Вердиян Инна
Урок литературного чтения во 2 классе «Настроение стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Настроение стихотворения С. Есеенина «Поёт зима аукает…»
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Есенина; дать понятие метафоры; продолжить формирование умения видеть образные языковые средства; совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связно рассказывать о своих
впечатлениях; развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления; прививать любовь к природе.
Публикация «Урок литературного чтения во 2 классе „Настроение стихотворения С, Есенина „Поёт зима, аукает“» размещена в разделах
- Есенин С.А.
- Зима
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Стихи про зиму, о зиме. Зимние стихотворения для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведений; рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию; читать выразительно, передавая настроение стихотворения; соотносить смысл
пословицы и главную мысль произведения; рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения.
Оборудование: портрет С. Есенина, сборники его стихов; визуальные материалы по теме; карточки, (репродукции картин К. А. Коровина "Зимой". И. Грабаря «Февральская лазурь», Шишкина «Сосны», музыкальным фоном является произведение П. И. Чайковского из цикла «Времена года», «Февраль», компьютер, проектор.
Ход урока:
I Организационный этап
II. Сообщение темы и цели урока. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, я предлагаю вам отправиться на экскурсию, в Третьяковскую галерею. Давным давно, эту галерею создал русский купец, меценат Третьяков. Он очень любил живопись и много лет собирал картины выдающихся художников.
Экскурсия наша будет необычной. Вам понадобится умение слушать, слышать, выразительно читать, правильно отвечать на вопросы. Нужно быть активными и внимательными, чтобы ничего не пропустить.
Давайте рассмотрим картины. Первая картина, которая встречает нас это картина Грабаря "Февральская лазурь".Чудо, какую яркую, радостную зиму нарисовал. Зимний праздник! Сверкает на солнце чистая белизна ствола. и ослепительная белизна ветвей, в гуще которых густо синеет небо. И хрусткие льдинки, намерзшие на каждой веточке. И рыжая прошлогодняя листва.
Посмотрите, а эту картину написал Константин Алексеевич Коровин "Зимой". Смотрите, какой хмурый, пасмурный денёк на исходе. Приближаются сумерки. В серовато даже едва сиреневом воздухе сливаются белый померкший снег и белое померкшее небо. Серый сруб избы, серые доски забора, серые деревья с обнажёнными ветвями.
Шишкин «Сосны, освещенные солнцем». Мы видим, как ласково солнце касается прямых стволов деревьев. Легко представить, что сам идешь по сосновому бору, чувствуешь прикосновение к щеке горячего солнечного луча, ощущаешь под ногами колючую сосновую шишку и вдыхаешь душистый запах смолы
А на этой картине изображен лес, оцепеневший от мороза, засыпанный снегом и погруженный в тяжелый зимний сон. Одинокая нахохлившаяся птица на ветке одного из гигантов леса, только подчеркивает суровость и безлюдность этого застывшего в ожидании весны места, когда все зацветет и зазеленеет.
- Скажите, что объединяет все эти картины? (все они изображают зиму)
- Совершенно верно и именно зиме будет посвящён наш сегодняшний урок.
- Любите ли вы зиму? Что вас привлекает в этом времени года?
- Картины русских художников, помогли нам увидеть красоту этого чудесного времени года. Волшебная музыка П. И. Чайковского позволила её услышать. Красота родной природы – источник вдохновения художников, композиторов, и, конечно писателей. Не хочется сейчас прочитать строчки из стихотворения ….
«Чародейкою зимою
Околдован лес стоит
И подснежной бахромою,
Неподвижною немою,
Чудной жизнью он блестит….
- Продолжите стихотворение (дети, по желанию, читают стихотворение наизусть)
- Кому принадлежат эти стихи? (Ф. Тютчеву)
- Я предлагаю вам составить «словарь» зимних слов. У вас на столах есть карточки с этим заданием. Возьмите карандаши и впишите слова.
- Кто прочитает? Какие это слова? Давайте проверим.
III. Изучение нового материала
- Да, зима – удивительное время года. Она бывает разной: радостной, веселой, торжественной, величавой, холодной, неуютной.
Сейчас мы увидим другую зиму. Сегодня мы познакомимся с замечательным русским поэтом С. Есениным и его стихотворением «Поёт зима – аукает.».
А увидеть и услышать картину зимы С. Есенина помогут богатые средства литературного языка : эпитеты, сравнения, метафоры.
1. (Краткая биография поэта с демонстрацией его портрета)
- Сергей Есенин родился 21 сентября 1895 в селе Константиново под Рязанью на берегу Оки в крестьянской семье. Закончил 4 класса в сельском училище, затем церковно-учительскую школу. Он очень любил природу и воспевал ее в своих стихотворениях.
С малолетства воспитывался у деда по матери, человека предприимчивого и зажиточного, знатока церковных книг. В 1912 году поэт переехал в Москву.
Впервые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 году.
2. Словарная работа.
- Прежде, чем вы послушаете его стихотворение, я хочу обратить ваше внимание на некоторые слова, которые встретятся вам и могут быть непонятны. Может, кто – то из вас объяснит значение этих слов.
( На слайде появляются слова: «Аукает, баюкает, стозвон, сосняк, седые облака, мохнатый лес»)
3. Первичное знакомство со стихотворением С. Есенина «Поет зима – аукает».
- Стихотворение «Поет зима – аукает» сначала называлось «Воробышки».
Ребята, многие стихи С. Есенина переложены на музыку. Вот и это стихотворение прозвучит, как песня.
4. Проверка восприятия услышанного.
- Понравилось ли вам песня? Что вы почувствовали, когда слушали?
(Тоску, грусть, сожаление)
- Какие картины увидели? (Метелица стелется. Воробышки жмутся к окну, замерзли. Седые облака плывут)
5. Чтение стихотворения детьми и разбор содержания.
- Откройте учебники и прочитайте стихотворение по строфам. Давайте поразмышляем над его содержанием. Учащиеся вслух читают первую строфу вслух.
– Как вы представляете выражение «Поет зима – аукает.»? Воют вьюги, поют метели. С кем автор сравнивает зиму? (С человеком.)
Вот такой прием называют олицетворением.
- Какие слова подтверждают это? (Поет, аукает).
- Что значит – мохнатый лес? (Всюду пушистый снег, он лежит на ветках)
- А этот прием – метафора. Что значит – лес баюкает? (Метели и ветры поют свои песни, чтобы лес спал)
- Что значит – стозвон сосняка? (Сосен в лесу много, и все они одновременно качаются и шумят)
- Стозвон – слово, придуманное автором, – это тоже метафора.
- Какие строки передают настроение автора? (Кругом с тоской глубокою
плывут в страну далекую седые облака)
- Что значит – седые облака? Это тоже – метафора
«Они белые, как снег»
-о чем же первая строфа? (О красоте зимнего леса, о грустном настроении поэта)
- Прочитайте про себя вторую строфу. С чем сравнивается метель? (С шелковым ковром. Ветер поднимает снег вверх и расстилает его, как ковер).
- Найдите строки, где говорится о воробышках. Как автор называет воробьев?
(Игривы. Они любят прыгать, везде летать, как будто играют)
- Почему они прижались именно к окну? (Из дома идет тепло. Еще, они надеются, что человек их покормит, ведь сытому не так холодно)
IY. Исследовательская работа.
Класс работает по вариантам.
- Первый вариант – подчеркните слова, которые помогают увидеть цвет зимы.
Второй вариант – подчеркните слова, которые помогают услышать звуки зимы.
Проводится самостоятельная работа с последующей коллективной проверкой.
– В стихах Есенина мало красок, зато много звуков.
Какая музыка по характеру, настроению соответствует стихотворению?
(дети отвечают)
- А сейчас попробуйте составить синквейн о зиме самостоятельно. Напоминаю структуру синквейна.
-Первая строка. 1 слово — предмет, тема
- Вторая строка. 2 слова — описание этого предмета.
- Третья строка. 3 слова — действия
- Четвертая строка. Предложение, показывающее отношение к предмету
- Пятая строка. 1 слово — синоним названия предмета, темы.
Дети зачитывают то, что у них получилось. Обсуждаются наиболее удачные варианты.
V. Выразительное чтение.
- С каким чувством мы будем читать о вьюге, о птичках? (С тревогой, печально – о вьюге, о птичках – с нежностью, с сожалением)
2 – 3 ученика читают индивидуально.
VI. Обобщение
- Какова тема этого стихотворения? (Зима, зимние картины)
- Какая зима перед нами? (Красивая, но грустная)
VII. Домашнее задание.
- Дома вы еще поработаете над выразительным чтением стихотворения. Прочитаете его целиком. Может быть, у кого – то появится желание его заучит наизусть (с. 195-196)
YIII. Рефлексия.
- Стихи каких авторов прозвучали сегодня на уроке?
Какой теме они посвящены? Что вы сегодня узнали нового? Что вам понравилось? Чему бы хотели научиться? Ребята, скажите, а зима – это хорошо или плохо? (Ответы детей).
- Вот и вывод: у природы нет плохой погоды, всякая погода – благодать!
IX. Оценки.
- Дети, сядьте, пожалуйста, удобнее, откиньтесь на спинку стула, положите руки на стол перед собой и представьте, что идет легкий мягкий пушистый снежок. Он падает прямо на ваши ладошки (кладу детям на ладони снежинки). Это подарки от Снеговика вам за активную работу, а в журнал я вам поставлю «5».