линькова наталья
Урок в начальной школе «Написание слов с сочетаниями Жи, Ши, Ча, Ща, Чу, Щу»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Написание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу».
Цель: совершенствовать навык написания а, у, и после шипящих звуков; развивать предметные компетенции (читательские, языковые); развивать ключевые компетенции (речевую, коммуникативную); развивать связную речь учащихся; воспитывать любовь к сказкам.
Оборудование: слайды к сказке «Гуси-лебеди», карточки с рисунком яблони, картинки животных, разноцветные цветы, аудиозапись песни «Чунга-чанга», сигнальные карточки.
Ход урока
I Орг. момент
Психологический настрой.
Встало солнышко давно,
Публикация «Урок в начальной школе „Написание слов с сочетаниями Жи, Ши, Ча, Ща, Чу, Щу“» размещена в разделах
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас.
-Ребята, представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. Теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.
II Актуализация опорных знаний
1. - Сегодня все ученики нашего класса отправятся в волшебный мир русской народной сказки «Гуси- лебеди».
Ученик: Гуси – лебеди унесли братца. Побежала девочка искать его. Она просила помощи у печки, яблони и речки. Но прежде чем помочь девочке, они просили ее исполнить их желания.
II Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы урока
Девочка не хотела выполнять их желания. А мы, конечно, все просьбы исполним, чтобы помочь ей вернуть братика. Если в сказке у девочки были одни испытания, то у нас с вами – другие. Испытания будут связаны с темой сегодняшнего урока.
Сегодня мы повторим правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.
III Актуализация опорных знаний
1. Работа в тетрадях
Число, кл. работа.
2. Каллиграфическая минутка
Добро пожаловать в сказку.
-Как пишется слово сказка? Почему? Пропишем слово «сказка». Нарисуйте солнышко над словом, которое написано лучше всех.
Итак, девочка догадалась, что гуси – лебеди унесли братца, и бросилась догонять их. Бежала, бежала, увидела – печь стоит.
С какими словами она обратилась к печке (микрофон)
- В сказке девочка исполнила желание печки? Печка сказала куда гуси – лебеди полетели? Мы поможем девочке. Будем выполнять все просьбы.
IV Обобщение и систематизация полученных знаний
1. Словарный диктант (цифровой, на доске картинки.
Синица, корова, медведь, собака, заяц.
-Какое слово лишнее? Почему?
2. Звуковой анализ слова
-Какой звук лишний? Почему? (ж, ш, д, ч, щ). Какие из них всегда твердые? Какие всегда мягкие? Как пишутся сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу?
- Вспомните, как начинается сказка. (Жили старик со старухой.) Назовите первое слово. Какая орфограмма?
(1 ученик у доски)
Жили-жи-ли,. ,4б., 4зв.
Игра «Фотографы» ( на экране картинки: карандаши, жираф, часы, щука).
- Назовите картинки. Сколько должно быть слов? Посмотрите внимательно, запомните. Запишите в тетрадь.
3. Физ-ка
Ча-ча-ча
Мы сидели молча.
Чу-чу-чу
Снова прыгать я хочу.
Щу-щу-щу
Руки вниз я опущу.
Ща-ща-ща
Приседаем не пища.
Ши-ши-ши
Посидим теперь в тиши.
4. Работа в парах
Побежала девочка дальше. Стоит яблоня. (На партах рисунок с яблоней). Как девочка к ней обратилась? (Микрофон) Составьте словосочетания, вставьте пропущенные буквы).
Зеленая роща, душистые ландыши, большая щука.
(Запись в тетрадь, 1 чел. у доски)
5. Работа по учебнику.
-Течет молочная река, кисельные берега. Как девочка обратилась к речке? (микрофон, (стр. 71 упр. 195).
Спишите предложение, которое начинается словом мы.
Д. З. упр. 195(1-3)
Ученик: Долго девочка бегала по полям и лесам.
Вдруг видит избушку на курьих ножках. Стоит, поворачивается. В избушке баба – яга прядет, а на лавочке сидит братец. Взяла она братца и побежала.
6. Физминутка
Много времени прошло. Сестра с братцем добежала до речки. С какими словами обратилась она к речке? Надо отдохнуть не только девочке, но и нам. Речка предлагает отдохнуть.
Физ-ка «Чунга-чанга»
-Какие слова с изучаемыми орфограммами встретились? (Чунга-чанга, чудо, жить, живет, час, корабль «Чижик» (сигнальные карточки).
7. Работа с антонимами.
Побежала девочка, а гуси вот-вот Иванушку схватят. Увидела яблоньку. О чем она ее попросили? Яблонька решила помочь.
Подобрать к словам слова противоположные по значению.
(карточки на доске)
Молчать-кричать, узкий -широкий, маленькие -большие.
-Как называются слова противоположные по значению?
Яблоня заслонила ветвями. Гуси – лебеди не заметили детей. Девочка опять побежала. А гуси – лебеди летят. Того гляди братца из рук вырвут. Добежали они до печки.
8. Работа в группах (цветы).
-А печка приготовила новое задание.
Составить пословицы.
Жизнь дана на добрые дела. Сам погибай, а товарища выручай.
Без друга в жизни туго. Дружбой дорожи, забывать ее не спеши.
О чем пословицы? Как вы понимаете, что такое дружба? Наша дружба помогла нам сегодня преодолеть все препятствия.
Печка осталась довольна и спрятала девочку. Гуси – лебеди улетели. А девочка с братом вернулись домой.
V Подведение итогов.
Игра «Микрофон».
Как пишутся сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу?
В сочетании жи-ши
Только и всегда пиши.
В сочетании ча-ща
Пишем только букву а.
В сочетании чу-щу
Только у всегда пишу.
-Похлопайте в ладоши те, кто считает, что он был на уроке внимательным, кто был активным, старательным.