МААМ-картинки

Урок литературы в 5 классе по произведению К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»

Суханова Оксана
Урок литературы в 5 классе по произведению К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»
▼ Скачать +Заказ

Тема: Память возрождает жизнь (по произведению К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»

Цели урока :

рассказать о писателе, поэте советского периода, человеке, увлеченном темой Отечественной войны, выжившем в сложное время репрессий, сумевшем сохранить о себе мнение как о порядочном человеке;

познакомить с стихотворением, посвящённым теме военного детства;

развивать навыки внимательного, вдумчивого, выразительного чтения; умение слышать авторский голос в произведении;

Публикация «Урок литературы в 5 классе по произведению К, Симонова „Майор привез мальчишку на лафете“» размещена в разделах

воспитывать интерес к истории родной страны, патриотизм, благодарную память к тем, кто завоевал право мирной жизни.

Ход урока

Песня из кинофильма “Офицеры”

Учитель.

От героев былых времен

Не осталось порой имен

Те, кто приняли смертный бой

Стали просто землей, травой

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых

Этот вечный огонь, нам завещанный одним,

Мы в груди храним …

Нет в России семьи такой,

Где б не памятен был свой герой…

Правда ли это? Так ли помнят в каждой семье “поколение, опаленное войной”. Становится порой страшно, что “память –дождь” скоро иссякнет.

1 ученик.

Конечно, историки могут подсчитать число убитых и количество сожженных деревень, количество дивизий, участвовавших в сражении, писатели и поэты могут попытаться донести до нас мысли и чувства людей, но никакая книга не заменит нам рассказа тех, кто выжил в ту войну.

2 ученик.

Каждый из них, не забывший о долге, даже ребенок – это герой. Великая Отечественная война была вершиной мужества. Еще живут на свете люди, которые преподали урок мужества всему человечеству, еще можно взглянуть в их глаза и услышать их бесхитростные рассказы о тех временах. Только так мы можем научиться

• со-страдать,

• со-чувствовать,

• со-переживать.

3 ученик

Только так мы можем научиться мужеству жить. Еще можем, еще не поздно это сделать.

4 ученик

И мы попытаемся это сделать. Мы хотим, чтобы не оборвалась ниточка связи между прошлым, настоящими будущим. Нельзя забывать ни горя, ни радости, ни слез, ни трудностей уходящего поколения.

5 ученик

Уходит жизнь - приходит память

И память возрождает жизнь.

Учитель

Ключевые слова нашего урока : война и память

Мы зарастаем памятью,

Как лесом зарастает пустошь,

И птицы - память по утрам поют,

И ветер - память по ночам гудит,

Деревья - память целый день лепечут.

Но в нашей памяти такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит…

Шумит, не умолкая, память-дождь,

И память - снег летит и пасть не может.

Ученики рассказывают о боевом пути своих дедов, бабушек, а также истории, услышанные от своих близких трудовых буднях в тылу,о военных событиях, участниками которых были их родные.

Учитель

Константин Симонов сказал : О минувшей войне необходимо знать все. Надо знать и чем она была, и с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем была Победа. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле Земли.

Биография К. Симонова + сопровождение слайдов из презентации.

Послушайте стихотворение К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»

-Какая картина встаёт перед нашим мысленным взором при чтении этого стихотворения?

-Что мы узнаём из стихотворения о судьбе мальчишки и его отца?

(Отец — защитник Брестской крепости, которая, будучи атакована в первые дни войны, героически защищалась в глубоком тылу врага еще долгие месяцы. Там, в крепости, погибла мать мальчишки, был уничтожен его дом.)

Запись в тетрадь.

Брест- крепость, которая первая приняла на себя удар фашистской армии.

Лафет - станок артиллерийского орудия.

Найдите описание мальчика, зачитайте.

- Что означает выражение «седой мальчишка на лафете спал»? (мальчик быстро повзрослел от горя)

- Почему мальчик стал «седым»(Мать погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал сына к щиту, чтобы он не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой бойцам, которые шли из глубины России на фронт.)

-Сколько лет мальчику? Как вы понимаете фразу «За десять лет на том и этом свете // Ему зачтутся эти десять дней»? (Мальчику десять лет, но за десять дней войны он пережил огромное горе, которое не под силу порой выдержать даже взрослому: гибель матери, обстрел, эвакуация из родного города, ранение отца. Мальчик словно побывал «на том свете», потому что уже видел смерть и страдания. Десять дней ужаса войны, пережитые ребенком, будут вспоминаться последующими поколениями как подвиг)

-Какими мыслями и чувствами проникнуто это стихотворение?

(С историей мальчишки и его отца перекликается история лирического героя, рассказ в форме письма или внутреннего монолога.

У лирического героя тоже есть сын, который сейчас вместе с матерью эвакуирован на Урал. Рассказчик, глядя на мальчишку, вспомнил дом, семью. В его словах — боль разлуки, надежда на встречу и в то же время суровая решимость выполнить до конца свой воинский долг.)

-Как вы понимаете слова: «Кто раз увидел этого мальчишку. Домой прийти не сможет до конца»?

(Такое не забывается. Сколько бы ни миновало мирных лет, этот эпизод войны будет постоянно напоминать о прошлом.)

-Какие слова находит рассказчик, чтобы объяснить себе и другим, за что он воюет?

-Почему его дом отныне на войне?

(Пока хоть небольшой клочок земли занят фашистами, пока хоть один ребенок плачет по их вине, ни один солдат не пойдет домой, потому что он обязан освободить землю)

Заключительное слово учителя.

Стихотворение К. М. Симонова – это монолог мужчины. Оно состоит из двух частей: описание увиденной при отступлении картины и обращение к любимой женщине. Стих отворение производит сильное эмоциональное впечатление. Именно такие проникновенные стихи нужны были русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом. Мы должны понимать, как сказал участник войны, писатель Борис Васильев, что “честь, совесть, долг, порядочность, надежность - самое важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить”

Думаю, что мы убедились в правильности этих слов сами.

8. Домашнее задание.

Выучить наизусть отрывок из стихотворения.

Публикации по теме:

Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…»Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…» ". Шел солдат во имя жизни. " Интегрированный урок. Урок-плакат, посвященный героизму русских солдат в годы Великой Отечественной войны.

Конспект урока литературы в 11 классе «Авторская песня» Урок в 11 классе на тему «Авторская песня» Цели: • узнать, когда возник этот жанр, каковы основные темы и направления этого жанра, познакомиться.

Открытый урок чтения по произведению О. Колпаковой «Жил-был Зелёненький» Открытый урок чтения по произведению О. Колпаковой «Жил-был Зелёненький» Исполнитель: воспитатель Овечкина О. Ю. Екатеринбург 2015.

Урок литературы 5 классе «Дорога к правде и добру по рассказу В. Г. Короленко «В дурном обществе» Урок литературы в 5 классе. Учитель: Артонова Н. И. Тема: Дорога к правде и добру по рассказу В. Г. Короленко «В дурном обществе» Цели:.

Урок литературы в 7 классе по стихотворению Н. А. Некрасова «Железная дорога» Цель: учить учащихся анализировать, делать выводы, внимательно относиться к художественному слову, сопоставлять текст с произведением живописи,.

Урок математики в 4 классе. Закрепление Тема: Закрепление. Цель урока: закрепить ранее полученные знания и умения учащихся. Задачи урока. 1. Продолжить работу по отработке вычислительных.

Урок музыки во 2 классе «Знакомьтесь, Баба-яга!»Урок музыки во 2 классе «Знакомьтесь, Баба-яга!» Урок музыки 2 класс «Знакомьтесь, Баба Яга!» Цель : Познакомить детей с образом Бабы Яги. Выяснить положительным или отрицательным персонажем.

Урок-практикум по русскому языку в 10 классе Тема: Комплексный анализ текста и повторение орфографических и пунктуационных правил Цель урока : ЗНАТЬ -стили речи и типы речи; -тема.

Урок обучения грамоте в 1 классе «Буква я» Тема «Буква я (закрепление). Ягодная полянка». Цель: закрепить знания о букве я, совершенствовать технику чтения. Задачи: отработать звуковой.

Урок в 1 классе Тема: «Звуки [т’] и [т], буквы Т и т»Урок в 1 классе Тема: «Звуки [т’] и [т], буквы Т и т» Цель урока: Познакомить учащихся с буквами Т, т, которые обозначают звуки [т] [т’]; Задачи: Образовательные: • Формировать умение выделять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок литературы в 5 классе по произведению К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»
Опубликовано: 20 июня 2017 в 10:45
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок литературы в 5 классе по произведению К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»» (включая файлы) размещена пользователем Суханова Оксана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД