Мария Александровна Тарасова
Конспект урока по математике для 3 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Предмет Математика
Класс 3 класс
Автор учебника Н. Б. Истомина
Тема урока : Деление любого числа на 1, само на себя. Деление нуля на число. Невозможность деления на 0.
Цель: рассмотреть случаи деления любого числа на 1, само на себя, деление нуля на число и невозможность деления на нуль; продолжить разъяснять смысл понятия «уменьшить в несколько раз» и установить его связь с предметным смыслом деления; совершенствовать вычислительные навыки, знание таблицы умножения; развивать умение анализировать и обобщать.
Тип урока : урок открытия новых знаний
Публикация «Конспект урока по математике для 3 класса» размещена в разделах
- Математика, 3 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
УУД: Развивать умение аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, сформировать положительное отношение к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки
Ход УРОКА
1). Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ручки, книжки и тетрадки
Ждут уже моих ребят.
Дети мне в глаза глядят,
С нетерпением услышать
Мой вопрос уже хотят.
2).Этап актуализации и пробного учебного действия.
Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а.
На доске выполнен рисунок:
– Что изменилось слева направо? Что изменилось справа налево?
- Составьте выражения к рисунку.
- Объясните, что обозначает каждое составленное выражение.
Парная работа по карточкам.
Вставьте числа в «окошки», используя данные равенства:
410 : 2 = 205 6 · 25 = 150
2 · = 410
205 · = 410
410 : = 2 150 : = 25
6 · = 150
150 : = 6
– Какими правилами пользовались? (Правилами нахождения неизвестного множителя, делимого и делителя.)
Самостоятельная работа
1 вариант – используя числа 8, 1. составь выражения. Числа могут повторяться
8*1=8
1*8=8
8:1=8
8:8=1
2 вариант – используя числа 8, 0. составь выражения. Числа могут повторяться
8*0=0
0*8=0
0:8=0
3).Этап локализации индивидуальных затруднений.
- Кто не выполнил это задание?
Какие трудности возникли?
- Почему?
4). Этап построения проекта выхода из затруднения
- Сформулируйте тему урока.
Деление любого числа на 1, само на себя. Деление нуля на число. Невозможность деления на 0.- Какие цели перед собой поставим?
5) Этап реализации построенного проекта.
Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а (задание на доске).
– Как найти значение частного?
7 : 1 =
25 : 1 =
54 : 1 =
63 : 1 =
25 : 25 =
54 : 54 =
63 : 63 =
0 : 48 =
0 : 375 =
0 : 408 =
а) А н а л и з в ы р а ж е н и й 1-го столбика.
– в значении частного должно получиться такое число, при умножении которого на делитель получится делимое. Это может быть только число 7, так как при умножении любого числа на 1 мы получаем то же самое число.
7 · 1 = 7, значит, 7 : 1 = 7.
– Чем похожи все выражения первого столбика?
– Составьте по этому же правилу еще 3–4 выражения и найдите их значения ( 808 : 1; 534 : 1 и т. д.).
В ы в о д: при делении любого числа на единицу получаем то же число.
– Проверьте вывод на калькуляторе.
б) А н а л и з в ы р а ж е н и й 2-го столбика.
– какое число можно умножить на 7, чтобы получилось 7? Это может быть только число 1; 7 · 1 = 7, значит, 7 : 7 = 1.
– Чем похожи все выражения второго столбика?
– Составьте по этому же правилу еще 3–4 выражения и найдите их значения ( 808 : 808, 534 : 534 и т. д.).
В ы в о д: при делении любого числа (кроме нуля) само на себя получаем единицу.
– Проверьте вывод на калькуляторе.
в) А н а л и з в ы р а ж е н и й 3-го столбика.
– в значении частного должно получиться такое число, при умножении которого на делитель получится делимое. Это может быть только 0.
Значит, 0 : 7 = 0.
– Чем похожи все выражения третьего столбика?
– Составьте по этому же правилу еще 3–4 выражения и найдите их значения ( 0 : 808, 0 : 534 и т. д.).
В ы в о д: при делении нуля на любое число, кроме нуля, получаем нуль.
– Проверьте вывод на калькуляторе.
г) Правило «на нуль делить нельзя» вводит учитель.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 167.
Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют вычисления в пункте б).
З а п и с и:
а : 1 = а
а : а = 1, а 0
0 : а = 0, а 0
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три - прижмем к плечам, на 4- к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем - добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я (семья)
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 168 (устно).
– Какую мерку надо выбрать для измерения площади данных фигур? (Половину клетки.)
– Чему равна площадь данной фигуры? (18.)
– Сколько таких мерок должно быть в фигуре, площадь которой в 2 раза меньше? ( 18 : 2 = 9.)
– Назовите номер этой фигуры. (Первая фигура.)
6). Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
ТПО № 89
- Закрась фигуры, площадь, которых меньше площади АВСД в несколько раз
Вариант 1 – под буквами а, в, д, ж.
Вариант 2 – под буквами б, г, е, ж.
7). Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
- Какую задачу ставили в начале урока?
-Удалось решить поставленную задачу?
- Какое арифметическое действие нельзя выполнить?
-Поднимите руки, кто про себя может сказать «Я научился! Я умею!», поднимите руки, кто про себя говорит «Я старался, я понял, мне нужно еще потренироваться!»
- Что будете делать дома для того, чтобы эти знания окрепли?
(Будем повторять таблицу умножения, выполнять задания,)
Далее идет обсуждение домашнего задания.
Д/З – ТПО № 169 (1,2,3)