Ольга Бурцева
Урок истории Древнего мира в 5 классе «Рабство в Древнем Риме» по технологии критического мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Ключи от форта знаний:
урок в 5-м классе на тему «Рабство в Древнем Риме»
Цели:
познакомить учеников с особенностями рабовладения в Древнем Риме; развивать логическое мышление на основе сравнительного анализа, воспитывать гуманизм и человеколюбие.
Задачи:
1. На основе повторения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым создать представление о системе рабовладения в Древнем Риме. Продолжить формирование навыков работы с историческими терминами.
Темочки:
- История. Уроки истории
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
2. Развивать логическое мышление и способность формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного.
3. Подвести ребят к выводу о самоценности человеческой жизни и свободы. Воспитывать честность и порядочность.
Основные этапы урока :
1. Стадия вызова: пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. Озвучивание цели урока, принятие ее учащимися, мотивация их дальнейшей деятельности.
2. Стадия осмысления: учащиеся сталкиваются с новой информацией; пытаются решить ту или иную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа.
3. Стадия размышления (рефлексии) : происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими информации, происходит присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их.
План – конспект урока :
Организационный момент. Стадия вызова.
Учитель: Ребята, мне срочно нужна дружная команда, чтобы завоевать ключи от форта знаний. Поможете? (слайд №1)
Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать человек работая в команде?
Вам хотелось бы узнать, как называется наш форт? Название форта и тема нашего урока совпадают. Определим тему урока : прочитайте слова, которые я взяла в качестве эпиграфа. (слайд №2) О какой категории населения идет речь в этих словах? Правильно, речь идет о рабах. Название форта, а значит и тема урока — «Рабство в Древнем Риме».(слайд №3) Если мы сумеем собрать за урок 9 ключей, то форт нам покорится, и мы узнаем, каковы были особенности рабовладения в Древнем Риме.
Подготовка учеников к активному и сознательному усвоению нового материала.
Учитель: Начнем с разминки. Вы должны ответить на вопросы, которые появятся на экране. За правильный ответ получите монеты. Если ответ дать не успеете, вопрос рассыплется. Когда будет собрано достаточное количество монет, сундучок даст вам первый ключ.
Вопросы по домашнему заданию:
1. Кто и по какому поводу говорил такие слова: «Все же я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен»? (слайд №4)
2. Объясните термин «триумф»? (слайд №5)
3. Кто такой легионер? (слайд №6)
1-й ключ заработан!
Стадия осмысления.
I. Составляем кластер! (слайд №7) Ребята, нам предстоит определить источники рабства в Древнем Риме. Для этого нам нужно поработать с документами:
1 группа «Покоряя ту или иную страну, римские полководцы обращали в рабство десятки тысяч военнопленных и мирных жителей. В результате завоеваний в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов»
Назовите источник рабства?
2 группа «В неурожайный год приходилось брать земледельцам в долг зерно или серебро у знатного соседа. На участке земледельца ставили долговой камень, и бедняк лишался покоя и сна. Не отдаст он в срок долг – отберут у него участок. И если такой несчастный снова не мог вернуть долг, то был вынужден отдавать жену, детей, а то и самого себя в рабство»
Назовите источник рабства?
3 группа «После взятия и разрушения Карфагена все жители города были обращены в рабов. За несколько лет до этого римский консул продал в рабство сто пятьдесят тысяч пленных. Римские историки неоднократно сообщают о продаже пленных и другими римскими полководцами. Торговля рабами ширилась и процветала. В различных частях римского государства действовали рабские рынки, особенно славился рынок на острове Делос. Там шла крупная оптовая торговля, и бывало, что в день продавалось по десять тысяч рабов. Здесь можно было купить раба любой профессии, какой угодно национальности»
Назовите источник рабства?
4 группа «Во II и особенно в I в. до н. э. Рим превращается в наиболее развитое рабовладельческое государство древности. Труд рабов полностью оттеснил свободный труд; рабы стали играть роль основной производительной силы. Общее количество рабов в Древнем Риме не поддается точному определению. Рабами становились дети рабов, то есть распространилось наследственное рабство»
Назовите источник рабства?
2-й ключ заработан!
II. Столкновение с проблемой.
Как к рабству относились в Древнем Риме и Греции, например, ученые? Давайте прочитаем и сравним взгляды на существование рабства. (слайд №8)
Римский ученый Варрон писал:
«Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трех видов: говорящие — рабы, мычащие — быки, немые — повозки, лопаты, плуги».
Греческий ученый Аристотель писал :
«Одни орудия являются одушевленными, другие — неодушевленными. Раб есть одушевленная собственность и наиболее совершенное из всех орудий. Одни люди созданы природой быть свободными, другие — рабами. Тем людям, которые по природе своей рабы, быть рабами справедливо».
Сравните взгляды ученых. Ваше мнение по этому вопросу. Справедливо ли рабство? Почему?
3-й ключ получен!
III. Рассказ учащихся с опорой на иллюстрации.
Расскажите, как жили рабы в имениях землевладельцев? (слайд №9-11)
4-й ключ получен!
Расскажите, как жили рабы в богатых домах? (слайд №12-13)
5-й ключ получен!
IV. Сюжетно-описательный рассказ учителя.
Гладиаторами становились самые сильные и ловкие рабы. Их обучали искусству владения оружием в специальных школах. А после обучения заставляли сражаться друг с другом на арене для развлечения собравшихся римлян. Первый известный поединок гладиаторов произошел в 264 г. до н. э. (слайд №14)
Возможно, обычай гладиаторских схваток идет от древних этрусков. Они приносили человеческие жертвы на могилах знатных покойников. Обреченных на смерть людей заставляли брать в руки оружие и сражаться друг с другом. Позднее гладиаторские бои стали просто популярным зрелищем для римского плебса.
Гладиаторы сражались не только друг с другом, но и с животными, например, львами. Поединки зачастую бывали очень жестокими. Как рассказывают римские историки, арена становилась скользкой от крови, и ее нужно было вновь посыпать песком, чтобы возобновить бой. (слайд №15)
Участие в сражениях гладиаторов в Риме считалось позорным занятием. В школы гладиаторов попадали только провинившиеся рабы, преступники и пленные. Но удачливый гладиатор становился любимцем римской публики. Ему доставались деньги и призы. В редких случаях человек, одержавший победу во многих схватках с другими гладиаторами, мог рассчитывать на особое признание римского народа. Ему вручали деревянный меч — символ почетной отставки. Отныне бывший гладиатор мог жить в Риме как простой римский гражданин.
О предстоящих поединках гладиаторов жителей Рима оповещали за несколько дней. Устроители сообщали число пар гладиаторов и их вооружение. Сражения проходили в амфитеатрах — открытых сооружениях, где вокруг сцены рядами вверх располагались места для зрителей. Сигнал к началу смертельной схватки подавался звуком трубы. Обычно бой шел между двумя гладиаторами. Реже на арену выходили несколько десятков бойцов. Гладиатора, отказавшегося идти на бой, выгоняли на арену плетьми и раскаленными наконечниками копий.
Если во время сражения гладиатор был ранен, он мог просить о пощаде у римского народа, подняв большой палец руки вверх. Тогда устроитель обращался к зрителям, которые и решали судьбу раненого. Если они решали оставить ему жизнь, то махали платками, если же не хотели пощадить поверженного гладиатора — опускали большой палец руки вниз. (слайд №16-17)
V. Использования приема «Шляпы мышления». (слайд№18)
Использование ИКТ (просмотр видеосюжета «Гладиатор»).
I группа – «белая шляпа» : нейтральная позиция, учащиеся анализируют материал и извлекают полезную информацию.
II группа – «красная шляпа» : эмоциональное восприятие увиденного.
III группа – «черная шляпа» : позиция «против», критическая, негативная.
6-й ключ получен!
VI. Следующий ключ можно получить у старца Фура. Пойдемте к нему?
(слайд №19)
Старец Фура предлагает сыграть с ним в игру «Найди ошибки». Для этого надо прочитать в учебнике о жизни рабов. Затем закрыть учебники и поработать над текстом с ошибками. Ошибки подчеркнуть, объяснить.
«Рабы в Древнем Риме были у каждого гражданина. Но содержание рабов обходилось очень дорого их владельцам. Ведь приходилось два раза в год выдавать рабам одежду: рубаху, плащ, деревянные сандалии; хорошо кормить. Рабов ценили, поэтому заболевших лечили. За добросовестную работу рабам платили небольшую плату. Зато за провинность пороли и наказывали. Особо строптивых рабов отправляли работать в каменоломни. Лишь ночью рабы могли отдохнуть, выспаться в мягких постелях» (слайд№20)
7-й ключ заработан!
VII. Следующий ключ вы получите, разгадав кроссворд. Задания кроссворда. (слайд№21)
8-й ключ получен!
Рефлексия.
I. Составление синквейна. (слайд №22)
9-й ключ получен!
II. С какими трудностями вы столкнулись при изучении данной темы?
III. Эмоциональное завершение урока. А теперь нам остается только открыть форт под названием «Рабство в Древнем Риме». Молодцы! (слайд №23)
Выставление оценок за урок.
Запись домашнего задания:
О. Параграф 49,
Д. Напишите сочинение о применение рабского труда от имени богатого аристократа.