Ирина Евгеньевна Свистушкина
Урок-игра по окружающему миру во 2 классе «Знатоки природы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Знатоки природы»
(урок –игра окружающий мир 2 класс)
Цель: 1. Вовлечь детей в процесс деятельности на уроке; развить интерес к предмету;
2. Расширить знания учащихся о значении растений в природе;
3. Воспитывать экологическую культуру школьников, учить беречь родную Землю;
4. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность школьника;
Публикация «Урок-игра по окружающему миру во 2 классе „Знатоки природы“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
5. Раскрыть факторы отрицательного воздействия человека на растения (различные виды хозяйственной деятельности, сбор букетов, неумеренная заготовка лекарственного сырья и т. п.);
6. Воспитание чувства товарищества и коллективизма, умение работать в команде.
Ход урока:
- Сегодня наш урок будет не совсем обычным:
3 команды знатоков природы встретятся на КВНе, посвящённом охране природы. Они покажут свои знания, а в конце урока мы подведём итог : какая из команд окажется победительницей в конкурсе знатоков природы. Оценивать правильность ответов будет жюри:
(представление).
А теперь представляются наши команды:
1 : «Колокольчик»
2: «Пчёлка»
3: «Дубок».
Всем командам было дано задание нарисовать свою эмблему. Высшая оценка – 5 баллов.
Разминка:
- У каждой команды на столах лежат карточки с частями предложений. Ваше задание: попытаться составить из них эпиграф к нашему уроку.
- Я СОРВАЛ ЦВЕТОК
- И ТОГДА Я ПОНЯЛ
- И ОН ЗАВЯЛ
-Я ПОЙМАЛ ЖУКА
- ЧТО ПРИКОСНУТЬСЯ К КРАСОТЕ МОЖНО ТОЛЬКО СЕРДЦЕМ
- И ОН УМЕР У МЕНЯ В ЛАДОНЯХ
Ещё раз объясняю, что вам нужно расположить эти части предложений в такой последовательности, чтобы всё предложение имело законченный смысл.
Давайте начнём вместе.
Я читаю первую часть предложения: «Я СОРВАЛ ЦВЕТОК…», а вы ищите её окончание.
«И ОН ЗАВЯЛ». А дальше – самостоятельно. Через одну минуту проверяем вашу работу.
(звучит тихая музыка)
- Проверяем, что у вас получилось.
Каждая команда читает свой вариант.
- А почему же именно эти слова я выбрала эпиграфом к нашему уроку? Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос.
(На экране выставляется количество баллов каждой команды)
- А сейчас конкурс «Угадай, кто я?».
- Давайте пройдёмся медленно по лугу
И «Здравствуй!», скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
-Ребята, мы оказались с вами в лесу. Красив лес в любое время года, но особенно весной. Есть у меня знакомая лесная полянка. Но полянка эта не простая, а волшебная. И растут на этой полянке удивительные цветы. Я никогда не рву цветы, не уношу их домой - ведь цветы должны расти, цвести и приносить плоды, чтобы на этом месте выросли новые, такие же красивые растения.
Увидев, что нас так много, растения спрятались. Однако, если мы внимательно прислушаемся, то услышим, как каждый цветок рассказывает о себе. Вы должны узнать, что это за растение и ответить на вопрос, почему оно спряталось.
Каждая команда должна назвать по 2 растения. А жюри оценивает этот конкурс. Высшая оценка - 4 балла.
На доске – «Лесная полянка». Изображения цветов закрыты. Их открывают по мере названия цветов.
1 цветок.
Этот цветок одним из первых извещает о приходе весны. Изящные, похожие на небольшие колокольчики, белоснежные цветы украшают ещё почти зимний лес. Называют меня так потому, что начинаю я расти в феврале под снежным одеялом. А в марте, на только что проснувшейся от зимнего сна земле, раскачиваются на ветру снежно- белые цветки.
- Что же это за цветок?
- Подснежник.
- Давайте проверим, действительно ли подснежник спрятался здесь.
- Немного в лесах осталось подснежников, поэтому их нужно охранять.
- А что это за растение?
2. Расту я в лесу под деревьями и кустами. Особенно красив в мае, когда среди пышных зелёных листьев поднимаются цветочные стрелки и на них, как фарфоровые колокольчики, висят душистые цветы. Кажется, стоит только прикоснуться к ним, и зазвенят они нежным волшебным звоном. Придёт лето, и над листьями загорятся ярким огнём оранжевые ягоды. Своим ярким цветом они как будто подают сигнал: не трогайте нас - мы ядовиты!
А вот врачам они нужны: из растения делают капли, которые помогают при болезнях сердца.
У каждого цветущего растения обычно по два листа. Листья длинные, заострённые, как заячьи уши. Вот и зовут растение иногда – «заячьи уши».
- Что же это за цветок?
- Ландыш.
- Проверяем. Что нового вы узнали о цветке?
- Из ландыша изготавливают лекарство: ландышевые капли, ягоды ландыша ядовиты. Его называют «заячьи уши».
- Послушаем, о чём говорит нам следующий цветок.
3. Расцветают мои цветки ранней весной на склонах, у лесных ручьёв, хорошо прогретых солнцем. Кажется, что загораются маленькие золотистые огоньки. Они поднимаются на тоненьких ножках навстречу солнцу всё выше и выше. Только в ясный солнечный день мои цветки раскрыты. А в пасмурную погоду цветки закрываются, поникают, словно печалятся, что не светит солнце. Приходит весна, и цветы отцветают. Потом вырастают листья, покрытые снизу нежным белым пухом. Притронешься к листьям, а они тёплые, как мамины руки. А сверху литья гладкие, холодные – это мачеха. Цветами и листьями этого растения лечатся от кашля.
- Что это за цветок?
- Мать - и- мачеха.
- Заглянем под листики. (Показ растения)
Что же узнали нового о цветке?
Эти цветки очень любят солнышко. Если его нет, они грустят. Мать – и – мачеха лечит от кашля.
- А кто спрятался здесь в траве?
4. Мои нежные фиолетовые цветы поднимаются на тонких стебельках и будто прислушиваются к весенним звукам леса. Серединка цветочка, как крошечный глазок, всматривается в лесную красоту. Листья похожи на маленькие раскрытые ладошки. За нежную красоту цветов, чудесный аромат люди очень любят этот цветок.
- Вы догадались, о каком цветке идёт речь?
- Фиалка.
(Показ растения)
5.
- Меня легко узнать : на высоком стебле раскачиваются фиолетово - голубые цветы. Кажется, повеет ветер, и зазвенят они нежным звоном. И зовут меня поэтому….
- Колокольчиком.
- А ещё один цветок очень надёжно спрятался. Цветок, цветок, где твой дом?
6.
Мой дом - вода и тихое озеро.
Лежит цветочек на листе,
Как на плоту упругом.
И он поплыл бы по реке
К приветливым подругам.
Да вот беда: привязан плот,
И никуда он не плывёт.
- Что это за цветок?
- Кувшинка.
- Выходи, водная красавица!
(показ)
Мы услышали рассказы цветов и узнали их. Давайте ответим на вопрос: почему же эти растения спрятались?
Отвечает каждая команда.
- Люди губят красоту, рвут, вытаптывают цветы, поэтому они прячутся от людей.
- Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Этих цветов на Земле осталось очень мало. Их надо беречь. Все они занесены в Красную книгу.
А что же это за Красная книга? Почему она так называется?
- В Красную книгу занесён список охраняемых растений и животных, которых осталось мало в стране или вообще на Земле.
Много страниц в Красной книге. Много на этих страницах записано растений и животных, которые могут исчезнуть навсегда. Но сейчас, пока ещё не поздно, люди должны протянуть им руку помощи, люди обязаны их спасти.
- А почему мы должны беречь эти растения?
- Какую пользу приносят растения?
Растения – это источник кислорода, это лекарства, ценные материалы, это красота.
Жюри подвело итоги нашего 1 конкурса «Угадай, кто я?». И сейчас мы узнаем, сколько баллов получила каждая команда.
(выставляются баллы на экране соревнования)
- Продолжаем наш КВН.
Второй конкурс - песенный. Задание: вспомните песни о природе.
По моему сигналу начинает петь 1 команда. Поём только один куплет. Команда заканчивает петь, и по моему сигналу начинает петь вторая команда, а затем свою песню поёт третья команда.
Песни повторять нельзя. Команда, которая не знает больше песен, выбывает из игры. Побеждает команда, которая знает больше песен. За каждую песню команда получает 2 балла. Оценивается и качество исполнения. Всем удачи! Начали!
Итоги конкурса.
(на экране баллы)
По предварительным итогам впереди команда ….
Пока все пели, на доске появился кроссворд.
-Посмотрите внимательно: кроссворд состоит из 7 слов. Это названия птиц, животных, насекомых.
Первое слово по вертикали – 5 букв. Вы узнаете это слово, разгадав шараду.
Моё начало – буква алфавита,
Она всегда шипит сердито,
Второго – корабли боятся,
И обойти его стремятся.
А целое – весной летает и жужжит,
То сядет на цветок, то снова полетит.
(шмель)
Что вы знаете о шмелях? Какую пользу они приносят?
- Шмель занесён в Красную книгу.
Второе слово по вертикали. Это слово состоит из 7 букв.
Парусник, парусник
Сел на боярышник.
Расправил он полчаса
Крылья, словно паруса.
(Бабочка)
(показ)
- Красивы бабочки, похожи на летающие цветы.
А как называется эта бабочка?
(показ)
- Павлиний глаз.
А дневной павлиний глаз
Нарядился напоказ.
Посмотри, как он одет:
Красный бархатный жилет,
Синие разводы….
Чудеса природы.
- Третье слово нашего кроссворда тоже спряталось в загадке. В слове 7 букв.
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.
(медведь)
(показ)
- Что вы знаете о медведе?
Медведь питается мёдом, ягодами. Зимой впадает в спячку.
В Красную книгу занесён белый медведь.
(показ)
-Теперь отгадаем слова про горизонтали. Слово под номером 4 .В нём 5 букв.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.
- О ком говорится в этой загадке?
(о белке)
О каких приметах белки говорится в этой загадке?
- А следующее слово, точнее название птицы, вы узнаете, если угадаете голос птицы, который сейчас услышите.
(«голоса птиц»- песня соловья)
- Что это за птица? Проверим.
- Следующее слово – название животного. Слово под номером 6. В нём 4 буквы.
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт.
Все догадались, что это …лиса.
Что вы знаете о лисе?
И последнее слово, под номером 7. В слове 5 букв.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(олень)
Расскажите об олене.
Итоги конкурса….
Следующий конкурс подготовили ребята. Сейчас каждая команда по очереди покажет сценки, которые они подготовили. А вы должны сказать, правильно ли поступили ребята, как вы бы поступили на их месте.
КАК ПОСТУПИТЬ?
1 команда.
«Вера с Людой сгребали осенью листья и вдруг увидели под ними божью коровку. Дети подняли жучка, положили его на ладонь, но он не шевелился.
- Наверно, божья коровка погибла от холода. Выбрось её,- сказала Люда.
- Нет, выбрасывать её не нужно,- ответила Вера.»
-Что рассказала Вера Люде, и как девочки поступили с божьей коровкой?
Слушаем ответы команд.
-Правильно. Осенью божьи коровки прячутся под опавшие листья и засыпают. Вера и рассказала об этом Люде. Девочки осторожно положили божью коровку под забор и прикрыли листьями. Весной она проснётся, отложит яйца, из них выведутся личинки, а потом и молодые жучки, которые будут уничтожать вредных насекомых.
2 команда.
Ребята пошли гулять в лес. Вдруг они увидели муравейник, схватили палки и стали стучать по нему палкой. «Стойте! Остановитесь!»,– закричал Вова.
Почему он так поступил?
3 команда.
В теплый весенний день ребята пошли гулять в ближайший лесок. На лесной полянке они увидели множество белых цветов.
- Скоро праздник! – сказала Лена и стала рвать цветы.
- Остановись! Подумай, что ты делаешь! Ведь это подснежники!- закричал Дима.
Почему Дима так повёл себя?
Итоги урока.