Людмила Кириллова
Конспект НОД для старшей группы «Ознакомление с миром лекарственных растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с лекарственными растениями, расширить знания о пользе и применении лекарственных растений, познакомить с правилами поведения при сборе лекарственных трав.
Задачи: 1) научить детей слушать и отвечать на вопросы;
2) воспитывать у детей бережное отношение к растениям;
Публикация «Конспект НОД для старшей группы „Ознакомление с миром лекарственных растений“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Темочки
3) научить детей делать соответвующие выводы о том, какое значение имеют растения в здоровье их организма;
Словарная работа: настои, отвары, лекарственные растения.
Предварительная работа: экскурсии на луг, прогулки по участку (лесная зона, сбор лекарственных растений, подготовка к их употреблению, разучивание стихов, загадок.
Оборудование: гербарий засушенных растений, пакеты с травами, настойка (календула).
Ход занятия: на столе лежат сухие веточки, коробочки с лекарственными травами, гербарий.
Воспитатель:
Лето теплое,
Лето красное!
Солнце доброе,
Солнце ясное!
Соком полнится
Зелена трава,
Собирать, сушить
Уж ее пора!
А вы травушку
Собирайте
Да на зимушку
Припасайте!
От болезни вас
Охранит она
Вам здоровья даст,
Силушки сполна.
Вдруг раздается стук в дверь. Входит девочка Маша с корзинкой в руках.
Маша: Здравствуйте, дети! Я гуляла по полям и лугам, собрала очень много лекарственных растений, но вот как они называются я не знаю. Поэтому я решила прийти к Вам, в детский санаторий. Помогите мне пожалуйста.
Воспитатель: Дети! Давайте поможем Машеньке и назовем растения, которые она собрала.
Воспитатель берет из корзины растения, показывает их детям, они говорят названия растений : мята, душица, крапива, одуванчик, вереск, пижма и др.
Воспитатель: Машенька, оставайся у нас в гостях, ты узнаешь для чего нужны лекарственные растения и как они хранятся.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете что такое лекарственные растения?
Дети: это растения, которыми пользуются при лечении разных болезней.
Воспитатель: Правильно, дети! Кроме лекарств, можно еще лечиться другими средствами. Все наши болезни можно лечить лечебными травами и растениями.
Давайте с Вами поиграем в игру "Назови и расскажи". Надо назвать место, где растет то или иное растение (в поле, на лугу, на участке, в лесу, когда его собирают для сушки, чтобы потом применить для лечения.
Дети загадывают и отгадывают загадки.
Ребенок 1: Пусть пижма скромна, да лечебная, все же не зря цветки на таблетки похожи. Еще на цыплят ярко-желтых пока, на ощупь - на замшевый носик щенка (Пижма).
Ребенок 2: В огороде хрупкий зонт, понемногу вверх растет, как зовут тебя? "Прокоп", - громко скажет нам. (укроп).
Ребенок 3: Пряность это и приправа, чай с ней удался на славу, догадаются, ребята, ну, конечно, это. (Мята).
Ребенок 4: Неприметна среди трав, у нее спокойный нрав, кто полезностью гордится? Ароматная. (душица).
Ребенок 5: Он сорняк, он цветок, от болезни мне помог, как присяду на диванчик, вспомню желтый. (Одуванчик).
Ребенок 6: Обожжет без огня, и тебя, и меня, а живет у плетня. (крапива).
Дети вспоминают и рассказывают чем и как их лечат мамы.
Воспитатель: Какие вы молодцы, дети. Я немного дополню, что цветки ромашки собирают летом, листики подорожника - весной, можно и в начале лета, одуванчик - весной, когда они только-только цветут, крапиву-весной, когда она только вырастает, корни лопуха-в течении всего лета. При ангине горло полощут отваром ромашки, к ранке прикладывают листья подорожника, когда детям и взрослым нужны витамины (обычно весной, зимой) используют отвар шиповника, чай из мяты - успокаивает и т. д.
Машенька тоже включается в игру, показывает растения, просит о нем рассказать. Спрашивает у детей, что же надо пить, когда болит горлышко и т. д.
Машенька: Дети, когда я собирала травы, то нечаянно порезала пальчик, как же мне его подлечить.
Дети: Приложить лист подорожника.
Воспитатель: Дети, а теперь давайте отдохнем и пригласим Машеньку.
Физкультминутка "Одуванчики".
Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут, становятся все больше (Дети встают).
Вдруг полетел ветер, стал дуть на одуванчики (Дети раскачивают руками). Ветер подул еще сильнее (дети бегают на носочках).
Вдруг с головок одуванчиков полетели белые парашютики (дети приседают).
Там, где упали парашютики, будут расти одуванчики (дети встают).
Машенька: А еще из одуванчика можно приготовить вкусный салат. Это тоже лекарственное растение, улучшает состояние организма. для приготовления салата потребуется:
- 100 гр листьев одуванчиков
- 90 гр зеленого лука
- 25 гр петрушки
- 15 гр растит масла
- 1 яйцо.
Соль, перец по вкусу. Листья одуванчика надо выдержать в подсоленной воде 30 минут, затем измельчить. Нарезанную петрушку, зеленый лук соединить с одуванчиком, заправить маслом, солью, перемешать, украсить вареным яйцом.
Воспитатель: Мы обязательно попробуем салат, про который нам рассказала Маша.
Машенька: Дети, я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать.
Весь в пыли, хоть сел немного, у дороги он стоит, у него согнулись ноги, неприметен он на вид.
Дети: Подорожник
Маша: Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички
Дети: Ромашки.
Воспитатель: Дети! Вы сегодня очень много рассказали о лекарственных растениях. Я думаю, что теперь Машенька уже знает их названия и знает для чего их применяют.
А теперь я предлагаю Вам вспомнить правила сбора лекарственных растений.
Дети называют:
- нельзя собирать растения возле автомобильных и железных дорог;
- нельзя пробовать растения на вкус;
- нельзя рвать много растений;
- нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду, лучше это делать днем, когда сухо и ясно;
- собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно;
- после сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки;
Машенька: Ребята, хочу еще раз назвать растения, которые я собрала, а вы проверьте, правильно ли?
Дети: Маша, а почему эти растения называются лекарственными?
Маша: Потому что они применяются в лечении различных болезней.
Дети вместе с Машей пьют напиток "Здоровье", стараются определить, какие травы здесь использованы.
Затем отыскивают это растение на картинке, показывают Машеньке.
Воспитатель:
Лечит мята невралгию,
А свекла - гипертонию,
Земляника гонит соль,
А шалфей - зубную боль,
Арбуз кушай при нефрите,
А бруснику - при артрите,
Чтобы было больше сил,
Не забудь про девясил.
Клюква вылечит цистит,
Редька - кашель и бронхит,
Головную боль - калина,
А простуду - чай с малиной.
Печень подлечи рябиной,
Сердце - мятой и калиной,
Чтоб не ведать диабета,
Топинамбур ешь все лето.
Астму вылечи иссопом,
Мочевой пузырь - укропом.
Раны, язвы, геморрой
Подорожником промой.
Коль отеки у тебя -
Хвощ попей и семя льна,
Мажь мозоли чистотелом,
А веснушки - тертым хреном.
Зверобой не забывай
Чай с ним чаще потребляй,
Пей шиповника настой.
Будешь бодрый, молодой!
автор неизвестен.
Машенька благодарит детей за помощь, прощается с ними и уходит.