Сорокова Елена Егоровна
Урок СБО «Семья вместе — душа на месте»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья вместе — душа на месте
ОГБОУ «Уртамская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья»
Учитель Сорокова Елена Егоровна
Урок СБО в 9 классе.
Тема: «Семья вместе – душа на месте» (1 слайд)
Цели и задачи:
-формировать правильное представление о семье;
-создать положительную мотивацию к изучению материала урока, психологически настроить на работу.
Публикация «Урок СБО „Семья вместе — душа на месте“» размещена в разделах
- Домоводство, СБО, труд
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Образовательные задачи: познакомить с отношениями в семье; с семейными традициями.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать у детей коммуникативные функции речи; развивать мышление, корректировка внимания.
Воспитательные:
- целенаправленно формировать позитивные качества личности,
-формировать дружеские взаимоотношения, желание и умение помочь друг другу в семье;
-формировать уважение к членам своей семьи.
Оборудование: компьютер, карточки с вопросами, презентация, лепестки ромашки.
Ход УРОКА:
1. Организация учащихся на урок.
-Рано утром я встаю, бога я благодарю,
Солнцу, ветру улыбаюсь
И при этом не стесняясь,
Слово «Здравствуй» говорю,
С кем встречаюсь по утру.
Всем здоровья я желаю,
Никого не обижаю.
Хватит места на земле
Людям всем, животным, мне.
Чтоб земля моя цвела,
Я желаю всем добра!
- Чтобы настроиться на работу послушайте песню в исполнении группы «Непоседы» - «Моя семья». (2 слайд)
2. Введение в тему. Коррекция мышления.
-Ребята! Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке? А почему слово «семья» состоит из семи «Я»? (Ответы детей)
-Да, настоящая семья, это не семья из трёх человек. Это семья, где есть бабушки, дедушки, мама, папа и дети.
А что для вас значит семья?
- Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.
-Семья – это то, что мы делим на всех, (3 слайд)
Всем понемножку и слезы, смех
Взлет и падение,
Радость, печаль,
Дружбу и ссоры,
Молчанья печать.
Семья – это то,
Что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды,
Недели, года.
Но с вами будет
Большая семья.
-Авторитет семьи в народе был необычайно высок. Человек не желающий заводить семью в зрелом возрасте, вызывал у соседей подозрение. Две причины считались уважительными – болезнь или уход в монастырь. Крестьяне всегда жили большими семьями (15-20 человек)- старые родители, женатые сыновья с детьми и внуками – три-четыре поколения родственников. Тесновато было большой семье в крестьянском доме. Может быть, тогда и родилась пословица «В тесноте, да не в обиде»? (4 слайд)
Работа над коррекцией памяти, мышления.
-А какие ещё пословицы вы знаете о семье?
1. Без мужа – что без головы, без жены – что без ума. (5 слайд)
2. Бабы каются, а девки замуж собираются.
3. Брал жену денёчек, а плакал годочек.
4. Молодой муж, не будь дома, как петух, а на улице как курица.
5. Утро вечера мудреней, а жена мужа удалей.
6. Любовь не картошка, не выбросишь в окошко.
- А почему люди создают семью? (Ответы детей)
Раньше такое чувство как любовь редко бралось в расчёт. В первую очередь учитывался хозяйственный интерес. И мнение девушки и юноши не учитывали, за них всё решали родители. Любовь, брак, семья… У людей нет более сильного чувства, чем любовь. Влюбившись, мы начинаем видеть и ценить в любимом человеке то, чего подчас не видят и не ценят другие. Люди встречаются, влюбляются. А что же потом? Потом обычно любовь приводит к брачному союзу.
В православии вступление в брак называется венчание. (6 слайд) Это одно из важнейших таинств Православной церкви. Священник благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. А семья самое главное в жизни каждого человека.
«Семья – это группа живущих вместе родственников» или есть другое определение «Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью».
-Как вы думаете, какое определение более точное?
-Да, семья основывается на взаимопонимании, взаимоуважении, любви, бережном, чутком отношении супругов друг к другу. Русское слово «супруги» пошло от понятия «запряженные в одну упряжь – супряжные». Каждая семья – это маленькое государство. А в каждом государстве есть свои законы, нравственные нормы и ценности. Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события, праздники, семейные традиции.
- С 2008 года был учреждён новый праздник – «День семьи, любви и верности». Его отмечают 8 июля, и он имеет глубокие духовные корни: 8 июля на Руси вспоминают святых благоверных князей Петра и Февронию Муромских, которые издревле считаются покровителями семейного счастья, супружеской любви и верности, хранители семьи и брака (7 слайд). Символом этого праздника является ромашка.
- А теперь задание: собери ромашку из лепестков. Каждый лепесток подпиши «мама», «папа», «дедушка», «бабушка», «брат», «сестра» и «я». (работают самостоятельно)
-стоило нам только соединить лепестки в один цветок, и он заиграл всеми красками радуги, у него появилось настроение. Так и в настоящей семье : вся семья вместе, так и радость, счастье на месте.
-Выберите те пословицы, которые отражают суть вашей творческой работы. (8 слайд)
1Семья в куче, не страшна и туча.
2. Счастливая семья лучше богатства.
3. В семье любовь да совет, так и нужды нет.
4. В семье всё согласно, значит, семья прекрасна.
Работа над коррекцией мыслительных функций.
Выполнение буквенного задания на доске. (9 слайд)
На доске записаны верные и неверные утверждения. Учащийся выбирает из них нужные, записывает их шифр в тетрадь. В итоге должно получиться слово.
«В»- крепкая семья основана на экономическом расчёте
«Б» - крепкая семья основана на любви и уважении.
«Р» - основной возраст вступления в брак наступает с 18 лет.
«Л» - основной возраст вступления в брак наступает с 14 лет.
«А» - испытательный срок для новобрачных- 1 месяц.
«О» - испытательный срок для новобрачных- 1 год.
«К» - венчание - этап свадебной обрядности.
«И» - венчание совершается по прихоти невесты или жениха.
Ключевое слово - «БРАК».
Физминутка. Коррекция зрения.
Проследите глазами за кончиком указки.
-Ребята, расскажите, какие семейные традиции есть в вашем доме? (Дети рассказывают).
-Очень хорошо, когда вы все вместе украшаете Новогоднюю ёлку, ходите в лес на лыжах, на рыбалку, устраиваете праздники для своих родителей, бабушек и дедушек. В каждой семье должно быть интересно, дом должен давать тепло и радость его членам.
- Проверим, что же вы знаете о своей семье.
Ребенку предлагаются карточки с вопросами. Отвечают сразу.
1. Назови любимую песню мамы.
2. Назови день рождения папы.
3. Какие любит цветы мама?
4. Что для тебя главное в семье?
5. Дарите ли вы цветы маме и бабушке?
6. Как ты помогаешь своим родителям?
Подведение итогов.
-К сожалению, в настоящее время количество расторгаемых браков остается очень большим.
Во многих регионах страны распадается каждый третий брак, а в некоторых даже каждый второй. Среди множества причин развода, зависящих от самих супругов, на первом месте - незнание и невыполнение супругами нравственных основ семьи. А когда разрушаются семьи, расшатываются и устои государства. Это как в человеческом организме: если болен один орган – болит всё тело. Так и в обществе его благополучие зависит от каждой семьи.
Каждая семья – это маленькое государство. А в каждом государстве имеются свои законы, нравственные нормы. Какой бы век не стоял на Земле, есть нерушимые ценности, которые мы должны беречь. Первое – это наша семья. Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события, праздники, семейные традиции. Я надеюсь, что вы, когда придёт время создавать семью, очень ответственно подойдёте к этому вопросу.
Домашнее задание. Нарисовать рисунок на тему «Я и моя семья».
Используемая литература:
1. Пословицы русского народа. Сборник Даля Москва,худ. лит-ра, 1984
2. Ж. «Досуг в школе» №12-2013г.
3. Практический материал к урокам СБО в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. С. Львова, «Владос»,2005г.
4. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. А. Хилько. Санкт-Петербург,фил. «Просвещение»,2006г
5. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. А. Маллер, Москва,Аркти, 2000г
6. Ж. «Досуг в школе» №8 – 2011г.