Моздыкова Светлана Юрьевна
Урок-сказка «Почему идет дождь и дует ветер?» по предмету «Окружающий мир» в 1 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Урок-сказка по предмету «Окружающий мир»
1 класс
Тема «» Почему идет дождь и дует ветер?»
Цель: расширение и уточнение представления детей о дожде и ветре как природных явлениях.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: - Ребята, помогите закончить строчки стихотворения и тогда узнаете, что ждёт нас сегодня на уроке:
Ужасно интересно, все то, что (неизвестно).
А то, что неизвестно, нам хочется (узнать).
Но чтоб добыть нам знания, проявим мы (старание,
Тогда с тобою многое удастся нам (понять).
Учитель: - Итак, вперёд! Сегодня на уроке герои сказочной Небесной страны –Солнце, звезды и Луна – будут нам помогать. Вместе с ними мы познакомимся с новой темой урока и узнаем: «Почему идет дождь и дует ветер?»
2. Повторение изученного материала.
Учитель: Жили – были в Небесной стране Солнце, звезды и Луна. Жили – были, не тужили. Но однажды на Небесном совете решили: «Мы живем в небесной стране, а знают ли дети про нас на Земле?» Пригласили звездопад, чтобы проверить знания ребят.
*Работа по карточкам – звездам. На доске звезды. На обратной стороне звезд написаны задания:
1. Все звезды – это огромные пылающие - (шары).
2. Ближайшая к земле звезда - (Солнце).
3. Звезды кажутся нам маленькими светящимися точками потому что (находятся далеко от Земли).
4. Все звезды отличаются по (размеру) и по (цвету).
5. Звезд на небе очень много и люди объединили их в (созвездия).
6. У Большого Ковша
Больно ручка хороша!
Три звезды - и все подряд,
Как алмазные, горят.
Это созвездие - (Большая Медведица).
6. Какие созвездия вы еще знаете?
Учитель: - Ребята, герои Небесной страны вашими знаниями горды. Но хотят они вам предложить при помощи знаков свою Небесную страну изобразить.
*Графический диктант.
Работа выполняется на листочках в клетку. Учитель читает утверждения, учащиеся ставят соответствующий знак (знаки даны на доске)
- да, - нет, - не знаю.
Учитель: - Я прочитаю следующие утверждения. Вы либо соглашаетесь, либо нет. Если не знаете правильного ответа, то рисуете соответствующий знак – горизонтальную линию.
1. Луна больше Земли.
2. Луна сама не испускает света.
3. Люди уже несколько раз бывали на Луне.
4. На Луне есть воздух и вода.
5. В созвездии Большой Медведицы 7 ярких звезд.
7. Луна – это естественный спутник Земли.
(У детей на листах бумаги появляется рисунок. Рисунки вывешиваются на доску)
- Сравните.
Учитель: - Ребята, вы справились с заданиями героев Небесной страны. Они вас благодарят.
Физкультминутка
3. Работа над новой темой.
Учитель: - А в Небесной стране – паника. Солнце решило, что стало плохо видеть. Все ему кажется сверху на Земле неярким. Звезды и Луна как могли успокаивали Солнце. И тут одна маленькая звездочка сказала: «Я знаю, что нужно сделать, чтобы Солнце опять увидело Землю яркой и красивой!» Герои недоверчиво посмотрели на маленькую звездочку. А она продолжала: «Я слышала, что где – то есть маленькие капельки воды, которые могут собраться и умыть Землю дождем. Но без нашего Солнца они не смогут это сделать». Солнце так обрадовалось. Ведь ему было скучно все время заниматься одним и тем же.
Учитель: - Ребята, нам нужно помочь Солнцу и рассказать почему идет дождь.
При помощи таблицы «Круговорот воды в природе» учитель рассказывает почему идет дождь, опираясь на высказывания детей.
- На Земле много океанов, морей, рек, озер, прудов, луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется. Вода испаряется, т. е. становится невидимым, прозрачным паром. Этот легкий пар с теплым воздухом поднимается вверх. А там, на высоте, всегда холодно. Маленькие капельки соединяются и образуют крупные капли. Этих капель так много, что все они превращаются в большое темное облако – тучу.
- Капли воды, из которых состоят тучи тяжелые. Они не могут долго держаться и падают на Землю. Вот и получается дождь.
*Работа по учебнику.
Учитель: Рассмотрим рисунок на стр. 36 учебника и прочитаем вывод.
(Дети читают и после чтения отвечают на вопросы).
- Что такое туча?
- Из чего состоит туча?
- Почему капли падают на Землю, и получается дождь?
*Творческая работа.
Учитель: Рассмотрите рисунок в учебнике на странице 37. Придумайте небольшой рассказ о том, как природа ждала дождя.
Выслушивается 3 - 4 рассказа.
Учитель:
- Ребята, а вы знаете, какие бывают дожди?
- Рассмотрите рисунки с различными видами дождя и соотнесите их с названиями.
На доске - рисунки с видами дождей: ливень, ситничек, косохлест.
После того как будет дана характеристика дождю, вывешиваются таблички под каждым рисунком (как в учебнике на странице 92).
- Почему так назвали дожди? Прочитайте.
- Какие из названных дождей вы наблюдали?
- Для чего необходим дождь?
- Как образуется дождь?
Выслушиваются ответы учащихся.
- Ребята, помогли мы Солнцу?
Физкультминутка.
Почему дует ветер?
Учитель: - Радо Солнце, что Землю умыло дождем. Так радо, что стало сильнее припекать. Всем вокруг жарко стало. В Небесной стране опять паника, что же делать? Что мы делаем в таком случае?
- Что нам может принести прохладу? Откуда появляется ветер? Почему он дует?
Опыт 1.
- Помашите перед лицом руками, используя веер.
- Что вы чувствуете? (Ветерок).
- А откуда он взялся? (Мы заставили воздух колебаться, двигаться).
-Кто догадался, что такое ветер? (Это движущий воздух).
-Верно, но движение воздуха вы можете не только почувствовать, но и увидеть.
Опыт 2.
Учитель приоткрывает дверь класса и опускает к порогу зажженную свечу. Пламя свечи отклоняется внутрь комнаты, так как из коридора движется холодный воздух. Затем учитель медленно поднимает свечу кверху. Пламя отклоняется в сторону коридора. Это из классной комнаты выходит теплый воздух.
-Ребята, давайте сделаем вывод о том, как движется воздух.
Работа по таблице.
- А теперь, давайте посмотрим, как возникает ветер.
- Земля в разных местах по – разному нагревается солнцем. От Земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх, а холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.
-Ребята, вы знаете, что ветер может быть другом человека. Но может быть и врагом. Расскажите, какие несчастья приносит сильный ветер?
(Валит деревья, обрывает провода, срывает крыши домов).
-Но человек воспользовался силой ветра. Он приводит в движение ветряные двигатели, которые вращают жернова мельниц, качают воду из колодца или пруда, вырабатывают электричество.
Дети рассматривают рисунки в учебнике.
-Еще в древности люди научились строить корабли и лодки, и чтобы они двигались быстрее, на корабли поставили мачты с парусами.
Ветер надувал паруса и толкал корабль вперед.
Если бы в природе не происходило движение воздуха, то в жарких странах, где нестерпимо печет солнце, стало бы еще жарче. В холодных странах стало бы еще холоднее.
Но ветер переносит теплый воздух из жарких стран в холодные, а холодный воздух – в жаркие страны. От этого в жарких странах делается прохладнее, а в холодных - теплее.
Ветер перегоняет облака с места на место, разносит воду по всей земле.
Если бы не ветер, в сухие места не приходили бы тучи и облака. Там не было бы дождей и снега, пересохли бы ручьи, реки, озера, колодцы.
Вот какую помощь оказывает ветер.
- Какими словами мы можем описать ветер? Какой он бывает?
(Сильный, холодный, сырой, теплый, порывистый, слабый и т. д.)
- Сильный и опасный ветер называют ураган, тайфун, смерч.
- Тихий ветер – бриз, муссон.
(Вывешиваю карточки со словами на доску).
Физкультминутка.
Закрепление.
- Ребята, а как же возникает ветер? Давайте прочитаем об этом на странице 37.
- Что такое ветер?
- Какой бывает ветер?
- Откуда он появляется?
- Выполните задание в рабочей тетради на странице 37.
- Помогли мы героям Небесной страны?
*Кроссворд (Работа в парах).
Учитель: - Ребята, герои Небесной страны предлагают нам разгадать кроссворд. Расшифровав его, мы узнаем, что желают герои всем ребятам в классе.
1. Густое, темное облако из которого жди дождя. (туча).
2. Ждали, звали, а показался прочь убежали. (дождь).
3. Сильный ветер. (ураган)
4. Мелкий дождь, как из сита. (ситничек).
5. Всю малину исхлестал, всю черемуху.
Наклонил он ветки груши
Нужен саду свежий душ,
Но зачем так сильно лить,
Набок яблоню клонить. (Ливень).
Какое слово получилось? (Удачи).
Герои желают всем ребятам удачи в учебе, в жизни, во всех начинаниях.
Итог урока.
- Вот и закончился наш необычный сказочный урок.
- Почему идет дождь и дует ветер?
- Что интересного вы сегодня услышали и узнали?
- Какие открытия вы для себя сделали?
- Где вам могут пригодиться эти знания?
Рефлексия.
Получите каждый капельку дождя и нарисуйте свое настроение: веселое или грустное.
- Прикрепите их к доске.
Оценка.
- Молодцы ребята! Все вы сегодня хорошо поработали, были активны, показали свои знания. Я вами очень довольна, также, как и герои Небесной страны.
Рекомендации для занятий дома.
- Понаблюдайте за дождем, тучами и ветром. Какие они? Как их можно описать?