Валентина Ашканова
Упражнения, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов
▼ Скачать + Заказать документы
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков. Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох. Чтобы речь была разборчивой и четкой, необходимо укреплять органы речевого аппарата. В этом нам может помочь артикуляционная гимнастика. Для решения этой проблемы можно использовать такие игры и упражнения.
Публикация «Упражнения, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов» размещена в разделах
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата Вкусные игры: * Облизываем губки – варенье, мед *Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку *Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево *Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба *Катаем внутри рта вишенку или круглое драже *Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик *Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой * «Жадина» ребенок губами удерживает цупа-чупс, а взрослый пытается его забрать
Игры с различными звуками : цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся Развиваем артикуляционные мышцы: *Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками *Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно *Показываем зубы – «У кого есть зубки!» *«Лакаем молоко» как кошка. * «Ложечка» - чайную ложку обмакнуть в мед (варенье) ребенок распластанным языком облизывает ложку. Постепенно ложку заменить на десертную и столовую
Игры на развитие слухового восприятия Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия: *Угадай, что звучит. *Жмурки *В какой руке звучало *Быстро-медленно *Громко-тихо *Справа-слева (после 2 лет) *Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь *Прятки игрушек под платочком *ДАЙ! (По инструкции взрослого ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера) *ПОКАЖИ! (Взрослый знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой) *Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые). *Ищем в тазике с крупой спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, камушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить. *Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом : Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Кап-кап-кап! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен) Как дудочка дудит? Ду-ду-ду! Как барабанчик стучит? Та-та-та!
*Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
*Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах: Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
*Танцы с простейшими словами, дублирующими движения: *Топ-топ; *Хлоп-хлоп; *Прыг-прыг; *Бип-бип (Нажимаем на носик) *Пружинки (Повороты корпуса) *Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками или платочками)
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха: *Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри *Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них *Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса (можно поиграть вовремя купания ребенка) *Показываем «ветерок» — дуем на горячий суп (чай) (температура продуктов безопасная для ребенка) *Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга *Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Для мышц мягкого нёба и глотки Регулярно нужно выполнять следующие упражнения : *«Соня». Представляет собой обычное позевывание, при этом нужно шумно втягивать воздух. *«Полоскание». Нужно запрокинуть голову назад и имитировать полоскание горла (рекомендуется это упражнение выполнять, когда ребенок чистит зубы) *Резкое отрывистое произношение звуков «а-а-а», «э-э-э»
Для развития мышц щек: *«Сытый хомячок». Нужно набрать полный рот воздуха. Далее надуваются щеки и удерживаются в таком положении. Можно надувать поочередно левую и правую щеку. *«Голодный хомячок». Щеки втягиваются внутрь. На первых занятиях можно помогать ребенку руками. *«Шарик». Щеки надуваются, потом нужно слегка ударить по ним кулачками.