Галина Гугуева
Урок музыки для 4-го класса СОШ по теме «Аккорд».
▼ Скачать + Заказать документы
Урок музыки для 4-го класса СОШ по теме .
В занятие включены лишь элементарные понятия аккорда и задания, которые могут выполнить учащиеся, не посещающие музыкальные школы.
Тема урока: «Путешествие в королевство Аккордов».
Цель урока: Показать простейший способ построения аккорда – трезвучия, разные приёмы работы над развитием гармонического слуха путём пения разных аккордов.
Задачи:
Знать основные закономерности гармонического языка;
Дать учащимся знания об аккорде;
Публикация «Урок музыки для 4-го класса СОШ по теме „Аккорд“,» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Знать теоретические правила построения аккордов;
Владеть навыком записи аккордов;
Уметь осуществлять простейший анализ аккорда;
Владеть навыками ладового варьирования;
Владеть навыками трёхголосного пения;
Владеть начальными навыками вокальной импровизации;
Владеть навыками слухового анализа.
Оборудование:
Фортепиано;
Доска с магнитами.
Наглядные пособия:
Цветные карточки с изображением Короля, Королевы.
Раздаточный материал:
Нотные тетради;
Простые карандаши;
Листы со стихами каждому учащемуся.
Нотный материал:
«Элементарная теория музыки» (Фридкин).
План урока.
1. Организационный момент.
2. Беседа о гармонии.
3. Интонационная настройка в До мажоре.
4. Основные закономерности аккордового языка, определение «краски» аккордов.
5. Гармонический анализ нотного текста.
6. Игра аккордовой цепочки в До мажоре.
7. Слуховая работа – запись аккордовой цепочки на слух (формулами).
8. Пение трёхголосной последовательности.
9. Вокальная импровизация на аккордовую цепочку.
10. Домашнее задание – сочинение мелодии на данную аккордовую последовательность.
Конспект урока.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. В огромной стране Музыки есть большое Королевство Гармонии. Интересно, кто живёт в этом королевстве? Как вы думаете, что такое гармония?
Ученики: (Дают ответы).
Учитель: Гармония - это аккорды, последовательность аккордов, цепочки аккордов, так сказать, красивая музыка. Гармония – это красота во всём: в искусстве рисунка, скульптуре, архитектуре, музыке. Глядя на красивый рисунок, мы говорим: «Какая гармония!». То же самое мы можем сказать и о музыке. А что такое аккорд?
Ученики: (Дают ответы).
Учитель: Аккорд – это сочетание трёх и более звуков. Ребята, а вы знаете какие – нибудь аккорды?
Ученики: (Дают ответы).
Учитель: Аккорды бывают разные, а называются они так: Трезвучие, квартсекстаккорд, септаккорд, секундаккорд, терцквартаккорд…и другие.
Королевство Гармонии большое, сегодня мы перенесёмся в Замок Трёхзвучных аккордов. Мы познакомимся с самыми простыми из них: Трезвучиями.
Итак, открываем тяжёлую дверь замка и сразу видим объявление: «Сегодня в Замке Трёхзвучных аккордов объявляется день До мажора».
Сейчас мы настраиваемся, поём гамму До мажор.
Учитель прикрепляет на доске цветные карточки с изображениями Короля, Королевы. А так же на нотоносце выкладывает тоническое трезвучие.
Учитель: Самое главное - это Тоническое трезвучие – это Король, он правитель, он сильный, уверенный, самый главный. Как вы видите, трезвучие состоит из трёх нот, трёх звуков, строится на звуке «До» - это тоника в До мажоре, главный опорный звук.
(Учитель проигрывает его мелодически). Отсюда и название – Трезвучие.
(Учитель играет его и пропевает по звукам вместе с учащимися: До-ми-соль). А сейчас мы сделаем по другому: первый ряд будет петь ноту До, второй ряд Ми, третий – Соль.
(Учитель настраивает учащихся, каждый ряд поёт свой звук, получается аккорд). Ребята, как вы думаете, что мы спели, что у нас получилось?
Ученики: Мы спели аккорд.
Учитель: Правильно, молодцы. А сейчас послушайте, как звучит этот аккорд – грустно или весело? Какое у него настроение?
Ученики: Весело, у него весёлое хорошее настроение.
Учитель: Правильно, тот аккорд, который звучит весело, называется мажорный. Теперь послушайте, как звучит другой аккорд – минорный. (Учитель играет минорный аккорд). Этот аккорд звучит грустно, он минорный. Представим, что это трезвучие – Королева, она грустная, потому что ей не нравится цвет её платья. А теперь поём минорное трезвучие.
(Учитель играет минорное трезвучие мелодически и поёт: ля-до-ми.) Сейчас мы споём минорное трезвучие по рядам.
(Учитель настраивает учащихся, каждый ряд поёт свой звук, получается минорный аккорд). Какой аккорд мы спели?
Ученики: Мы спели минорный аккорд.
Учитель: Правильно, молодцы. А сейчас слушаем аккорды - трезвучия и определяем их «краску» .
Ученики слушают, поют в унисон и определяют «краску». Учитель на доске прикрепляет карточки для мажорных и минорных трезвучий, подобранные детьми.
Учитель:
Ну, теперь Король и Королева на месте. Однако можно использовать ноты для записи разных аккордов. Строятся они строго в определённом порядке и обозначаются формулами. Сейчас я покажу Вам простейший способ построения аккорда – трезвучия: ноты располагаются чётко одна над одной через одну, например, До-ми-соль. Мы пропустили ноты ре и фа.
(Учитель записывает на доске, ученики переписывают. Учитель играет то, что получилось). Ребята, что же у нас получилось записать?
Ученики: Мажорное трезвучие.
Учитель: Правильно. Его формула в тональности До мажор – Т 5/3. Буква Т означает, что трезвучие Тоническое. Если бы мы строили мажорное трезвучие вне тональности, то его формула была бы Б 5/3. Здесь буква Б означает, что трезвучие просто мажорное, или большое. Под трезвучием подписываем внизу его формулу. У нас получилось трезвучие Короля – Мажорное Тоническое. Предлагаю Вам на звуке «ля» построить самостоятельно трезвучие Королевы. Оно строится так же – через одну ноту: одну пишем, следующую пропускаем. Сколько нот у вас будет в трезвучии?
Ученики: Будет три ноты.
Учитель: Правильно, начинайте выполнять работу.
Ученики выполняют задание. Учитель вместе с ребятами проверяют правильность выполнения задания.
Учитель: Молодцы, всё правильно построили, теперь сыграем и послушаем, что у нас получилось?
Ученики: Минорный аккорд.
Учитель: Правильно, а обозначим мы его формулой М 5/3, потому что строили мы его вне тональности. Буква М обозначает – минорный или малый. А сейчас слуховая работа. Записать по слуху аккордовую цепочку. Я буду играть вам мажорные и минорные трезвучия, а вы будете записывать их формулами: Б 5/3 или М 5/3.
Учитель играет аккордовую последовательность:
Б5/3 – М 5/3 – Б 5/3 – Б 5/3 – М 5/3.
Ученики записывают по слуху аккордовую последовательность.
Учитель: А сейчас я сыграю эту последовательность аккордов в жанре вальса, а мы попробуем сочинить на неё мелодию.
Стихи
То вверх, то вниз, где воздух чист,
Слетает желтый лист.
В старинном замке, при свечах,
Играет пианист.
Учитель играет аккордовую последовательность и поёт на любую мелодию стихи.
Учитель: Ребята, посмотрите, сколько интересных заданий мы с вами выполнили всего с двумя аккордами. Вам понравился урок?
Ученики: (Дают ответы).
Учитель: На этой интересной вокальной импровизации мы попрощаемся с Королевством Гармонии. (Учитель подводит итог урока, ученикам задаются вопросы по материалу урока для его закрепления).
Домашнее задание: на аккордовую последовательность, записанную на уроке, сочинить любую мелодию или песенку в любых жанрах: полька, вальс, марш.
Всем спасибо. До свидания.