Ирина Николаевна Ключко
Конспект урока музыки во 2 классе «Великий колокольный звон»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель музыки Ключко Ирина Николаевна
Класс : 2
Тема урока : «Великий колокольный звон. Звучащие картины»
Цель:
• формирование знаний о колоколах и колокольных звонах на Руси, их значимости в истории и культуре русского народа;
• знакомство с колоколами, колокольными звонами (благовест, трезвон, набат, тембрами колоколов.
Планируемый результат УУД:
Публикация «Конспект урока музыки во 2 классе „Великий колокольный звон“» размещена в разделах
- Колокольчики и колокола
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Личностные: чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к произведениям разных видов искусства.
Познавательные: находить информацию в разных источниках, понимать терминологию обозначающую звучание колокольных звонов.
Регулятивные: развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию.
Коммуникативные: формировать умение участвовать в диалоге; уметь в совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения.
Тип урока : изучение нового материала
Основные понятия:
Духовная музыка, колокольные звоны, благовест, трезвон, набат, звонница, колокольня, традиции, обычаи.
Оборудование:
• Ноутбук, фонограммы, наглядный материал, презентация к уроку
• С. В. Рахманинов «Итальянская полька»
• Портреты М. П. Мусоргского, С. В. Рахманинова
• М. П. Мусоргский, опера «Борис Годунов», пролог 2 картина, оркестровое вступление.
• Учебник
Ход урока
I. Организационный момент. Вход в класс. Музыкальное приветствие.
II. Актуализация изученного материала.
1. Беседа с учащимися:
1. Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке музыки? (о китах)
- Что это за киты? (на них держится музыка)
- Сколько китов мы знаем? (три)
- Назовите их. (Кит марш, Кит песня, Кит танец)
2. Сейчас проведем небольшую игру «Угадай: Какой кит звучит?».
а) «Маленькая полька» – Д. Кабалевского
б) «Марш» – Д. Кабалевского
в) «Полька» – М. Глинки
г) «Веселый музыкант» – В. Филиппенко. Какая в ней особенность? (киты встретились)
3. Вокально-хоровая работа:
Распевка.
Исполнение песни В. Филиппенко «Весёлый музыкант»
III. Мотивация (самоопределение) к учебной цели.
Слайд 1. Урок начинаем с прослушивания произведения С. Рахманинова «Светлый праздник»
- Скажите, пожалуйста, звуки музыкальных инструментов что напоминают? (звучание колокола).
- Значит, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (о колоколах) Слайд 2.
- Правильно. Тема нашего урока : «Великий колокольный звон» (дети записывают тему урока в тетрадь)
IV. Сообщение новой темы.
Сегодня мы с вами познакомимся с колоколами, их звучанием, узнаем, как появились колокола, как называются некоторые виды колокольных звонов.
1. Рассказ учителя: слайд 3. С незапамятных времен крестьяне вешали на шею домашним животным звенящие предметы, чтобы стада коров или овец не заблудились, гуляя по лесам и лугам. Но специально отливать колокольчики стали в Италии. По преданию, еще в 4 веке один монах заболел, пошел в лес за целебными травами, прилег на траву. Он задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, а он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого уха качается знакомый цветок – колокольчик. И монах решил, что именно голос этого цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив его из металла.
2. Знакомство с колокольными звонами : Слайды 4,5. У колокольных звонов несколько названий :
Благовест - это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме. Благовест бывает праздничный, будничный и постный. (Слушаем благовест).
Трезвон - это характерный ритмический звон с использованием всех основных групп колоколов. К звонам данной группы относятся: праздничный звон, будничный звон, а также звоны составленные самим звонарем. (Слушаем трезвон).
3. Вокально – ритмическая игра «Дружные колокола» (физкультминутка)
А давайте у нас в классе устроим звонницу! Может быть, кто-то захочет попробовать стать звонарем? Тогда давайте играть в «Дружные колокола».
Класс делиться на три группы: большие колокола, средние колокола и малые колокола. Сначала колокольный звон изображается пением, а затем при помощи колокольчиков (разных размеров)
1 группа: маленькие – «зазвонные» - колокола поют : тили-бом, тили-бом, тили-бом.
2 группа: средние колокола поют : бим- бом,
3 группа: большие колокола поют : бом, бом, бом.
По указанию «звонаря» (дирижера) колокола начинают звучать : отдельными группами, несколько групп вместе, всем хором и т. д.
4. Слушание: Слайд 6. Сейчас я предлагаю вам послушать колокольный звон из оперы русского композитора М. П. Мусоргского, и сразу же даю задание – определить характер у этого музыкального отрывка. Но прежде вспомним правила слушания музыки : до конца слушаем музыкальный отрывок, хором не отвечаем, с места не выкрикиваем.
(М. П. Мусоргский, опера “Борис Годунов”, пролог, 2 картина оркестровое вступление).
– Как вы думаете, какие по размеру колокола прозвучали в этом музыкальном отрывке? (большие и маленькие).
– А как вы догадались? (низкие звуки – большие колокола, высокие звуки – маленькие колокола).
- В этом произведении звучал набат. Набат - тревожный сигнал для сбора народа, по случаю пожара либо иной общей опасности.
– Когда нам может говорить колокол о печали, о горе? (когда война или пожар, или другое какое - нибудь несчастье). Каким голосом будет с нами разговаривать колокол о печали, о горе? (может низким, тихим или же, наоборот, громким)
– А когда колокол может говорить нам о радости, о любви? (победа, родился кто-то). А каким голосом с нами колокол будет говорить о добре, о любви? (нежным, тихим, ласковым, добрым).
5. Работа с учебником. Слайд 7.
– В нашем учебнике на стр. 40 – 41 есть иллюстрации картин русского художника Исаака Левитана. Давайте внимательно рассмотрим, что же изображено на этих картинах. (РАЗБОР – во время разбора картин необходимо заострить внимание не только на то, что изображено на картинах, но и на то, какие цвета использовал художник. Дети должны постараться объяснить значение этой цветовой гаммы).
– Взглянув еще раз на картины Исаака Левитана, попробуем услышать колокольные звоны. А помогут нам в этом слова – подсказки, которые даны у вас в учебниках на цветных плашках. (на картине «Вечерний звон» колокольный звон будет задушевным, нежным, радостным, задумчивым; а на картине «Над вечным покоем» – печальным, грустным, скорбным, задумчивым
V. Итог урока
– Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке? (о колоколах, колокольном звоне, о том, что каждый колокол имеет свой тембр).
– С каким колокольным звоном мы с вами познакомились? (с благовестом).
– Что означает слово благовест? (добрая, радостная весть).
- Спасибо за урок. Всего доброго!