Ирина Веткина
Урок русского языка в 5 классе по теме «Простые и сложные предложения»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : «Простые и сложные предложения»
Цели урока : показать структурные различия между простыми и сложными предложениями; способы связи между простыми предложениями в составе сложного; развивать пунктуационные навыки, мотивацию к познавательной деятельности.
Задачи:
1. Углубить знания учащихся о простых и сложных предложениях.
2. Познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;
Публикация «Урок русского языка в 5 классе по теме „Простые и сложные предложения“» размещена в разделах
- Русский язык, 5 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
3. Распознавать простые и сложные предложения, определять основные признаки сложного предложения, строить сложное предложение, определять его границы;
Тип урока : урок изучения нового материала
Вид урока : урок развивающего обучения
Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный, репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.
Оборудование и техническое оснащение: учебник, тетрадь, компьютерная презентация, приложение к учебнику, карточки с упражнениями и тестами
Этапы урока :
1. Организационный момент.
2. Мотивирование к учебной деятельности
3. Актуализация знаний.
4. Формулирование темы и цели урока.
5. Изучение нового материала.
6. Закрепление изученного материала.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
8. Домашнее задание.
Ход УРОКА
1. Организационный момент
Раз, два — выше голова. Три, четыре — руки шире. Пять, шесть — всем присесть. Семь, восемь — встать попросим. Девять, десять — сядем вместе.
Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам новые открытия. Успехов вам и удачи!
2. Мотивирование к учебной деятельности.
Учитель. На ваших партах поздравительные новогодние открытки. Как вы думаете, для чего? Какое задание я для вас придумала?
Задание: конкурс на самое интересное (смешное, длинное, выразительное и т. д.) предложение. (работа в паре)
3. Актуализация знаний
Учитель. Ребята, а почему я предложила вам не подобрать слова тематической группы или словосочетания. А именно составить предложения?
Ученики. На последних уроках мы всё это время повторяем предложение.
Учитель. Действительно, это так, и я предлагаю для начала вспомнить всё, что мы успели повторить из того, что вы уже знаете из курса начальной школы.
(Ответим на вопросы) :
Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные).
По интонации? (Восклицательные, невосклицательные).
По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные)
Что такое грамматическая основа предложения?
(Главные члены предложения : подлежащее и сказуемое).
Проблемная ситуация «Игра конструктор» Составьте предложение, выполнив ряд действий. Выполните синтаксический разбор полученного предложения.
Взять существительное, выступающее в роли дополнения с предлогом на, из предложения В лесу на тропинках показались лисички
Из предложения Парашютисты опустились в центре стадиона взять сказуемое
Из предложения Вдруг послышались легкие шаги взять определение
Добавить подлежащее из предложения На щеках тают снежинки
На тропинки опустились лёгкие снежинки. (Сделать синтаксический разбор простого предложения)
На доске записаны пять предложений и даны схемы к ним.
В декабре снег покрыл землю, и наступила настоящая зима.
В высоком зимнем небе яркие звезды загораются.
Когда перебегает лиса поле, яркая шубка её далеко видна.
Завывает в поле холодный ветер, гуляет вьюга.
5. (Когда—=, [—= ].
Учитель. Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите схемы. Сформулируйте к ним задание.
(Надо написать предложения в соответствии со схемами.
Учитель. Прочитайте следующие предложения. Отметьте в них общее.
(В третьем, четвертом и пятом предложениях по две грамматические основы).
4. Формулирование темы и цели урока
Учитель. Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие — сложными?
(Предложения с одной грамматической основой можно назвать простыми, а предложения с несколькими грамматическими основами — сложными).
Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений.
(Тема сегодняшнего урока — «Простые и сложные предложения).
На доске записывается тема урока.
Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске.
1) Познакомиться с. и. ;
2) учиться различать. и. ;
3) учиться ставить. и определять средства связи простых предложений в составе сложных.
Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях и определять средства связи простых предложений в составе сложных.
5. Изучение нового материала
Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными. А теперь еще раз прочитайте сложные предложения. Скажите, сколько простых предложений в каждом сложном?
(В каждом сложном по два простых предложения).
Учитель. Прочитайте первые простые предложения, входящие в состав сложных. Скажите, имеют ли они интонацию конца предложения? Связаны ли они по смыслу со вторыми простыми предложениями?
(Первые предложения, входящие в состав сложного, не имеют интонации конца предложения и связаны со вторыми простыми предложениями по смыслу).
Учитель. Обобщите наши рассуждения. Скажите, как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложных?
(Простые предложения, входящие в состав сложных, связаны между собой по смыслу и интонационно).
Учитель. Посмотрите на первое сложное предложение. Скажите, при помощи чего, кроме смысла и интонации, могут соединяться между собой простые предложения, входящие в состав сложного (учитель обводит кружочком союз и).
(Кроме смысла и интонации, простые предложения, входящие в состав сложного, могут соединяться между собой с помощью союза).
Учитель. Такие сложные предложения называются союзными.
Учитель. Посмотрите на второе сложное предложение. Скажите, как в нем связаны между собой простые предложения и как называется такое сложное предложение.
(Простые предложения, входящие в состав второго сложного, связаны между собой только по смыслу и интонационно, без союза. Это бессоюзное сложное предложение).
Учитель. С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного (учитель выделяет запятые).
(Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми).
Учитель. Обобщите наши рассуждения по плану:
1. Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?
2. Из чего состоит сложное предложение?
3. Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
4. Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?
5. Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?
Учитель. Прочитайте новый материал по учебнку (параграф № 46 на с. 107-108. Сравните его с нашими выводами.
(1 учащийся читает параграф вслух)
Сложные предложения (союзные и бессоюзные)
6. Закрепление изученного материала
Учитель. А сейчас проведем небольшой лингвистический эксперимент.
Какие это предложения по наличию грамматических основ? Составьте их схемы.
Показалось зимнее солнце. Природа ожила.
[- =]. [– =].
Устно сконструируйте из двух простых сложное союзное предложение, бессоюзное предложение.
(Показалось зимнее солнце, и природа ожила. Показалось зимнее солнце, природа ожила.)
Лингвистическое исследование.
Я предлагаю вам провести выборочно – распределительный диктант. Вам даны предложения, распределите их в два столбика. 1 столбик – простое предложение, 2 столбик – сложное предложение
Простое предложение Сложное предложение
1. Пришла снежная зима.
2. Скоро весь лес покроется снегом, звери спрячутся в свои зимние домики.
3. Зимой дети катаются на санках, лыжах и коньках, играют в снежки, лепят снеговиков.
4. Она одела деревья серебром и завалила сугробами леса.
5. Махнула зима ажурным крылом и посыпались на землю пушистые снежинки.
6. Я люблю зиму, потому что на улице стоит ясная морозная погода.
Игра «Определи предложение по структуре». (Учащиеся показывают руками. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор).
• Наступили зимние дни, и по небу поплыли серые облака.
• Вот хрустнула и сломалась холодная ветка.
• Завыли и замолчали волки.
• По стволам толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается лёгкий иней.
• В ночной темноте только один совёнок слышит, как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.
• В тёмном небе рассыпались и засверкали яркие звёзды.
• Потянул ветер, и под тяжестью снега склонили ветви деревья.
• Голодные рыжие лисицы спешат на охоту, осторожно ступают пушистыми лапками.
• По алмазной скатерти пробегают лёгкие ласки, охотятся за мышами хорьки.
• Синичка присмирела и сжалась на ветке.
Для чего мы выполняли это упражнение? (Чтобы научиться различать простые и сложные предложения)
Поверочная работа
Ребята, сегодня вы очень хорошо поработали, я предлагаю вам сделать небольшую проверочную работу, которую вы ещё никогда не выполняли.
1. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения :
Подула зима холодом (1, сорвала последние листья с деревьев (2, и закружила их в воздухе.
2. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения :
Всю ночь зима вязала (1, плела кружевные узоры (2, чтобы принарядились деревья.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель
-Ребята, вы молодцы сегодня! Давайте подведем итог!
-Чему мы научились сегодня на уроке?
-Какое предложение называют сложным? Какое-простым?
-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?
Завершение проектной работы «Письмо Деду Морозу»
8. Домашнее задание
Учитель. Домашнее задание : 1 из произведений художественной литературы выписать по 3 простых и сложных предложения. Простые разобрать по членам, указывая характеристику в скобках.
Выставление оценок.
Наш урок подходит к концу, вы сегодня все очень хорошо поработали. Молодцы! На память о нашем уроке у вас останутся снежинки, на обратной стороне которых вы найдёте мои пожелания вам.
Урок окончен, всем спасибо!