Кутепова Светлана
Картотека «Упражнения-занимашки для детей»
УПРАЖНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
Содержание:
1. Занимашки малышей 1,5-2 года (подготовка к УПЖ)
2. УПЖ для детей 2 – 3 года
Обычно дети до 4х лет наибольшее количество времени проводят именно в зоне УПЖ. Ребенок, в это время находящийся в сензитивном периоде развития точных движений, удовлетворяет свои потребности, работая c материалами практической жизни. Большая часть материалов из зоны УПЖ происходит из повседневных домашних дел и постепенно дает возможность ребенку применять сложные движения в занятиях дома, в семье, в социальной группе: приготовления завтрака, самостоятельное одевание и раздевание и тп. Благодаря этому, у ребенка растет уверенность в себе и чувство собственного достоинства.
Публикация «Картотека „Упражнения-занимашки для детей“» размещена в разделах
Важно:
Заниматься нужно только при желании и возникновении интереса у самого малыша. Делать презентацию упражнения (показывать, демонстировать) нужно таким образом, чтобы ребёнок был заинтересован в этом действии. Когда мама увидит, что он начал концентрироваться, то она может спокойно оставить его наедине с материалом и дать возможность работать так, как он может. Если у ребёнка не получается какое-то упражнение, то скорее всего, он «застрял». В таких случаях можно показывать только часть действий, а не всю презентацию от начала и до конца.
При демонстрации важно выполнять все медленно и очень тщательно, чтобы малыш мог увидеть точно, что и как происходит. Следует всегда после движения делать маленькую паузу, чтобы он мог впитать информацию. Давая презентацию, мама анализирует свои движения, и тогда ребёнок тоже будет анализировать свои.
УПЖ-занимашки для малыша (1,5-2г)
1. Бумага. Мять, складывать и рвать бумагу.
2. Банка с отверстием в крышке: через них можно кидать пробки, бусины, мячики из поролона, пуговицы.
3. Поднос, манка и фасоль, сито. Пусть малыш ищет в манке спрятанные фасолины и складывает их в баночку. показать, как отсеять манку с помощью сита.
4. Небольшая коробка без крышки и прищепки. Если малыш совсем маленький, нацепить прищепки по периметру коробки, чтобы он снимал. Деткам постарше можно показать, как «пристегивать» прищепки, и они будут стараться сами.
5. Наклейки (изоленту) приклеить на пластиковую поверхность так, чтобы малыш смог их отрывать и приклеивать вновь.
6. Взять лоскутки разной текстуры — шелк, хлопок, шерсть. Обсудить, какие они на ощупь: колючий, мягкий, скользкий. Подбирать к ним пары.
7. Легкие предметы — фрутокрышки, пуговицы, мозаику, шарики — бросить в тазик с водой и вылавливать ложкой.
8. Пластиковая чаша с водой, капля жидкого мыла и венчик. Пусть малыш «взбивает» пену
9. Понадобятся 2 миски, губка, лейка. Налить в одну миску воду и губкой переносить водичку из одной тарелки в другую.
10. Фасоль двух цветов, 2 миски. Перемешать фасоль и попросить разложить (по цвету) по мискам.
11. Шарики, желобок (из втулки от бумажного полотенца или шланга, коробочка. Сделать желобок-горку и скатать шарики по желобку в коробочку.
12. Взять бутылочки, баночки, пузырьки разных размеров, отвинтить от них крышки, перемешать предметы и предложить малышу подобрать и завинтить крышки обратно.
13. Мешки с грузами в 0,5-2 кг на веревке. Малыш их будет таскать за собой. Это развивает силу и выносливость рук, крупную моторику.
14. Нанизывать на шнурок любые фигурки с дыркой.
15. Деревянные гвоздики с молотком. Их можно забивать в пластилин, глину, пробковую доску.
16. Взять губку и мыло и не торопясь показать ребенку, как нужно мыть посуду, а затем позволить ему сделать то же самое.
17. Мешочки с бобами, фасолью: можно пересыпать или сортировать, а можно в мешочках прятать мелкие игрушки и просить малыша найти.
18. Канцелярские кнопки и пенопласт, вставлять.
19. Форма для льда и пинцет, бусинки. Малыши до года пусть вынимают бусинки пальчиками.
20. Насыпать в поднос муку — пусть «рисует» пальчиком, палочкой, кисточкой.
21. Рассыпать крупу, взять совочек и щетку и вместе подмести.
22. Взять пуговицы, шнурки, кнопки, крючки. Сделать, например, скрепить два картонных предмета между собой либо шнурком, либо пуговицей и петлей, либо крючком и петлей
23. Магнит и разные предметы (металлические и не из металла). Малыш проверяет, что примагничивается, что нет.
24. Взять мешочек с 8-10 незнакомыми малышу бытовыми предметами (пульт, венчик, щетка и пр.). Малыш вытаскивает предметы, знакомится, а вы называете их.
25. Три кастрюли разного диаметра и крышки. Пусть подбирает «правильную» крышку. Еще можно сложить кастрюли одну в другую.
26. При пользовании посудомойкой можно позволить ребенку вытащить из корзинки ложки и вилки, только остерегайтесь острых предметов.
27. Высокий прозрачный стакан или ваза с водой, разные небольшие предметы: желуди, гайки, бусины, пластиковые детальки, пробки, шарики из фольги. Пока малыш бросает предметы в воду и наблюдает, какие тонут, а какие нет, можно комментировать: тяжелый, легкий.
28. Достаем старые журналы или газеты. Их можно рвать — на полосы или кусочки, — и тогда развиваются соотносящие движения руки и хватание. Только сначала нужно показать, как это делать правильно: захватить пальцами обеих рук лист, а потом потянуть в разные стороны. Разбрасывать можно.
29. Пластилин помять в руках совмещая самомассаж пальчиков и рук и развивая мышцы. Показать как раскатать лепешку и втыкать в нее все мелкое, что под руку попадется: бусины, камешки, ракушки,
30. Расстегиваем липучки, молнии, шнуровки на одежде или бизиборде.
31. Играем с фольгой – заворачиваем в нее предметы, а малыш разворачивает.
32. Снимаем носки и колготки.
33. Надеваем резинки для волос на ножки от перевернутого стула.
УПЖ-игры для малышей (2-3г) :
1. Игры с водой
Материал: поднос, лейка, миска или тазик, тряпка. Лейка наполнена до отметки подкрашенной водой. Лейка и миска стоят рядом друг с другом. Вы демонстрируете ребенку, как перелить воду из лейки в миску и обратно медленно и четко выполняя движения, и обязательно с интересом к своему занятию. Потом предложите ребенку повторить упражнение, и с интересом наблюдайте за ним при этом. В заключение упражнения воду выливают. Сосуд вытирают. Уборка относится к ходу игры. Игру можно изменить, взяв большее число сосудов или сосуд с узким горлышком (кувшин, бутылку).
2. Аквариум
Материал: банка с водой, мел и пластмассовые предметы (пуговицы, мозаика, фишки, шарики, поварешка, ложка с длинной ручкой, дуршлаг (ложка с дырочками). Мелкие предметы бросают в сосуд, беря их тремя пальцами то правой, то левой руки. Ребенку дается возможность попробовать все предметы в качестве "сачка", причем вытаскивать нужно не помогая другой рукой.
3. Переливание воды
Материал: поднос, лейка, банки различных объемов, мерный стакан, тряпка. Подкрашенная вода медленно льется из лейки в мерный стакан. Затем эта вода выливается в разные сосуды, время от времени вода возвращается в мерный стакан. Через повторение хода действий ребенок узнает, как по-разному распределяется равное количество воды в различных сосудах. Интересно лить не только крашеную воду, но и пену. В качестве контрольного задания переливать питье, например сок или молоко.
4. Игры с водой и губкой
Материал: лейка, две тарелки, поднос, губка. Вы наливаете немного воды из лейки в тарелку, а потом при помощи губки, стараетесь перенести воду в другую пустую тарелку. Важно, чтобы вода не капала с губки на поднос, а оказалась целиком отжатой в новую тарелку. Если же несколько капель все же упали на поднос или стол, следует показать малышу как можно легок и приятно вытереть любую лужу. Затем это упражнения выполняет и малыш.
5. Игры с бисером
Материал: бусины разных цветов, форм и размеров, коробочки, толстая нить или мягкая проволокаю Малыш раскладывает бусины по другим коробочкам, руководствуясь каким-либо им самим выбранным принципом, например по цвету. Бусинки рекомендуется брать по одной, двумя пальцами. Важно, чтобы бусин было не слишком много. интересно и полезно нанизывать бисеринки на нить, делая бусы.
6. Бусины в вазочке: брать бусинки с плоской тарелочки и бросать тремя пальцами в небольшую вазочку. Желательно, чтобы горлышко у вазочки было поуже.
7. Сортировка: высыпьте в мисочку бусинки двух цветов и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: “Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое – все зеленые”.
8. Цветы
Материал: живые цветы, маленькое ведро, совок для мусора, разные вазы и банки, ножницы, лейка, тряпка. Вы льете воду из лейки в выбранную вазу. Ребенок должен заметить, что цветам в вазе требуется определенное количество воды. Воду, которая перелилась через край, вытирается тряпкой. С цветка обрезаются нижние листья и кусочек стебля, после чего цветок ставится в вазу.
9. Закручиваем
Материал: бутылочки, пузырьки, банки из под крупы с крышками разного размера. Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров, допускается, если некоторые из них будут с водой. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками.
10. Мытье посуды
Материал: средство для мытья посуды, губка, посуда для небольшого количества чистящего средства, металлический предмет (небольшая кастрюля, чайник или ложка). Процесс сложный и ответственный и тем более интересный маленькому ребенку. Вся процедура чистки кастрюли демонстрируется малышу медленно и с явным интересом к делу. Так ребенку дают возможность узнать ход действий во взаимосвязи, четко осознать отдельные действия и обратить внимание на дело в целом. Ребенку предлагается повторить упражнение с другой вещью. Через некоторое время можно отойти, но непрерывно поддерживать связь с работающим ребенком. Когда игра-занятие закончено, следует показать ребенку как все убрать. Только после уборки упражнение считается законченным.
11. Уборка
Материал: крупы, ложечка, поднос, губка или щетка, совочек. Пересыпание крупы из одной банки в другую ложкой, перебирание гречки или пшена, а также уборка рассыпанного, особенно при помощи губки и совочка.
12. Не просыпь и не пролей: сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна смести щеткой в совок.) Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание – это трудно. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.
13. Сито: скажите: “В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно, но тебе поможет сито!” Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом – рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку.
14. Лужа: это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа – пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.
15. Смети, но не просыпь: этот навык малыш может использовать каждый день, помогая убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность. Покажите ребенку, как держать щетку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол. Яркий или темный кант по краю совка поможет в этом: совок надо подводить под крышку стола так, чтобы канта не было видно – тогда на пол ничего не просыпется.
16. Игры с застежками
материал: ремешки, пуговицы разных размеров и петли к ним, шнурки, кнопки, крючки. На плотный кусок ткани пришейте большие и маленькие пуговицы, кнопки, банты, шнурок, который вдевается в дырку, шнурок, который можно намотать на крючок, крючки и петли к ним, застежки из ремешков, застежки-"липучки". Каждое действие, например завязывание шнурков, рекомендуется проделывать медленно и старательно, чтобы ребенок имел возможность внимательно пронаблюдать весь процесс
17. Лепим колобки, колбаски и блинчики из пластилина. Покажите, как делать “колобки” (скатывать шарики, “колбаски” и “блинчики”. Потом из этих “заготовок” можно “собрать” фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию – победите соблазн лепить вместо него.
18. Открой и закрой. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.
19. Вылови. Поставьте на поднос две миски: слева – глубокую, а справа – мелкую. В глубокую миску налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов (фрутокрышки, смятая фольга). Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить мелкую миску. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. довести упражнение до конца : все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду вытереть тряпочкой.
20. Пересыпаем ложкой. Поставьте на поднос две чашки: слева – чашку с крупой, а справа – пустую. покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой).
21. Смешиваем. Дети любят размешивать ложкой, например сахар в чае. Однако это не всегда получается: движения у ребенка еще резкие, ложка бьется о чашку, чай выплескивается. Помогите малышу, двигая вначале его рукой. намного интереснее размешивать в воде вещества, которые, растворяясь окрашивают ее.
22. Посыпаем дорожки. Предложите ребенку посыпать “песком” (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их “щепоткой”, не выходя за края дорожки. На улице можно делать дорожку между двумя палочками, посыпать тропинку и т. п.
23. Цветная водичка: с большим удовольствием дети учатся узнавать и различать цвета с помощью различных баночек и емкостей с водичкой, кисточки и красок. Понадобится насколько стаканчиков (лучше разного объема и лучше прозрачных). Перед проведением такого упражнения вместе с малышом можно отметить, что водичка прозрачная, бесцветная, видно, что просвечивает через дно стаканчика. На кончике кисточки берем немного краски и добавляем в стаканчик с водой. Наблюдаем за красивыми разводами, которые появляются на воде, отмечаем, как изменился цвет водички, обязательно называем его или придумываем название самостоятельно.
24. Коробочка с тканями (от 2,5лет)
Материал: небольшая коробочка, содержащая по паре кусочков каждой ткани различной текстуры (например, шелк, хлопок, шерсть, мохер и т. п.). Покажите малышу 3 пары кусочков ткани, контрастирующих по текстуре, перемешайте их и попросите ребенка найти пары, ощупывая их руками; когда малыш поймет смысл упражнения, добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка проделать то же самое с завязанными глазами.
25. Волшебный мешочек (от 3х лет)
Материал: мешочек с 8-10 знакомыми ребенку предметами (например, расческа, свисток, шнурок и т. п.). Завяжите малышу глаза или попросите закрыть их; пусть ребенок вытащит из мешочка один предмет и попробует определить его на ощупь; после того, как ребенку удастся определить все вещи, находящиеся в мешочке, можно заменить их на другие, постепенно повышая уровень сложности в зависимости от возраста малыша; данное упражнение может также быть использовано с предметами, начинающимися на одну букву (например, если вы выучили букву "л", можно положить в мешочек ложку, ластик и т. п.).
26. Прищепки - это замечательный тренажер для маленьких пальчиков. Покажите детке как их можно цеплять к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Со временем задачу можно усложнить: попросите малыша закрепить прищепки на натянутой веревке. Чтобы ваши занятия были более увлекательные - сделайте специальные картонные заготовки, например, можно вырезать силуэты елочки и солнышка. Ребенку будет гораздо интереснее цеплять елочке - иголки из прищепок, а солнышку - лучики.
27. Поиск скоровищ: насыпьте в миску зерен фасоли, горошка, гречки, риса. Спрячьте там фигурки зверей,и попросите ребенка найти, кто спрятался в крупе? Полезно для развития мелкой моторики.
28. Бумажные шарики и улитки. Научите ребенка мять бумагу и катать из мятых листов бумажные шарики. Покажите малышу, как скатывать рулончики из бумажных полосок и как создать из них бумажную скульптуру снеговика. Еще одним полезным занятием является отщипывание - открывание пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков.
29. Вдевание ленточек через прутья решетки
Возраст: от 3 лет
Ребёнок учится соблюдать некоторую последовательность действий, искусно пронизывая ленту через прутья. Можно использовать решётку из духовой печи, но лучше найти отдельную для подобных занятий. Важно, чтобы плита и печь ассоциировались у ребёнка только с приготовлением пищи.
30. Лущение (очистка) кукурузных початков
Возраст: от 1,5 лет
Делать это можно как своими руками, так и маленьким пинцетом. Замечательный массаж рук с приятным ароматом.
31. Очищение подсолнуха от семечек
Возраст: от 2 лет
Кропотливая, но очень полезная работа. Жёсткая и острая кожура семечек оказывает покалывающий массажный эффект.
32. Переливание воды в различные ёмкости с помощью пипетки
Возраст: от 2 лет
Ребё нок учится самоконтролю: собрать воду пипеткой, вовремя и в нужном количестве вылить воду, при необходимости вытереть пролитое.
33. Резка ножом
Возраст: от 1,5 лет
На первом этапе можно разрезать безопасным ножом кусочки пластилина, дальше переходите к резке мягких фруктов – бананов, киви, варёной моркови, картофеля и пр.
34. Болты и гайки. Крупные болты и гайки трех размеров. Закручиваем
35. Звенящая вода. Бокалы разной формы наполняем водой до половины и барабанной палочкой постукиваем по ним. Слушаем звон.
36. Нанизываем макароны или бусины на палочку.
37. Игры с цветными пуговицами. Сортируем по цвету и размеру, составляем башни и другие фигуры.
38. Чистим вареное яичко, банан, мандарин.
39. Скатываем шарик по горкам, желобкам.
Упражнения практической жизни (УПЖ) 3-6 лет
делятся на 5 групп:
1) Подготовительные упражнения.
Ношение предметов: стул, коврик, поднос
Открывание и закрывание: сначала – двери и дверки. Затем - баночки, коробочки.
Сворачивание и разворачивание: коврик, салфетка, клеенка, фартук и т. д.
Пересыпание: ложкой, кувшинами
Переливание: кувшины, чашечки.
2) Самообслуживание.
Рамки-застежки: с пуговицами; кнопки обычные; кнопки металлические; рамка с банты; молния; ремнями; со шнуровкой; шнуровки и крючки; с булавками; с липучками; с крючками.
Мытье рук.
Вытирание попы и вообще туалет. Ершик, горшок, метод смывания бочка, ободок.
3)ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
В помещении: вытирание пыли; сметание со стола; подметание пола; полировка небольшого зеркала; мытье зеркало; полировка метала (ложек); мытье фруктов; резка фруктов и овощей; мытье посуды; стирка; утюжка (глажение); уход за комнатными растениями: составление букета из срезанных растений; мытье стола; уход за домашними животными.
На улице: уход за территорией; уход за насаждениями
4)Социальные занятия (уроки вежливости)
5)Особые виды движений.
1) Подготовительные упражнения :
1. Открывание и закрывание двери
ребенок учится открывать и закрывать дверь, знакомится с работой замка; контроль и координация движений, развитие самостоятельности, независимости от других людей, формирование навыков социального поведения.
Пополнение словарного запаса: «дверь», «замок», «язычок замка», «ручка», хлопок», щелчок», «открыть», «закрыть», «войти», «выйти».
Возраст: с 2,5 — 3 лет.
2. Складывание салфеток/тряпок
ребенок учится разными способами складывать салфетки; контроль и координация движений, запоминание последовательности действий, развитие самостоятельности.
Расширение словарного запаса: «салфетка», «тряпка», «платок», «тряпка для пола», «подстилка», «складывать», «сворачивать» и т. д.
Возраст: с З лет.
3. Пересыпание ложкой
Материал: две одинаковые пиалы на подносе, левая из них наполнена горохом или рисом; между пиалами лежит ложечка.
ребенок учится пересылать зерна ложкой; анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья, подготовка к письму.
Расширение словарного запаса «ложка», «поднос», названия зерен, «пересыпать» «наклонять».
Возраст: с 2,5 лет.
4. Пересыпание зерен из одного кувшина в другой
Материал: два небольших кувшина, один с зернами
ребенок учится пересыпать зерна из одного кувшина в другой; анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья, подготовка к переливанию воды.
5. Переливание воды
Материал: поднос, два одинаковых кувшинчика с ручками; в правый кувшинчик налита вода; маленькая тряпочка или губка, легко впитывающая воду, которая лежит на подносе между двумя кувшинами.
учиться переливать воду из одного кувшина в другой; анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья.
Варианты для развития:
Переливание воды при помощи шприца.
Поливка цветов.
Наливание и переливание различных жидкостей (лимонада, из разных сосудов.
Расширение словарного запаса: «кувшин», «чайник», «бутылка», «сосуд», «воронка», «чашка», «шприц», «лить», «наливать», «переливать» и тому подобные слова, включая названия жидкостей и сосудов.
Возраст: с 3 лет.
2) Самообслуживание.
1. Рамки пуговицами, кнопками, застежками, молнией…
Надеваем детскую одежду на детский стул и получается модель для тренировки. Цели: прямая — ребенок учится расстегивать и застегивать пуговицы; косвенная — анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений развитие самостоятельности, подготовка к процессу письма.
Расширение словарного запаса: «пуговица», «рамка», «ткань», «расстегивать», «застегивать». Возраст: с 3 лет.
2. Мытье рук и чистка ногтей
Материал: фартук, кувшин, тазик, мыло в мыльнице, щетка для ногтей в пластмассовой коробочке; полотенце для рук; щетка для мытья таза; тряпка для пола; крем для рук.
Для начала учимся мыть руки в тазике.
Упражнения для развития навыка :
1. Мытье рук под краном.
2. Мытье других частей тела.
3. Купание в ванной.
4. Купание под душем.
5. Чистка зубов.
6. Обращение с жидким мылом и шампунем.
7. Намазывание кремом других частей тела.
Расширение словарного з а п а с а: «ладонь», «тыльная сторона кисти», «запястье», названия пальцев, предметов из комплекта для мытья рук, «мыть», «вытирать» и т. д.
Возраст: с 3 лет.
4. Чистка ботинок
Материал: поднос, фартук подстилка (бумажная или клеенчатая, щетка для крема, тряпка для полирования, крем, салфетка, пара детских ботинок.
Расширение словарного з а п а с а: «крем для обуви», «щетка для обуви», «тряпка для полирования», названия разной обуви, «наносить крем», «намазывать», «чистить», «полировать», «наводить глянец» и т. д.