Людмила Самкова
Урок-путешествие по теме «Обобщение изученных орфограмм в корне слова». Русский язык, 2 класс
▼ Скачать + Заказать документы
Урок – путешествие.
Тема: Повторение и обобщение изученных орфограмм в корне слова.
Цель: Продолжить формирование опыта в правописании слов с безударной гласной, парной согласной в корне слова; в правописании гласной после шипящих и умения подбирать проверочные слова; развивать внимание, речь; умение подбирать подходящие по смыслу слова, правильно составлять предложения; воспитывать интерес к русскому языку, показать его богатство и многообразие однокоренных слов, воспитывать любовь к природе;
Публикация «Урок-путешествие по теме „Обобщение изученных орфограмм в корне слова“, Русский язык, 2 класс» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование: - картины И. Грабаря, О. Бродской;
-стихотворения А. С. Пушкина;
-предметные картинки- животные, игрушки, продукты;
-карточки со словами;
- индивидуальные карточки с гласными и согласными буквами;
-карточки – ребусы
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня очень холодно, но ваши добрые глаза и улыбки уже согрели меня. Я долго шла до школы и вдруг:
Тройка- тройка подлетела
Скакуны в той тройке белы
А в санях сидит царица
Белоока, белолица.
Пригласила в сани меня
И с холодком привезла к вам сюда.
Что за царица меня пригласила и подвезла (зима)
Откройте тетради, запишите число. Запишите слово зима. Поставьте в слове ударение. Какая орфограмма в слове зима? Как проверить (зимушка, зимний).Как можно назвать все эти слова (однокоренные)
2. Словарная работа.
• Языковая игра «Веселый наборщик».
Придумайте слова на каждую букву слова зима :
З- земля, завод, зверь
И- иней, иголка,
М- метель, машина, мороз
А- автобус, арбуз
• Рассматривание картин.
Зима воодушевляла многих художников и поэтов на творчество. Удивительные картины создали художники И. Грабарь и О. Бродская. Замечательные стихи написали поэты (чтение стихов подготовленными детьми).
Назовите главный признак зимы (снег).
Назовите однокоренные слова (снежок, снежинка). Докажите, что слова однокоренные. Какие орфограммы встретились в однокоренных словах?
3. Постановка цели урока.
Сегодня на уроке мы будем повторять правописание слов с безударными гласными, парными согласными, правописание гласных после шипящих.
Одно из удивительных явлений зимней природы приглашает нас в путешествие.
3. Путешествие со снежинкой.
• Отгадайте загадку.
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные
А возьмешь – вода в руке (Снежинка)
Закрываем глаза и фантазируем, что мы снежинки.
• Минутка чистописания.
Посмотрите, снежинка задержалась на окне. Как вы думаете, чем она любуется (Узорами на окне). А мы выполним узор в тетради (Написание букв и соединений).
• Станция «Лесная».
Снежинка оказалась в лесу. Как называют непроходимый лес (Чаща) Какие деревья растут в лесу (Березка, сосна, елочка). Запишите названия деревьев, подчеркните орфограммы. Какие орфограммы встретились? Разделите слова для переноса. В каком слове звуков больше, чем букв?
На какие две группы можно разделить эти деревья? (Лиственные и хвойные)
• Игра «Соотнеси предметы и признаки»
На какой вопрос отвечают слова зеленая, пушистая, высокая? Что они обозначают?
Давайте подберем к деревьям подходящие по смыслу признаки. (Зеленая березка, высокая сосна, пушистая ёлочка).Запишите словосочетания. Назовите орфограммы.
• Любование зимним пейзажем.
Самостоятельная работа по карточкам.
Запишите предложения в тетрадь. (З*мой русский лес сказочен и ч*десен. Сне* укр*шает пуш*стые ветки д*р*вьев.)Во втором предложении выделите главные члены.
Но в лесу не только деревья растут, там обитают многие животные.
• Встреча с животными.
Чтобы узнать, каких животных встретила снежинка, отгадаем загадки.
Он ушаст и глазаст
И пугаться горазд.
Заберется под куст и спит,
Кочерыжку съест и сыт. (Заяц)
За деревьями кустами
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёжик)
В каких словах встречается звук й? Почему(Ёжик, заяц)
Как и когда говорят о человеке? Трусливый, как…. (заяц, хитрая, как (лиса)
Как называют детенышей этих животных? (Зайчата, лисята, ежата)
Как назвать всех этих животных? (Дикие).Какие орфограммы встретились в словах? Запишите слова, поставьте ударение. Какое слово нельзя проверить? Почему (Словарное слово заяц).
Холодно в лесу, надо погреться.
• Физминутка.
Ушки длинные у зайца
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет
Веселит своих зайчат.
Пора возвращаться домой.
• Станция «В парке».
Посмотрите, снежинка прилетела в парк. Здесь собралось много детей.
• Ребусы. Отгадаем имена детей. Ребусы (Валя, Наташа, Витя, Настя)
Какая орфограмма в этих словах (Правописание имен)
Расчистим место для игры. Какие зимние игры вы знаете?
• Игра «Путаница».
Ки- конь (коньки, бы- суг- ро (сугробы, роз- мо (мороз, ги-ри-сне (снегири,тель-ме (метель).
• Работа с пословицей. Восстановите пословицу.
Взимнийхолодкаждыймолод (В зимний холод каждый молод).
Как понимаете смысл пословицы? Запишите пословицу в тетрадь и назовите орфограммы.
• Работа в парах.
Скатимся вдвоем на санках с горы.
Карточка «Угадай слово» на правописании: ча-ща, чу-щу, жи-ши.
ж и
ш и
ч а
щ у
Покатаемся на катке.
• Минутка творчества. Сочинение- миниатюра.
Вы так плавно катались, что снежинка смогла прочитать на льду слова, написанные вашими коньками. С помощью слов (зима, деревья, кусты, снег, следы) составьте предложения.
• Игра в снежки (снежком-буквой попасть в цель)
1вар. 2вар.
Снежки с гласными снежки с согласными
Са*, др*ва, проору*ь, мос*, р*ка, к*рмушка, к*ток, сле*,оз*ро.
• Игра «Снеговик».
Слепим снеговика. Составьте «рассыпанное» предложение. (В воздухе кружились легкие снежинки).Запишите предложение. Назовите орфограммы.
Станция «В магазине».
Снежинка полетела и плавно опустилась на магазин. Снежинка хочет по благодарить вас за путешествие и предлагает вам выбрать себе подарок.
I вариант II вариант
Игрушку продукты
Лоша*ка, ш*ры, ры*ка, м*чи,ч*йник. Хле*,груш*,арбу*,гри*,*йцо
• Домашнее задание.
Запишите в дневник то слово, которое выбрали себе в подарок. Запишите дома это слово в тетрадь, найдите в словаре его значение и объясните орфограмму.
• Итог урока. Рефлексия.
На доске рисунки трё х снеговиков: грустный, весёлый, печальный. Подойти и нарисовать снежинку на том снеговике, настроение которого совпадает с вашим настроением в конце урока.