Елена Уфрутова
Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы по теме «Имя прилагательное — закрепление знаний». Урок-путешествие»
▼ Скачать +Заказ
Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы
Закрепление и обобщение
по теме «Имя прилагательное». Урок- путешествие»
Цель: повторить, систематизировать, обобщить и закрепить материал по разделу темы “Имя прилагательное”.
Задачи:
образовательные:
- систематизация существенных признаков имени прилагательного как части речи; повторить грамматические категории данной части речи,
Публикация «Урок русского языка в 7 классе коррекционной школы по теме „Имя прилагательное — закрепление знаний“, Урок-путешествие“» размещена в разделах
- Русский язык, 7 класс
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2020
- выявление особенности употребления имён прилагательных в речи;
коррекционно-развивающие :
– формирование активного самостоятельного мышления учащихся путем выполнения заданий, предусматривающих необходимость анализа, синтеза, сравнения и обобщения,
– активизация письменной, устной, опосредованной речи, умения использовать в речи имена прилагательные, сравнивать различные языковые явления, находить общее и отличное, сопоставлять, обобщать, находить примеры,
– развитие навыков самоконтроля, внимания через выполнение индивидуальных, коллективных заданий разного уровня сложности, работу с тестом.
– формирование навыков самостоятельной работы по инструкции;
воспитывающие:
– прививать интерес к учебе и предмету через показ практической направленности изучаемого материала, нестандартных заданий, игровую деятельность,
– воспитывать самостоятельность, осуществляя индивидуальный подход и создавая взаимопомощь, умение работать в группе.
оздоровительная:
- рациональная организация урока с позиций здоровьесбережения, предупреждение утомляемости.
Оборудование: картинки – кораблик, сундук, звери; карточки с заданиями, колокольчик, игра «Магнитная рыбалка»; компьютер.
Ход урока
1. Организационный момент.
На урок все собрались!
Просыпайся! Не ленись!
Чтобы многого добиться,
Нужно хорошо учиться!
Сядьте ровно, улыбнемся друг другу. Урок сегодня особенный. К нам пришли гости. Постарайтесь быть внимательными и активными. Мы с Вами отправимся в путешествие на кораблике. КАРТИНКА
2. Повторение.
- Ребята, послушайте четверостишие и определите, о какой оно части речи?
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
- Догадались?
- Правильно. Это имя прилагательное.
3. Словарная работа. Работать мы сегодня будем не в тетрадях, а на листах –путевках в путешествие. Это будет Ваш билет на наш кораблик, на котором мы отправимся в путешествие за сокровищами (сундук)
Замените высказывание одним словом и запишите (картинки на компьютере) :
- Кисломолочный напиток, получаемый из молока (кефир).
- Кондитерское изделие на основе какао (шоколад).
- Самый крупный водоем на земле (океан).
- Металлический знак круглой формы, который выдается за особые заслуги (медаль).
- Занимательный, любопытный, необычный, привлекающий интерес (интересный).
Прочитайте ещё раз внимательно слова. Какое слово лишнее и почему? (Интересный - это имя прилагательное). Докажите. Что объединяет другие слова? ( Наводящий вопрос: какой частью речи они являются).
Придумайте предложения с прилагательным «интересный».
-Ну что, крутим руль корабля и отправляемся в путь … (в переводе с нидерландского -штурвал) КАРТИНКА
4. И вот первое задание
На пути нашего следования нам встретился добрый пират, который приготовил для вас задание: КАРТОЧКИ
Образуйте словосочетание «прилагательное + существительное».
сад + зима (зимний сад) краснота + ягода (красная ягода) осень + лист, (осенний лист, ночь + темнота, (тёмная ночь, день+дождь, (дождливый день, стол+дерево (деревянный стол).
5. Вдали виден «Остров Ошибок», на нем живет попугай, который придумал задание на время: (КАРТОЧКИ)
Найдите сочетания слов, в которых существительное и прилагательное не согласованы в роде и числе:
1. Белый медведь.
2. Новая туфли.
3. Высокие горы.
4. Зимняя пальто.
5. Снежная зима.
6. Зубная врач.
6. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (компьютер «Рыбки в море»)
7. Островок «Угадай-ка», где живут веселые медвежата-пираты, они придумали вам задания:
1)
«Признаки есть, а где же слово?
Хищный, серый, (волк)
Рыжая, хитрая (лиса)
Большой, косолапый (медведь)
Солнечная, ясная (погода)
Прохладный, дождливый….(день)
Раннее, серое (утро)
2) "Найди пару".
Например: солнечный день (КАРТОЧКИ)
Прозрачный, голоса, воздух, голубое, зелёная, небо, весенние, птичьи, цветы, трава.
Проверяем: прозрачный воздух, птичьи голоса, голубое небо, зелёная трава, весенние цветы.
3) Упражнение «Магазин»
- Я диктую существительные, а вы должны назвать прилагательные, обозначающие в каком магазине можно купить данный предмет:
овощи, книги, обувь, цветы, шкаф, коньки, матрешка, молоко, хлеб.
4) Игра «Каждому свое место» + работа в паре. (КАРТОЧКИ)
- Есть в русском языке слова, противоположные по смыслу (белый – чёрный, здоровый – больной). Есть слова, которые звучат по-разному, но близки по смыслу, например: смелый, храбрый, мужественный.
Много таких слов среди прилагательных. Они очень оживляют речь, делают её нагляднее, образнее. Посмотрим, умеете ли вы находить такие прилагательные.
- Я раздам вам карточки со словами, а вы магнитиками прикрепите слова противоположные по смыслу
Добрый-злой
Молодой- старый
Сильный-слабый высокий-низкий
Широкий- узкий здоровый-больной
Сухой-мокрый радостный-грустный
8. Здесь живет кот, он не подпустит к сундуку с сокровищами, пока не выполним задание: согласуйте имена существительные с именами прилагательными в нужном падеже.
К (спокойное) морю, за (стройный) тополем, после (жаркое) лета, у (высокое) дерева, над (цветочная) поляной.
Проверяем: к спокойному морю, за стройным тополем, после жаркого лета, у высокого дерева, над цветочной поляной.
9. Закрепление знаний. Тест -имя прилагательное
Фамилия___
___
1. Выберите правильный ответ.
Имена прилагательные обозначают :
а) название предмета;
б) признак предмета;
в) действие предмета.
2. На какой вопрос отвечают имена прилагательные?
а) кто? что?;
б) какой? какая? какое? какие?
в) что делать? что сделать?
3. Подчеркните имена прилагательные.
Веселый, синее, прохладный, погода, дует, свежий, сквозит, ветерок.
4. Поставьте вопрос к имени прилагательному.
Лес(___) зеленый;
Поляна (___) солнечная;
Сосны (___) высокие;
5. Выбери нужное окончание и определи род прилагательного :
Дождлив (ый/ое/ого/ая) лето хуже осени.
Утренн (яя/им/ая/ое) роса.
Ярк (ые/ая/яя/ое) солнце.
Субботн (ые/ый/ий) вечер.
(взаимопроверка + общая проверка)
( Теория повторяется: определение имени прилагательного, согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже)
10. Игра «Рыбалка» (удочкой на магнитах по очереди ловят морских обитателей и знакомятся с новыми словами) :
- краб, рак, рыба-клоун, осминог, ракушка-гребешок, окунь тигровый, дискус красный, рыба-бабочка желтая.
11. Итоги урока. А вот и конечный пункт нашего путешествия –мы добрались до сундука с сокровищами. Здесь самое ценное письмо (слова –Рефлексия – стих, и тема урока «Имя прилагательное» напечатанные и свернутые в послание:
Садитесь поудобнее,
Ведь к концу подходит наш урок
Чтоб закончить наше путешествие-
Надо подвести итог. Мы повторили и закрепили основные понятия темы «Имя прилагательное».
- Какая же часть речи называется именем прилагательным?
– Как изменяется имя прилагательное?
Для чего нужно использовать в речи прилагательные? (чтобы сделать нашу речь красивой, выразительной)
Рефлексия
«Урок подходит уж к концу
И требует оценки.
Прошу его вас оценить,
Но прилагательными только.
Его вам надо оценить двумя-тремя словами
И их в тетради записать,
Чтоб я могла потом узнать
И сделать вывод с вами:
Каким он был?.
Отличным, скучным,
Хорошим, может быть, плохим,
Совсем ненужным, бесполезным…
Иль поучительным? Каким?»
Вы молодцы, смогли не только поучаствовать в путешествии, но и показать хорошие знания. (Выставление оценок)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:
1/ УГАДАЙ ПРЕДМЕТ: Холодная, ключевая, прозрачная –
Стройная, белоствольная, кудрявая –
Тёмный, дремучий –
Сладкое, сочное, румяное –
Быстрый, звонкий, говорливый –
Яркое, весенее –
Чистое, голубое –
2/ Повидло по вкусу:
Земляника по цвету:
Ворона по окраске:
Воробей по размеру:
Занавеска по длине:
3/ К существительному:
на…поляну \ ж. р., ед число, на кого? Что? В. п. \ (какую) лесную, зелёную, цветущую
из…. гнезда \с. р., ед. число, из кого? Чего? Р. п. \ (какого)
с ….ребятами –мн. Число, с кем? Чем? Т. п. (какими) весёлыми, смелыми, большими, маленькими.
подбери прилагательное и согласуй их в роде, числе, падеже.
4/Сейчас будут звучать слова предметы и слова - признаки предметов.
Если услышите слово, отвечающее на вопрос кто? или что? хлопаете ладонями над головой.
Если назову слово, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие?- стучим ногами.
Пруды, мальчик, холодная, лето, кудрявый, страна, берёза, молодые, ручей, весёлое, вода, город, грязная, улица.