Татьяна Вячеславовна Кузьмина
Упражнения на формирование вопросительно-познавательной активности
▼ Скачать + Заказать документы
УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВОПРОСИТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Для детей 5—6 лет
Данные упражнения помогут воспитателям в проведении занятий по поисковой и экспериментальной деятельности.
Что увидим через Воду
Цель: закрепить знания детей о свойстве воды — прозрачности.
Оборудование: таз с водой, мелкие предметы.
Педагог. Ребята, что у нас находится в тазу? Правильно, это вода. А что вы можете рассказать о воде?
Дети описывают воду.
Посмотрите, пожалуйста, что я делаю?
Дети. Бросаете в таз кубик.
Публикация «Упражнения на формирование вопросительно-познавательной активности» размещена в разделах
Педагог. Что стало с кубиком?
Дети. Он упал на дно.
Педагог. А вы его видите?
Дети. Видим.
Педагог. Какого он цвета?
Педагог предлагает детям по очереди опустить в воду различные предметы. В то время, когда один ребенок предмет опускает, другие дети вместе со взрослым закрывают глаза.
Ребята, а почему мы видим все эти предметы даже через толщу воды?
Дети. Вода прозрачная.
Плачущие сосульки
Цель: установить зависимость между температурой воздуха и состоянием воды.
Наблюдение проводится на прогулке.
Педагог. Ребята, обратите внимание: на солнце сосульки плачут, а в тени нет. Как вы думаете, что такое сосульки, как они образовались и откуда взялись? А почему они плачут только на этой стороне крыши? (Обращает внимание детей на солнечную сторону крыши.)
Дети наблюдают.
(Подводит детей к выводу.) Снег на солнце тает, стекает с крыш и образует при замерзании на холодном воздухе сосульки.
Дети. Сосульки могут таять только на солнечной стороне, там, где есть тепло солнца.
Ознакомление с воздухом
Цели: познакомить детей со способами обнаружения воздуха; показать, что воздух есть не только в окружающем нас пространстве, но и в воде, губке, земле, всюду; воспитать познавательный интерес к природным явлениям.
Оборудование: аквариум (у педагога, тазики с водой (у детей, стаканы с водой, соломка для коктейля, кусочек губки, кусочек кирпича, горсть земли.
В начале занятия педагог объясняет детям, что воздух есть везде. Педагог и дети рассматривают иллюстрации. Проводится опытническая деятельность с целлофановым пакетом, шариком, стаканом.
Дети находятся в групповой комнате. Появляется поросенок Фунтик с воздушным шариком.
Фунтик. А вот и я!
Дети. Здравствуй, Фунтик!
Фунтик. Здравствуйте, ребята! Пришел я к вам в гости и принес в подарок воздушный шарик.
Вдруг шарик поднимается вверх и со свистом сдувается.
Ой, ой, ой! Спасайся, кто может!
Педагог. Что случилось, что ты так расшумелся?
Фунтик. Неужели вы не слышите ужасный свист?
Педагог. Вот чудак! Ребята, объясните, пожалуйста, что произошло.
Дети (ловят шарик). Когда мы надуваем шарик, то заполняем его воздухом. Если шарик сдувается, значит, воздух из него выходит.
Фунтик. Что еще за воздух. Что-то я его не вижу!
Дети. Воздух мы не видим, но он окружает нас всюду.
Педагог. Правильно, ребята. Воздух невидим. Но, если вам стало жарко, взмахните рукой у лица. И какое при этом возникает ощущение?
Дети отвечают.
А теперь у вас озябли ладошки. Как вы их согреете, что чувствуете при этом?
Дети отвечают.
Если подуть на руку, как будто сдуваем пушинку, то при этом что ощущаете?
Дети отвечают. В ответах принимает участие и поросенок.
Все эти ощущения вызваны движением воздуха у лица, руки. Хотя воздух и не виден, но мы можем его, что. ?
Дети. Ощущать, чувствовать.
Фунтик. Всё очень интересно. Но мне не понятно, почему воздух находится всюду?
Педагог. Это мы можем показать из опытов. Я думаю, что ребята мне помогут?
Дети берут соломку и стакан с водой. Один конец соломки опускают в стакан, другой конец берут в рот и осторожно дуют.
Педагог. Ребята, что вы наблюдаете?
Дети. В воде образуются пузырьки воздуха.
Педагог. Правильно, мы выдыхаем воздух, и он в воде виден в виде пузырьков. Посмотрите внимательно в тазик с водой, что вы видите у стенок?
Дети. Мы видим пузырьки. В воде есть воздух.
Фунтик. А где еще есть воздух?
Педагог. Ответить на этот вопрос нам поможет следующий опыт.
Дети берут губку и рассматривают ее. Внимание акцентируется на том, что в губке есть отверстия — «дырочки».
Ребята, как вы думаете, что в этих дырочках?
Дети. В них воздух.
Педагог. Да, действительно, в отверстиях есть воздух. Как вы думаете, что случится, если губку погрузить в воду?
Дети. Воздух из дырочек начнет выходить, в воде появятся пузырьки.
Фунтик. Надо проверить.
Проводится опыт: губку погружают в воду, при этом выделяются пузырьки воздуха.
А в земле есть воздух?
Педагог. И это можно проверить. Ребята, какой следует провести опыт?
Дети предлагают. Проводится опыт: бросают в воду комок земли. По наличию пузырьков в воде делается вывод.
Ребята, Фунтик заметил и в этом случае пузырьки. Какой следует вывод?
Дети. В земле есть воздух.
Точно так же определяется наличие воздуха в кирпиче.
Педагог. Молодцы, ребята! Скажите мне, пожалуйста, для чего мы проводили опыты?
Дети. Чтобы убедиться и показать поросенку, что воздух есть всюду.
Педагог. Правильно. Воздух есть и в комнате, и в целлофановом мешочке, в резиновом шарике, в воде, земле. Он вокруг нас.
Фунтик. Ребята, я вижу, всё знают. А вот знают ли наши гости. ?
Педагог. Мы сейчас проверим. Ребята загадают загадку, а вы попробуйте отгадать.
Дети. Можно ли сделать так, чтобы кораблик опустился на дно, но чтобы флажок при этом не намок?
Дети опускают кораблик с флажком на воду, он плавает.
Гости. Надо накрыть корабль стаканом и опустить его на дно тазика. Флажок, когда его опустили, был в стакане, вода в стакан не проникает — там воздух. А раз воды нет, она намочить флажок не может.
Педагог. Гости тоже молодцы. И мы всегда им рады.
Фунтик. Теперь и я знаю, что воздух всюду окружает нас.
Педагог. Чтобы закрепить полученные знания, мы с ребятами организовали выставку воздушных шаров. И сейчас приглашаем гостей и тебя, Фунтик, поближе рассмотреть ее.
Дыхание растений
Цель: показать, что растения дышат через листья.
Оборудование: небольшое растение с крупными листьями.
На занятие к детям приходят два мышонка — Нолик и Вася. Они спорят — дышит растение или нет. Вася говорит, что не дышит, потому что растению нечем дышать — у него нет носа. А Нолик говорит, что дышит, только этого не видно. Экспериментатор (взрослый) предлагает детям рассудить, кто из мышат прав.
Экспериментатор. Как можно разрешить возникшую проблему?
Дети высказывают предположения.
Нужно провести опыт. А чем дышат люди?
Дети. Воздухом.
Экспериментатор. А чем дышат животные?
Дети. Тоже воздухом.
Экспериментатор. А растения?
Дети (высказывают предположение). Растения дышат воздухом. А чтобы проверить, правильно ли это, Нолик предлагает смазать листья растения волшебной мазью — вазелином. Вместе с детьми экспериментатор, Нолик и Вася смазывают осторожно вазелином обе стороны листьев растения и предлагают детям зарисовать то, что они сделали.
Во второй половине дня проводится наблюдение «Что изменилось? Почему растение завяло?» Совместно с детьми делается вывод: растение завяло потому, что ему нечем дышать. Дети зарисовывают растение, те изменения, которые с ним произошли.
Для того чтобы растение совсем не погибло экспериментатор предлагает удалить вазелин с листьев.
Дети удаляют осторожно пленку, обсуждают, через какое время с растением произойдут изменения, зарисовывают то новое, что они увидели.
Через некоторое время снова проводится наблюдение за растением. Дети фиксируют все произошедшие изменения.
Необходима ли вода растению?
Цель: показать, что у растений есть потребность в воде.
Оборудование: две луковицы, две баночки, два влаголюбивых комнатных растения, вода.
Дети припоминают ход опыта и результат, вспоминают сделанные выводы, рассматривают свои модели.
Вася. Ребята, скажите, пьют ли растения, нужна ли им вода?
Дети (строят предположения). Да.
Нолик. Как можно проверить — нуждаются ли растения в воде?
Дети. Надо провести опыт.
Дети проводят опыт.
Одна луковица помещается в банку с водой, а другая — в пустую банку. Два комнатных растения помещаются на подоконнике рядом. Одно — поливают регулярно, а другое какое-то время не поливают. Проводятся наблюдения в течение четырех дней. По результатам деятельности заполняются модели.
Педагог (делает выводы). У первой луковицы появились корешки, а у второй — нет, потому что первая луковица находилась в баночке с водой, а вторая — без воды. Значит, вода необходима растению — луку — для нормального роста и развития. У растения, которое не поливали, листья поникли, стали вялые — растение хочет пить. Можно сделать общий вывод: вода необходима растениям для нормального роста и развития.
При формулировке выводов экспериментатору необходимо обращать особое внимание на стимуляцию познавательной активности самих детей, своими вопросами и высказываниями стимулировать вопросительно-познавательные их проявления.
Как растение пьет
Цель: продемонстрировать, как растение пьет, как в него проникает влага.
Оборудование: завядший стебель бальзамина, любой пищевой краситель, вода, прозрачный стакан.
Педагог. Ребята, в результате прошлого опыта вы узнали, что растению вода необходима для нормального роста и развития. Но как растение поглощает воду, как она попадает в растение? Это мы с вами узнаем сегодня, проведя небольшой опыт. Как вы думаете, чем растение впитывает влагу?
Педагог и дети. Корнями.
Педагог. Следующий вопрос: как вода попадает в листья?
Дети высказывают версии совместно со взрослым, опираясь на знания, полученные в ходе предыдущего опыта.
Дети (делают вывод). Вода попадает в листья из корней.
Педагог. Давайте проверим наше предположение. Проведем опыт. Прозрачную воду в стакане не очень хорошо видно: она подкрашена красителем. В стакан с подкрашенной водой поместим ветку бальзамина и оставим там на ночь.
Утром педагог и дети рассматривают растение, отмечают произошедшие изменения.
Стебель и листья приобрели цвет красителя. Почему?
Педагог и дети. Вода движется по стеблю снизу вверх к листьям.
Педагог. Дети, посмотрите через лупу на стебель в поперечном и продольном разрезах. Обратите внимание на трубочки в стебле, по которым движется вода. Результаты наблюдения зарисуйте на модели.