученики: Колыбельная.
Учитель: Какая мелодия?
Ученики: Ласковая, нежная, плавная.
Учитель: А что удобно делать под эту мелодию?
Ученики: Кружиться.
Учитель: Давайте покружимся (играю Колыбельную)
Учитель: Жарко стало в замке. Вышла королева Мелодия в сад. Вдруг подул за окном сильный ветер, набежали тучи. Встревожилась королева Мелодия.
Слушание музыки (играю)
Чайковский «Болезнь куклы».
Учитель: Одежда плотная, звуков много. Звуки сопровождения неотступно следуют за мелодией. Давайте развеселим нашу королеву.
Он пишет музыку для вас,
Мелодии играет,
Стихи положит он на вальс
Кто песни сочиняет?
Ученики: Композитор.
Учитель: Давайте станем композиторами и придумаем свою мелодию.
Игра, гитара, балалайка
Их общим словом называй-ка
Ученики: Музыкальные инструменты.
(Разбирают инструменты. Работа в парах, групповая).
Учитель: Давайте придумаем мелодию про грустную и веселую Королеву.
Тот кто песни не поет, а слушает
Называется –слушатель.
Композитор-Маша исполняет, а мы зрители-слушаем.
Давайте похлопаем. Молодцы. А теперь давайте поиграем в
«Веселый колокольчик»
Цель: Формировать ощущение полного речевого и музыкального предложения.
Оборудование: Колокольчики.
Хор игры: Педагог поет четные фразы со словами, а дети со звукоподражанием
подъигрывая себе на колокольчиках.
1. Веселый колокольчик-
Динь, динь, динь.
Смеется и хохочет-
Динь, динь, динь.
2. Он пел зимой чуть слышно-
Динь, динь, динь.
Но снова солнце вышло
Динь, динь, динь.
3. И звонкие капели
Динь, динь, динь.
В ответ ему запели
Динь, динь, динь.
Учитель: Молодцы. (собираю колокольчики). Наша королева Мелодия хочет еще с нами поиграть.
Арт-терапевтическая «Тихо-громко» (тихие и громкие звуки)
Под тихую музыку тихонько ходим на носочках. Представьте, что держите куклу на руках. Под громкую музыку высоко прыгаем, поднимая куклу вверх.
Слушаем, выполняем (Тмхо-громко, куколка).
Тихо куколка сиди
Мою маму не буди
Прыгай кукла веселей
Буди маму поскорей.
Тихо-громко
Под тихую музыку стучим пальчиком о пальчик. Под громкую музыку громко хлопаем в ладоши.
Выполняем под Тихо-громко (ладошки, пальчики).
Учитель: Мы были в гостях у…
Ученики: У королевы Мелодии
Учитель: Познакомились с кем?
Ученики: Придворные- сопровождение
Учитель: И с министром-Регистром.
Если вместе все поют
Это (хором) назовут
Повторяем слова песни.
Покажите мне как мы сидим, когда поем
Ножки-раз
Ручки-два
Спинка-три
Голова-четыре
Приготовились дышать- пять
Исполнение песни Теперь мы первоклашки»
Учитель: Молодцы. Хорошо поработали.
На доске круг. Какое настроение было у вас во время урока? Выберите улыбающийся смайлик или грустный смайлик. Наклейте его клеем в круге.
Королеве Мелодии подвластно время. Ее слушают гномики-часики. И сейчас они говорят нам, что наше путешествие закончено. Урок окончен. До свидания.
Ученики: До свидания.
Литература:
1. Т И Бакланова Обучение в 1 классе по учебнику «Музыка». Планета знаний Москва АСТ. Астрель 2009.
2. Музыка 1 класс Т И Бакланова. Планета знаний Учебник. АСТ. Астрель Москва 2012.
3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка Авт. Сост. А С Кленов; Под общ. Ред. О Г Хинн. -М., 1998.
Интернет ресурсы:
cor. Academic. Ru
Малый академический словарь «Академик»
П И Чайковский «Детский альбом»
«Язык дирижерского жеста».