Ирина Герасимова
Урок музыки в 4 классе «Польская музыка»
▼ Скачать +Заказ
Тема урока «Польская музыка»
Цель: познакомить учащихся с музыкальным искусством Польши.
Задачи
Познакомить:
• с польской народной музыкой;
• с творчеством польского композитора Ф. Шопена.
Развивать умение:
• анализировать музыкальное произведение;
• слушать музыкальное произведение от начала до конца;
Публикация «Урок музыки в 4 классе „Польская музыка“» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• выразительно исполнять музыкальное произведение (звуковедение, дикция, пение в унисон, фразировка, динамика, интонация, ритм).
Воспитывать эстетический интерес к музыке разных народов.
Структура урока
Организация начала урока
1. Вход в класс
2. Эмоционально - психологический настрой на урок
3. Музыкальное приветствие
Основная часть
4. Беседа по теме урока
5. Рассказ учителя «Польская музыка» (презентация);
6. Рассказ детей о жизни Фредерика Шопена (выдержки из биографии);
7. Слушание музыки, творческая работа по наглядному пособию «Музыкальная палитра», «Таблица эмоционального состояния»;
8. Практическое задание (Вопрос-тест).
9. Вокальная работа
o распевание (артикуляционная гимнастика, вокальные упражнения на развитие голосового аппарата);
o исполнение песни «Что такое доброта».
Итог урока
11. Подведение итогов.
12. Выход из класса.
Ход урока
1. На перемене звучание польской музыки.
2. Эмоционально-психологический настрой на урок
С каким настроением вы пришли на урок? (дети улыбаются). Я очень рада, что наша встреча начинается с хорошего настроения. Давайте подарим нашим гостям свои улыбки и поздороваемся с ними музыкально.
3. Музыкальное приветствие
Распевка: Прозвенел звонок, начался урок.
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости!
Здравствуйте!
4. Беседа. Презентация Слайд 1
• Вы слышали музыку на перемене? Хотите узнать, музыка какого народа звучала. Для этого нам нужно разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово.
В кроссворде зашифрованы знакомые нам музыкальные термины.
Кроссворд
1. Жанр музыки, который перерастает в сферу музыки песенность (Песня).
Слайд 2
2. Музыкант, который сочиняет музыку? (Композитор).
Слайд 3
3. Человек, который исполняет музыку? (Исполнитель).
Слайд 4 Никто не догадался.
4. Это слово переводится с английского языка как «народная мудрость». (Фольклор).
Слайд 5
5. Человек, который слушает музыку? (Слушатель).
Слайд 6
6. Жанр музыки, который перерастает в сферу музыки танцевальность? (Танец).
Слайд 7
• Кроссворд разгадан, и мы можем прочитать ключевое слово – Польша. С творчеством какого народа мы будем знакомиться на сегодняшнем уроке.
Слайд 8
Скажите, с какой целью мы знакомимся с творчеством разных народов?
(Чтобы узнать новую музыку, сравнить с русской музыкой, знать больше о творчестве народов других стран).
Итак, тема урока?.
С музыкой какого народа мы с вами будем знакомиться.
УТОЧНЯЕМ.
Для начала. Послушайте польскую народную музыку.
Слушание песни «Соловейко».
• Скажите, какой характер у этой музыки? (ласковая, мягкая, спокойная). Определите жанр данного музыкального произведения (Песня).
• Да, вы правильно почувствовали характер польской музыки. Может ли написать такую музыку злой человек?. В польской народной музыке, как и в музыке народа любой другой страны, собрано только хорошее, ценное, доброе, что есть в народе.
• Знаете ли вы, где находится Польша, и что вы знаете об этой стране? (ответы учащихся)
6. Рассказ учителя «Польская музыка»
Слайд 9
Посмотрите на карту.
Польша – это страна, расположенная в северной части Европы, она граничит с такими станами как Россия, Литва, Белоруссия, Украина, Чехия, Словакия и Германия.
Слайд 10
Польская музыка имеет глубокие корни и богатую историю, которая нашла свое отражение в книгах различных авторов.
Слайд 11
Особенностью польской музыки является то, что в ней очень тесно и органично переплелись танцы и пение. Народными польскими танцами являются – краковяк, полонез, мазур (кА, оберек и куявяк.
Какие из этих танцев вам знакомы?
Слайд 12
Некоторые из них, такие, как полонез и мазурка, получили известность во всем мире.
Слайд 13
История происхождения танца:
Возьмите листы с текстом, прочитайте текст и приготовьте коротенькое сообщение о танце 1 вар – мазурка, 2 вар – полонез. У вас 1 минута.
Готовы, слушаем ваше сообщение о полонезе – 2 вариант, пожалуйста, Саша.
Полоне з (польск. polonez, фр. polonaise, от фр. polonais — польский, дословно «ходимый», «вышагиваемый»;) — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Возник в Польше около XV века под именем «ходзоный» (польск. chodzony). Сначала полонез был исключительно свадебным танцем.
Слайд 14
Затем, несколько видоизменившись, он сделался непременным атрибутом любых народных торжеств. В XVII веке полонез стал популярным во всей Европе и получил своё нынешнее название. Незамысловатый народный танец «ходзоный» приобрёл звучное имя «полонез», сделался более сложным и превратился в пышный дворцовый танец.
Посмотрим на экран, точно ли передал информацию Саша.
Слайд 15. Слушание + Практическое задание 1: Давайте вместе прохлопаем типичный для полонеза ритм. Звучит музыка – все прохлопывают ритм.
Слайд 16.
Что вы можете сказать о мазурке – 1 вариант - Лиза.
История происхождения танца:
Мазу рка (от польск. mazurek) — польский народный танец (18 век, который появился во время правления короля Августа III, стал танцем городским и придворным. Название произошло от жителей Мазовии — мазуров, у которых впервые появился этот танец.
Слайд 17
В XVII веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.
Слайд 18
Мазурка состоит из похожего на полонез вступительного раздела, исполняемого несколькими парами, и череды танцев с разными фигурами.
Практическое задание 2: Давайте прохлопаем ритм мазурки.
Слушание: «Мазурка» Ф. Шопена.
Звучит музыка – все хлопают.
Мазурке принадлежала огромная роль в процессе утверждения самобытности польской музыкальной культуры.
Слайд 19.
Мазурка в классической музыке более всего связана с именем польского композитора и пианиста Фредерика Шопена, именно его творчество принесло польской музыке всемирную известность. В своем творчестве он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою Родину. Какая Родина?
7. Работа «Знакомство с композитором» - рассказ детей.
Слушаем сообщения детей об этом композиторе.
Диана, Вика, Максим, Вика А., Леша П.
8. Шопен сочетал классичность формы с мелодичным богатством и фантазией. Практическая работа: послушайте два совершенно разных произведения Шопена, оба называются «Прелюдия», перевод с латинского - т. е. «упражнение».
В процессе слушания вы выполните практическое задание. Работаем в парах.
Слайд 20.
Одна пара поочередно дает характеристику, остальные проверяют.
Слушание «Прелюдия № 7» ля мажор - творческое задание «Музыкальная палитра». Од
Слайд 21.
Слушание «Прелюдия № 20» до минор - творческое задание. Характеристика «Таблица эмоционального состояния». Какая музыка?
Слайд 22.
Много мы с вами узнали о творчестве польского народа. Давайте проверим наши знания и ответим на предложенные вопросы. Работаем самостоятельно. В тетради пишем номер вопроса и ответ.
Практическое задание:
Вопросы-тесты для закрепления нового материала:
1. Танцы и песни какого народа сегодня звучали на уроке? (польского)
2. Как называют торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение? (полонез)
3. Какой танец польского народа, появившийся во время правления короля Августа III, стал не только придворным, но и городским танцем? (мазурка)
4. Музыка какого польского композитора звучала сегодня на уроке? (Ф. Шопен)
5. Какие произведения этого композитора прозвучали сегодня? (Прелюдия, полонез, мазурка).
Слайд 23.
Закончили выполнение задания. Делаем самопроверку. Посмотрите и сравните свои ответы. Кто ответил правильно 5 вопросов, поставит себе 5, кто – 4 – 4, кто 3-3.
Какой из вопросов был для вас самый трудный и почему?
У кого меньше 3 вопрос, тому нужно поработать дома.
10. Вокальная работа:
Распевка, скороговорка, артикуляционная игра, работа над песней «Что такое доброта».
Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон,
Сорок коров разогнали орлов.
Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
10. Подведение итогов, выставление оценок.