МААМ-картинки

Урок литературного чтения во 2 классе «Настроение стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает»

Вердиян Инна
Урок литературного чтения во 2 классе «Настроение стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Настроение стихотворения С. Есеенина «Поёт зима аукает…»

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Есенина; дать понятие метафоры; продолжить формирование умения видеть образные языковые средства; совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связно рассказывать о своих

впечатлениях; развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления; прививать любовь к природе.

Публикация «Урок литературного чтения во 2 классе „Настроение стихотворения С, Есенина „Поёт зима, аукает“» размещена в разделах

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведений; рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию; читать выразительно, передавая настроение стихотворения; соотносить смысл

пословицы и главную мысль произведения; рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.

Оборудование: портрет С. Есенина, сборники его стихов; визуальные материалы по теме; карточки, (репродукции картин К. А. Коровина "Зимой". И. Грабаря «Февральская лазурь», Шишкина «Сосны», музыкальным фоном является произведение П. И. Чайковского из цикла «Времена года», «Февраль», компьютер, проектор.

Ход урока:

I Организационный этап

II. Сообщение темы и цели урока. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, я предлагаю вам отправиться на экскурсию, в Третьяковскую галерею. Давным давно, эту галерею создал русский купец, меценат Третьяков. Он очень любил живопись и много лет собирал картины выдающихся художников.

Экскурсия наша будет необычной. Вам понадобится умение слушать, слышать, выразительно читать, правильно отвечать на вопросы. Нужно быть активными и внимательными, чтобы ничего не пропустить.

Давайте рассмотрим картины. Первая картина, которая встречает нас это картина Грабаря "Февральская лазурь".Чудо, какую яркую, радостную зиму нарисовал. Зимний праздник! Сверкает на солнце чистая белизна ствола. и ослепительная белизна ветвей, в гуще которых густо синеет небо. И хрусткие льдинки, намерзшие на каждой веточке. И рыжая прошлогодняя листва.

Посмотрите, а эту картину написал Константин Алексеевич Коровин "Зимой". Смотрите, какой хмурый, пасмурный денёк на исходе. Приближаются сумерки. В серовато даже едва сиреневом воздухе сливаются белый померкший снег и белое померкшее небо. Серый сруб избы, серые доски забора, серые деревья с обнажёнными ветвями.

Шишкин «Сосны, освещенные солнцем». Мы видим, как ласково солнце касается прямых стволов деревьев. Легко представить, что сам идешь по сосновому бору, чувствуешь прикосновение к щеке горячего солнечного луча, ощущаешь под ногами колючую сосновую шишку и вдыхаешь душистый запах смолы

А на этой картине изображен лес, оцепеневший от мороза, засыпанный снегом и погруженный в тяжелый зимний сон. Одинокая нахохлившаяся птица на ветке одного из гигантов леса, только подчеркивает суровость и безлюдность этого застывшего в ожидании весны места, когда все зацветет и зазеленеет.

- Скажите, что объединяет все эти картины? (все они изображают зиму)

- Совершенно верно и именно зиме будет посвящён наш сегодняшний урок.

- Любите ли вы зиму? Что вас привлекает в этом времени года?

- Картины русских художников, помогли нам увидеть красоту этого чудесного времени года. Волшебная музыка П. И. Чайковского позволила её услышать. Красота родной природы – источник вдохновения художников, композиторов, и, конечно писателей. Не хочется сейчас прочитать строчки из стихотворения ….

«Чародейкою зимою

Околдован лес стоит

И подснежной бахромою,

Неподвижною немою,

Чудной жизнью он блестит….

- Продолжите стихотворение (дети, по желанию, читают стихотворение наизусть)

- Кому принадлежат эти стихи? (Ф. Тютчеву)

- Я предлагаю вам составить «словарь» зимних слов. У вас на столах есть карточки с этим заданием. Возьмите карандаши и впишите слова.

- Кто прочитает? Какие это слова? Давайте проверим.

III. Изучение нового материала

- Да, зима – удивительное время года. Она бывает разной: радостной, веселой, торжественной, величавой, холодной, неуютной.

Сейчас мы увидим другую зиму. Сегодня мы познакомимся с замечательным русским поэтом С. Есениным и его стихотворением «Поёт зима – аукает.

А увидеть и услышать картину зимы С. Есенина помогут богатые средства литературного языка : эпитеты, сравнения, метафоры.

1. (Краткая биография поэта с демонстрацией его портрета)

- Сергей Есенин родился 21 сентября 1895 в селе Константиново под Рязанью на берегу Оки в крестьянской семье. Закончил 4 класса в сельском училище, затем церковно-учительскую школу. Он очень любил природу и воспевал ее в своих стихотворениях.

С малолетства воспитывался у деда по матери, человека предприимчивого и зажиточного, знатока церковных книг. В 1912 году поэт переехал в Москву.

Впервые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 году.

2. Словарная работа.

- Прежде, чем вы послушаете его стихотворение, я хочу обратить ваше внимание на некоторые слова, которые встретятся вам и могут быть непонятны. Может, кто – то из вас объяснит значение этих слов.

( На слайде появляются слова: «Аукает, баюкает, стозвон, сосняк, седые облака, мохнатый лес»)

3. Первичное знакомство со стихотворением С. Есенина «Поет зима – аукает».

- Стихотворение «Поет зима – аукает» сначала называлось «Воробышки».

Ребята, многие стихи С. Есенина переложены на музыку. Вот и это стихотворение прозвучит, как песня.

4. Проверка восприятия услышанного.

- Понравилось ли вам песня? Что вы почувствовали, когда слушали?

(Тоску, грусть, сожаление)

- Какие картины увидели? (Метелица стелется. Воробышки жмутся к окну, замерзли. Седые облака плывут)

5. Чтение стихотворения детьми и разбор содержания.

- Откройте учебники и прочитайте стихотворение по строфам. Давайте поразмышляем над его содержанием. Учащиеся вслух читают первую строфу вслух.

– Как вы представляете выражение «Поет зима – аукает? Воют вьюги, поют метели. С кем автор сравнивает зиму? (С человеком.)

Вот такой прием называют олицетворением.

- Какие слова подтверждают это? (Поет, аукает).

- Что значит – мохнатый лес? (Всюду пушистый снег, он лежит на ветках)

- А этот прием – метафора. Что значит – лес баюкает? (Метели и ветры поют свои песни, чтобы лес спал)

- Что значит – стозвон сосняка? (Сосен в лесу много, и все они одновременно качаются и шумят)

- Стозвон – слово, придуманное автором, – это тоже метафора.

- Какие строки передают настроение автора? (Кругом с тоской глубокою

плывут в страну далекую седые облака)

- Что значит – седые облака? Это тоже – метафора

«Они белые, как снег»

-о чем же первая строфа? (О красоте зимнего леса, о грустном настроении поэта)

- Прочитайте про себя вторую строфу. С чем сравнивается метель? (С шелковым ковром. Ветер поднимает снег вверх и расстилает его, как ковер).

- Найдите строки, где говорится о воробышках. Как автор называет воробьев?

(Игривы. Они любят прыгать, везде летать, как будто играют)

- Почему они прижались именно к окну? (Из дома идет тепло. Еще, они надеются, что человек их покормит, ведь сытому не так холодно)

IY. Исследовательская работа.

Класс работает по вариантам.

- Первый вариант – подчеркните слова, которые помогают увидеть цвет зимы.

Второй вариант – подчеркните слова, которые помогают услышать звуки зимы.

Проводится самостоятельная работа с последующей коллективной проверкой.

– В стихах Есенина мало красок, зато много звуков.

Какая музыка по характеру, настроению соответствует стихотворению?

(дети отвечают)

- А сейчас попробуйте составить синквейн о зиме самостоятельно. Напоминаю структуру синквейна.

-Первая строка. 1 слово — предмет, тема

- Вторая строка. 2 слова — описание этого предмета.

- Третья строка. 3 слова — действия

- Четвертая строка. Предложение, показывающее отношение к предмету

- Пятая строка. 1 слово — синоним названия предмета, темы.

Дети зачитывают то, что у них получилось. Обсуждаются наиболее удачные варианты.

V. Выразительное чтение.

- С каким чувством мы будем читать о вьюге, о птичках? (С тревогой, печально – о вьюге, о птичках – с нежностью, с сожалением)

2 – 3 ученика читают индивидуально.

VI. Обобщение

- Какова тема этого стихотворения? (Зима, зимние картины)

- Какая зима перед нами? (Красивая, но грустная)

VII. Домашнее задание.

- Дома вы еще поработаете над выразительным чтением стихотворения. Прочитаете его целиком. Может быть, у кого – то появится желание его заучит наизусть (с. 195-196)

YIII. Рефлексия.

- Стихи каких авторов прозвучали сегодня на уроке?

Какой теме они посвящены? Что вы сегодня узнали нового? Что вам понравилось? Чему бы хотели научиться? Ребята, скажите, а зима – это хорошо или плохо? (Ответы детей).

- Вот и вывод: у природы нет плохой погоды, всякая погода – благодать!

IX. Оценки.

- Дети, сядьте, пожалуйста, удобнее, откиньтесь на спинку стула, положите руки на стол перед собой и представьте, что идет легкий мягкий пушистый снежок. Он падает прямо на ваши ладошки (кладу детям на ладони снежинки). Это подарки от Снеговика вам за активную работу, а в журнал я вам поставлю «5».

Публикации по теме:

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе «Произведения о детях. А. П. Чехов. «Ванька» Тема урока: «Произведения о детях».А. П. Чехов. «Ванька» Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «С. Есенин «Лебедушка» СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. «ЛЕБЕДУШКА» Цели: знакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина; показать красоту, напевность, задушевность.

Конспект обобщающего урока литературного чтения в 4 классе по разделу «Природа и мы» ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ "ПРИРОДА И МЫ". ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПО РАЗДЕЛУ. Тип урока: обобщение и систематизация знаний Педагогические задачи:.

Урок литературного чтения в 4 классе «Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки» Л. КАССИЛЬ. «ДОРОГИЕ МОИ МАЛЬЧИШКИ». ЭТИКЕТНЫЕ ЖАНРЫ И СЛОВА ВЕЖЛИВОСТИ Учащиеся должны знать: в чем заключается роль речи (диалога) в характеристике.

Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе с ОВЗ «Поёт зима, аукает»Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе с ОВЗ «Поёт зима, аукает» Цель: Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Задачи: 1. закрепление полученных знаний.

Урок литературного чтения в 4 классе по сказке «Аленький цветочек» Сергей Тимофеевич Аксаков продолжение) Цели: продолжить работу над сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; пробуждать в детях чувство.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу Е. И. Чарушина «Кабан» Тема: Е. И. Чарушин «Кабан». Цели: Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина на материале рассказа «Кабан». Предметные: познакомить с творчеством.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Л. Н. Толстой «Лев и собачка» Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Цели урока: · ознакомления учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Лев и собачка» · совершенствования.

Урок литературного чтения в 4 классе по сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце» (первый урок) Цели: познакомить учащихся с жизненным и творческим путями уральского сказочника Павла Петровича Бажова; показать своеобразие,.

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [Л, Л’]. Буквы «Л, л» Урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [л, л’]. Буквы Л, л» Тип урока: открытие нового знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок литературного чтения во 2 классе «Настроение стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает»
Опубликовано: 23 ноября 2020 в 21:08
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок литературного чтения во 2 классе «Настроение стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает»» (включая файлы) размещена пользователем Вердиян Инна (УИ 2482642) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД