Евгения Гриценко
Урок по Орксэ «Дружба»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок по ОРКСЭ
Тема: Дружба
Цель: - Определить понятия: дружба, друг.
Тип урока : «Открытие новых знаний».
Планируемые результаты:
Предметные:
-формирование у учащихся важнейших нравственных ценностей и понятий: дружба, доброта, честность, порядочность, понимание, бескорыстие
Метапредметные:
- умение договариваться друг с другом, участвовать в работе группы;
-умение осознанно строить речевые высказывания, строить логические цепи рассуждений;
Личностные :
Публикация «Урок по Орксэ „Дружба“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
-совершенствовать умения объяснять смысл своих мотивов, целей, оценок;
- развитивать доброжелательность, отзывчивость, понимание и сопереживание чувств других людей.
Познавательные УУД:
-познакомиться с понятиями: дружба, друг, понимать их смысл; выявить какими качествами должен обладать друг, обсудить законы дружбы, учиться делать выводы на примере рассказов
Регулятивные УУД:
-удерживать цель деятельности до получения ее результата.
Технологии: продуктивные (проблемно-поисковые, репродуктивные (беседа, показ, объяснение).
Межпредметные связи: литературное чтение
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, законы дружбы.
Ход урока:
I. Организационный момент. Завязка.
- Ребята, мы собрались на теплую встречу, подумайте, о чем мы будем говорить, посмотрев на экран.
На экране изображения героев мультфильмов: Гена и чебурашка, Винни-пух и пятачок, Карлсон и Малыш
-Как вы думаете, что объединяет этих героев? (они друзья)
II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Процесс диалога.
- Какое чудесное слово «Дружба»
Произнесите это слово. Что вы представляете, когда слышите слово «Дружба»
Послушаем песню «Дружба», постараемся ответить на вопрос: Что такое Дружба?
(Ответы детей)
Как вы понимаете фразу: Дружба крепкая не сломается?
Замечательно, Дружба – это искренность между собой, взаимопомощь, взаимовыручка,
А кого можно назвать настоящим другом?
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг
То встать ему поможет друг
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.
III. Актуализация знаний. Точка эмоционального напряжения.
Дружба греет сердца, она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. С чего начинается дружба? (с улыбки)
Подарите свою улыбку (на партах учеников заготовки - смайлики) другу в классе, назвав его лучшие качества.
(Ученику, оставшемуся без друга смайлик дарит учитель, назвав лучшие качества этого ученика)
Каким должен быть настоящий друг мы узнаем, собрав солнышко.
( По классу расклеены лучики с положительными и отрицательными качествами друга: честность, верность, внимание, хвастовство, эгоизм, зависть и т. д. собирают по классу нужные слова и собирают на доске солнышко.)
Так какими качествами ты должен обладать, чтобы быть настоящим другом?
IV. Первичное усвоение новых знаний. Нравственный выбор.
Жизненные ситуации в рассказах В. Осеева «Синие листья», Л. Толстой «Два товарища», В. Осеева «Навестила»
-Вы попадали в такие ситуации? Как бы вы поступили в этой ситуации?
V .Первичная проверка понимания. Внутренний диалог подростка с собой.
Сейчас вы только учитесь дружить, а чтоб дружба была крепкой, нужно соблюдать законы:
1. Помогай друг другу в беде.
2. Умей с другом разделить радость.
3. Не смейся над недостатками друга.
4. Останови друга, если он делает что-то плохое.
5. Умей принять помощь, совет.
6. Не обманывай друга.
7. Относись к другу как к себе.
8. Не предавай друга.
9. Умей признавать свои ошибки.
- Подумайте, если мы будем соблюдать эти правила,мы станем настоящими друзьями?
- Соблюдаете ли вы эти правила?
Vl. Первичное закрепление.
- О чем мы с вами говорили на уроке?
- Что такое дружба?
- Чему научил вас этот урок?
- Какую роль играет дружба в жизни человека?
- Когда дружбу можно считать настоящей?
- Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни?
VII. Домашнее задание.
Напишите письмо маме вашего друга, какой он замечательный друг.
Vlll. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Чемодан, мясорубка,корзина
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
Приложение.
В. Осеева «Синие листья»
У Кати было два зелёных карандаша. У Лены ни одного.
Вот и просит Лена Катю:
– Дай мне зелёный карандаш!
А Катя говорит:
– Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу.
Спрашивает Лена:
– Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
– Мама-то позволила, а брата я не спросила.
– Ну что ж, спроси ещё брата, – говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
– Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.
– Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
– Я осторожненько, – говорит Лена.
– Смотри, – говорит Катя, – не чини, не нажимай крепко и в рот не бери. Да не рисуй много.
– Мне, – говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
– Это много, – говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней.
– Ну что ж ты? Бери!
– Не надо, – отвечает Лена.
На уроке учитель спрашивает :
– Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
– Карандаша зелёного нет.
– А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:
– Я ей давала, а она не берёт.
Посмотрел учитель на обеих:
– Надо так давать, чтобы можно было взять.
Л. Толстой «Два товарища»
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, в отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?»
«А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
В. Осеева «Навестила»
Валя не пришла в класс. Подруги прислали за ней Мусю.
— Пойди и узнай, что с Валей: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?
Муся застала подружку в постели. Валя лежала с завязанной щекой.
— Ох, Валечка! — сказала Муся, присаживаясь на стул. — У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе.
—- Моя мама тоже на работе, — сказала Валя, держась за щёку. — А мне надо бы полосканье.
— Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье! И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А ещё мне помогала грелка горячая-горячая.
Валя оживилась и закивала головой.
— Да, да, грелка. Муся, у нас на кухне стоит чайник.
— Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик! — Муся вскочила и подбежала к окну. — Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!
Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:
— Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!
Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.
— Ну что? Что она говорила? Что ей нужно? — спрашивали Мусю девочки.
— Да у нее такой же флюс, как был у меня! — радостно сообщила Муся. — И она ничего не говорила! А помогают ей только грелка и полосканье!