Валентина Гойколова
Урок русского языка в 7 классе «Орфограммы в корнях слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок №___ 7 класс "___"___
Тема: «Орфограммы в корнях слов»
Цель: Систематизировать и обобщить знания по орфограммам гласным в корне слова (проверяемым ударением, не проверяемым ударением, чередующимся)
Задачи урока :
• закреплять умение опознавать слова с разными видами орфограмм в корне слова;
• формировать умение осуществлять выбор букв в корне с чередованием в зависимости от условий;
• развивать умение самоконтроля в процессе графического комментирования орфограммы
Публикация «Урок русского языка в 7 классе „Орфограммы в корнях слов“» размещена в разделах
- Русский язык, 7 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Орфографическая пятиминутка
Унылая пора! Очей оч…рованье!
Приятна мне твоя прощальная кр…са –
Люблю я пышное пр…роды ув…данье,
В б…грец и зол…то одетые л…са,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой в…лнистою покрыты н…беса,
И редкий солнца луч, и первые м…розы,
И отд…лённые с…дой з…мы угрозы.
– О чем это стихотворение? (Об осени) Кто его автор? (А. С. Пушкин)
– Прокомментируйте все орфограммы, встретившиеся в тексте.
– Как вы думаете, с какими орфограммами мы будем сегодня работать?
3. Определение темы урока
- Тема урока «Орфограммы в корнях слов».
4. Постановка целей урока
-Повторить правописание безударных гласных, проверяемых ударением, не проверяемых ударением, правописание чередующихся гласных в корне слова для того, чтобы быть грамотными, правильно писать и говорить.
-В процессе работы над учебными элементами мы должны:
Памятка записана на доске:
1. Знать правила написания безударных и чередующихся гласных в корнях.
2. Уметь применять по алгоритму изученные теоретические сведения на практике, приводить и подбирать свои примеры.
3. Видеть эти орфограммы в тексте.
5. Работа над темой урока.
Работа в группах.
-Расскажите нам о правописании безударной гласной непроверяемой ударением, о безударной гласной, проверяемой ударением, о чередующихся гласных. Приводим примеры написания гласных в корне слова.
-Заполните таблицу своими примерами и дайте свое объяснение.
(орфограмму)
Безударные гласные в корне слова
Чередующиеся гласные
е//и, о//а
1 группа Безударные гласные в корне слова
2 группа Непроверяемые гласные в корне
3 группа Написание гласной зависит от согласной, стоящей после корня.
4 группа Написание гласной зависит от ударения
5 группа Написание гласной зависит от суффикса а.
Проверка
Итак, как же проверить написание гласных в корне слова?
-А сейчас все вместе выведем алгоритм выбора безударной гласной в корне слова.
1. Определите корень слова.
2. Поставьте ударение.
3. Если корень безударный, то определите, нет ли чередования гласных.
4. Определите часть речи.
5. Выделите корень в глаголах.
6. Закрепление. Практикум. Самостоятельно.
а) Собирать урожай, прикоснуться к стене, утренняя заря, собирать грибы, написать изложение, замереть от восторга, имя прилагательное стереть с доски,
б)Составьте по 2 предложения, выбрав любые из записанных словосочетания. Выделите корни, требующие объяснения правописания.
Взаимопроверка.
"5" - если все корни выделены правильно, нет орфографических ошибок.
"4" - если допущено 1-2 ошибки
"3" - если допущено 3 -4 ошибки.
7. Физминутка.
8. Обобщение. Самостоятельная работа
а) Графический диктант
1. Касается. 2. Вымирает. 3. Озаряет. 4. Предложил. 5. Росток. 6. Постелит. 7. Коснулся.
8. Загорел. 9. Выдирает. 10. Прижигает.
б) Найди лишнее слово
1. Зам…р 1. Зам…тает
2. З…мляной 2. Выт…р
3. Прик…снулся 3. Цв…точный
4. Л…жится 4. Л…сточек
в) Вставьте пропущенные буквы. Выпишите слова, распределяя их на группы в соответствии с правилами, отраженными в таблице.
День выд…лся солнечный, теплый. Вокруг п. стрела наб…рающая силу ос…нь. Все р…стения приобрели уд…вительную красоту, которая заставляет зам…рать от восторга.
9. Рефлексия
1. С какими орфограммами мы сегодня работали?
2. Какие возникали трудности при выполнении заданий?
3. Вспомните цели урока.
4. Как вы считаете, достигнуты ли цели урока?
10. Итог урока.
-Давайте подведем итоги нашего урока.
Что хорошего из урока вы для себя взяли?
Оцените работу свою и своих одноклассников.
11. Домашнее задание:
Составьте тест из 15 вопросов «Орфограммы в корнях слов»