Миляева Наталья
Урок-реконструкция, в рамках проекта «День единых действий»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок-реконструкция, в рамках проекта
"День единых действий"
Автор: Миляева Наталья Алексеевна,
Старшая вожатая
МБОУ СОШ № 43
Урок-реконструкция, в рамках проекта
"День единых действий"
Вступительное слово учителя:
«День единых действий»- просветительский проект, инициированный Президентом России Владимиром Путиным и направленный на сохранение у современников памяти о Великой Отечественной войне. В рамках проекта рассекречиваются архивные документы, ведутся полевые работы, проходят просветительские акции и научные конференции.
Публикация «Урок-реконструкция, в рамках проекта „День единых действий“» размещена в разделах
Основная задача проекта рассказать о том, что у нацизма не было обратной, "светлой" стороны: мирные жители оккупированных территорий подвергались массовому геноциду со стороны захватчиков. Согласно идеологии национал-социализма жители нашей страны, как и других захваченных нацистами государств, были обречены на уничтожение. В результате карательных операций и иных действий на оккупированной территории СССР было уничтожено 11,5 млн человек, вина которых состояла только в том, что они были советскими гражданами и жили на землях, подлежавших по плану "ОСТ" "беспощадной германизации".
1. Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием для народов СССР. Это война, в которой решалось – будет ли у народов Советского Союза будущее вообще. Генеральным планом Ост предусматривалась немецкая колонизация большей части территории Советского Союза, что означало принудительное выселение и уничтожение местного населения. Были не важны национальность, возраст, социальное происхождение, пол – ведь речь шла об освобождении территории для переселения немецких колонистов.
2. Итог преступлений нацистов против гражданского населения СССР выражается в страшном соотношении числа жертв среди военных и мирных жителей. Война унесла жизни 26,6 млн. чел. Из них практически половина – это потери среди мирного населения на оккупированной территории – 13 684 692, в том числе 11 520 379 – погибли в результате карательных операций, холода, голода, издевательств. Остальные 2 164 313 – погибли в изгнании на принудительных работах. Всего
на принудительные работы с оккупированной территории было вывезено
5 269 513 советских граждан.
3. Уже в годы Великой Отечественной войны по мере освобождения оккупированной нацистами территории стали очевидны масштаб и зловещность преступлений против мирного населения. Потому дата19 апреля – особая дата в сохранении исторической правды, преступлениях нацистов. В этот день в 1943 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР №39 "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников". Появление этого документа было первым фактом признания целенаправленной и масштабной политики нацистов и их пособников по уничтожению мирного населения на оккупированной территории и наказуемости таких преступлений. Этот Указ Президиума Верховного Совета СССР стал правовым основанием большой работы по установлению и расследованию преступлений нацистов против советского народа, которая велась с ноября 1942 г. Чрезвычайной государственной комиссией по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. 19 апреля 1943 г. можно по праву рассматривать как предтечу формулировки в национальном и международном уголовном праве ответственности за преступления по статье «геноцид».
УК РФ Статья 357. Геноцид.
«Действия, направленные на полное или частичное уничтожение
национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы, - наказываются лишением свободы на срок
от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух
лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью».
4. Обратимся к определению понятий "фашизм", "нацизм", "неонацизм", "геноцид". Основные смысловые конструкции понятия "геноцид" были сформулированы в ходе Нюрнбергского трибунала и получили затем закрепление в Конвенции ООН 1948 г.
Фашизм - обобщенное название специфических крайне правых политических движений, идеологий и соответствующая им форма правления диктаторского типа, характерными признаками которых являются культ личности, милитаризм, тоталитаризм. В историографии СССР, России и стран СНГ, а также работах ряда западных исследователей под фашизмом понимается также немецкий национал-социализм (т. е. нацизм).
Нацизм - государственная доктрина, основанная на расовом/этническом превосходстве одного народа над другим. Угнетение других предусматривает и их плановое уничтожение. Классический пример - гитлеровская Германия с истреблением "неполноценных" евреев и восточных славян-русских, украинцев и белорусов.
Неонацизм - (новый нацизм, новый национал-социализм, движение, объединяющее после 2-ой мировой войны экстремистские, националистические организации, близкие по своим программным установкам национал-социализму либо объявляющие себя последователями Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП).
Геноцид - форма массового насилия, который Организация
объединенных наций определяет, как действия, совершаемые с намерением
уничтожить, полностью или частично, какую – либо национальную,
этническую, расовую или религиозную группу как таковую путё м:
• убийства членов этой группы;
• причинение серьёзных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
• мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;
• насильственной передачи детей из одной человеческой группы в другую;
• предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.
Выводы
Уроки прошлого нельзя забывать, чтобы не допустить повторения всенародного горя в настоящем. История Великой Отечественной, Второй мировой, история геноцида народов Советского Союза - это не абстрактная история, это история каждой семьи, она будет иметь значений для многих поколений наших потомков, и они тоже будут смотреть парад и военные фильмы, петь военные песни, гордиться предками и страстно желать, чтобы те страшные четыре года, которые нашим семьям и ближайшим соседям пришлось пережить, никогда не повторились. Помнить, чтобы не допустить.
Однако, ещё древние говорили, что память устроена сложно. И настоящее даёт нам горькие примеры проявления нацизма, неонацизма, геноцида в отношении отдельных народов. Яркие факты неонацизма сегодня мы видим в США, Европе, некоторых странах Латинской Америки, Украине.
У таких действий против человечества и мира нет срока и места давности.
Ни один памятник не в состоянии что-либо помнить. Место памяти - в человеке. Она живёт в нём, бередит его ум и чувства, задаёт вопросы и требует ответов
Вопросы:
o Что Вы испытываете, увидев преступления нацистов и их пособников против мирного населения?
o Для чего необходимо сохранить и знать историческую правду о преступлениях нацистов в отношении мирного советского населения в годы Великой Отечественной войны?
5. Рефлексия.
Письма в будущее «Нельзя забыть», в котором выражается личное восприятие и позиции обучающегося о преступлениях нацистов в отношении мирного советского
населения, необходимости обращения к этой теме для сохранения исторической правды о значении Победы совестного народа в самой жестокой за всю историю человечества войне.