Татьяна Басова
Конспект урока по химии в 10 классе «Кислородсодержащие органические соединения», «Азотсодержащие органические соединений»
▼ Скачать
Обобщение знаний по темам «Кислородсодержащие органические соединения», «Азотсодержащие органические соединений"
Учитель: Басова Т. Ю.
Класс: 10
Уровень обучения - базовый
Дата проведения: 12.04.2022г
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по темам «Кислородсодержащие органические соединения», «Азотсодержащие органические соединения»
Задачи:
1. Учебно - образовательные:
- закрепить умения распределять органические вещества по классам;
Публикация «Конспект урока по химии в 10 классе „Кислородсодержащие органические соединения“, „Азотсодержащие органические соединений“» размещена в разделах
- Старшая школа 10 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Химия. Уроки химии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- продолжить формирование умений составлять структурные формулы органических соединений по названию и называть вещества по их структурным формулам;
-закрепить умение экспериментально исследовать свойства органических веществ;
- актуализировать умения решать задачи по уравнению реакции
2. Учебно - развивающие:
- способствовать развитию учебно-познавательные и информационно-коммуникативные компетенции учащихся, познавательный интерес к предмету химии;
- развитие логического мышления, зрительной памяти, потребности к самообразованию, совершенствование химической речи;
- развитие творческой деятельности учащихся;
- развивать чувство самостоятельности, дисциплинированности, поиска;
3. Учебно - воспитательные:
- воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уважения друг к другу, взаимопонимания, взаимоподдержки, уверенности в себе;
- воспитание культуры общения,
- воспитывать организованность, ответственность, умения работать в группе.
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемно - поисковый, тест.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая
Наглядные пособия, оборудование: компьютер, проектор, экран, лабораторное оборудование (пробирки, фильтровальная бумага, стеклянные палочки, пипетка, кейс с заданиями, лист самооценивания.
Реактивы: растворы этанола, яичного белка, йода.
Ход урока:
1. Организационный момнт (2 минуты).
2. Стадия вызова
Групповая работа: Дайте названия классу веществ, формулы которых:
1. СН3 – СН2 – СН2 – СООН
2. СН3 – СН2 – СН – СН3
|
ОН
3. C6H12O6
4. СН3-О-С2Н5
1. NH2C2H5
2. NH2-CH2-COOH
3. NH2-CH3
- Что общего у данных веществ?
- Как вы думаете какая тема нашего урока? (назовите ее);
- Что вы уже знаете об этом?
- Почему вам это нужно знать?
Для постановки цели необходимо задать себе вопросы:
Что узнаем? Чему научимся? Что сделаем?
Запишите тему урока в тетрадь. Мы с вами будем выполнять различные задания. проверка выполнения на слайдах презентации.
Запишите задание на дом:
§ 11-20 повторить; осуществить цепочку превращений: этилен - ацетилен - уксусный альдегид - уксусная кислота - хлоруксусная кислота – глицин; для дополнительной оценки написать эссе на тему «Спирты: польза или вред?»
У вас у каждого на столе кейс с заданиями и еще лист самооценивания, по ходу урока не забываем оценивать свою деятельность по 5 бальной системе
Этап 1. Соотнесите название класса с соответствующей формулировкой
1. Спирты 2. Альдегиды 3. Карбоновые кислоты 4. Жиры
а) органические соединения, содержащие одну или несколько карбоксильных групп - СООН.
б) сложные эфиры глицерина и высших одноосновных карбоновых кислот.
в) органические вещества, в молекулах которых имеется карбонильная группа
г) органические соединения, содержащие одну или несколько гидроксильных групп.
2 этап. Определите по функциональным группам классы веществ (указаны функциональные группы: а) б) в) г)
3 этап. Составить структурные формулы следующих веществ:
1. 2,3 – диметилгептанол -1;
2. пропанол-2;
3. 2-метилбутаналь;
4 этап. Распределить по классам следующие вещества, указать их общую формулу, суффиксы в названиях по международной номенклатуре ИЮПАК:
ROH; -аль; C3H7OH; C6H5OH; RCHO; CH3COH; -ол; CH3-CH=CH-CHO; –OH; (CH3)2C=O; –CO-; CH3-CH2-CH2-CH2CO-CH3; CnH2n-6O; CH2(OH)-CH2(OH); R-CO-R
таблица
Спирты Альдегиды Кетоны
Общая формула
Суффикс и названия
Функциональная группа
Физминутка
5. этап. Экспериментальный (групповая работа)
Физиологическое действие этанола.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, яичный белок, этанол, вода.
В две пробирки налейте по 2 мл яичного белка. В одну добавьте 8 мл воды, в другую – столько же этанола.
Какие изменения вы наблюдаете? Вывод:
Обнаружение крахмала. Качественная реакция на крахмал.
Оборудование и реактивы: клубень картофеля, яблоко, нож, р-р йода, пипетка.
Капните раствором йода на разрезанный клубень картофеля и кусочек яблока. Что наблюдаете? Вывод:
6 этап. Решите задачу:
Определите массу и объём углекислого газа, полученного при полном сгорании 31 г этилового спирта.
7 этап. Закончи предложение (индивидуальная работа)
1. Какие химические элементы входят в состав кислородсодержащих органических соединений (С,Н,О)
2. Функциональная группа в составе спиртов называется…. (гидроксильной группой)
3. Одним из обязательных компонентов острых салатов корейской кухни является именно эта карбоновая кислота (уксусная)
4. Этот ядовитый многоатомный спирт используется в качестве антифриза (этиленгликоль)
5. Большинство этих веществ - жидкости, легче воды, летучие и обладающие приятным запахом (альдегиды)
6. Это ядовитое наркотическое вещество! Быстро всасывается кровью и возбуждающе действует на организм (этанол)
7. С увеличением относительной молекулярной массы растворимость спиртов в воде. (уменьшается)
8. Этот спирт - очень ядовит! Уже небольшая его доза может вызвать слепоту или оказаться смертельной! (метиловый)
9. углевод, содержащийся в виноградном соке (глюкоза)
10. Класс органических веществ, молекулы которых содержат гидроксогруппу. (Спирты)
8 этап. Установить соответствие (соедините стрелочками) парная работа
а) Этиловый спирт
б) Уксусная кислота
в) Глюкоза
1) Применяют в кулинарии 2)Имеет сладкий вкус 3)Можно получить ожог
4) Хорошо горит 5) Используется в медицине 6) Хорошо растворяет жиры
7) Нейтрализуется пищевой содой 8) Можно получить из глюкозы
9) Используют для консервирования
Рефлексия (подведение итогов урока):
Закончить предложения:
1. Теперь я знаю, что…
2. Теперь я знаю, где…
3. Теперь я знаю, как…
Результаты самооценивания:
Лист самооценивания
Дата___ ФИО ---
Этапы 1 2 3 4 5 6 7 8 Итого
Оценка