Дарья
Упражнения для накопления сенсорного опыта ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения для накопления сенсорного опыта ребенка
Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждое отдельное явление (рука, запах, стена, но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (лес, учебная комната, метро). За создание целостного образа отвечает восприятие.
Восприятие опирается не только на ощущения, но и на предыдущий опыт человека. Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому в процессе взросления.
Публикация «Упражнения для накопления сенсорного опыта ребенка» размещена в разделах
Когда ребёнок рождается, он уже способен пользоваться всеми пятью чувствами – вкусом, слухом, зрением, осязанием и обонянием, хотя развитие этих чувств ещё находится на низком уровне. Чувственное (сенсорное) развитие – естественный процесс, но дополнительные занятия с ребенком могут его ускорить, сделать более совершенным. Важно соблюдать меру и не перегружать психику ребенка, все занятия должны проходить в игровой форме, это наиболее эффективно для маленьких деток.
Восприятие зависит не только от развития органов чувств, но и от личного опыта человека: чем разнообразнее сенсорный опыт ребенка, тем более целостной становится его картина мира.
слух
Слух развивается ещё до рождения ребёнка. Ещё не родившись, ребёнок слышит сердцебиение и дыхание мамы, ее голос, громкие звуки внешнего мира.
Чем больше звуков слышит малыш с самого раннего детства, чем они разнообразнее, тем больше его способность к контакту с окружающим миром. Маленьким детям можно предлагать разные шумящие предметы и погремушки, при общении с ребенком менять тембр голоса и интонации. С возрастом можно придумывать специальные игры для развития слухового внимания.
«Нарисуй, что слышишь»
В одинаковые непрозрачное коробочки или баночки положите самые разные предметы: бусины, бисер, фасоль, муку, гречку, пуговицы, камешки и пр. Предложите малышу потрясти каждую баночку, угадать что внутри и нарисовать то, что он услышал. Если добавить повторяющиеся материалы, то можно попросить ребенка найти одинаковые. Еще один вариант – распределить коробочки-шумелки от самой тихой до самой громкой.
«Как звучит тишина?»
Предложите ребенку «послушать тишину» и распознать как можно больше звуков, которые раньше воспринимались шумом: капает кран, тикают часы, у соседей играет радио, на улице чирикает воробей.
«Отгадай, что звучит»
Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (шуршит книга, стучит ложка, звенит колокольчик или играет бубен). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.
«сам себе оркестр»
Из подручных материалов и игрушек придумайте с ребенком музыкальные инструменты и «наиграйте» мелодию.
Зрение
Развитие зрения происходит постепенно, сразу после рождения ребенок может видеть вещи на расстоянии от 20 до 25 сантиметров от глаз, он легко распознаёт черный, белый и красный цвета, постепенно ребенок начинает выделять знакомые и незнакомые лица, учится прослеживать движение предметов, различать игрушки. Подносите предметы близко к глазам малыша, сначала предлагайте крупные простые картинки, постепенно увеличивайте количество деталей и оттенков.
«Рисуем предмет»
Возьмите любой предмет в комнате, например, красивую вазу. Нарисуйте:
• По памяти
• После внимательного изучения
• Ощупайте с закрытыми глазами и нарисуйте
• Рассмотрите через лупу и нарисуйте
• Попробуйте менять освещение
Сравните все рисунки, обсудите с малышом.
«Пуговицы».
подготовьте несколько комплектов пуговиц (можно монеток) и смешайте. Предложите ребенку их рассортировать по группам, можно устроить соревнование кто больше успеет.
Так же попросите ребенка найти все синие / желтые; круглые / квадратные / с разным количеством дырочек.
Выложите ряд из пуговиц с определенной последовательностью, предложите ребенка найти закономерность и продолжить ряд.
«Рисуем по памяти узоры»
Направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти
«Сравни картинки»
Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых изображениях. Эта забава из нашего детства тоже хорошо развивает зрительное внимание, а также наблюдательность.
тактильные ощущения
Чувство осязания очень важно для младенцев: они недовольны мокрой пеленкой или, наоборот, радуются легкому массажу и поглаживанию, с интересом ощупывают все, что их окружает, тянутся к незнакомым предметам. Сенсорному развитию важно ежедневно уделять внимание.
Для улучшения сенсорной чувствительности малышам этого возраста будет полезно играть с игрушками из разного материала: пластика, дерева, резины. Это поможет научиться определять предметы на ощупь. Можно предложить ребенку разные по жесткости игрушки во время купания. Полезно заниматься с малышом лепкой из пластилина, фольги, теста. На примере воды нужно показать разницу между холодным и горячим. Пальчиковые игры не только развлекут малыша, но и помогут речевому развитию.
«ванночки с сюрпризом»
На дно небольшого ведерка или миски кладете маленькую игрушку, сверху засыпаете крупой (рис, фасоль, гречка, песком, шишками, поролоном и пр. Ребенку нужно опустить руку в емкость и найти игрушку.
В те же ванночки можно опускать ножки малыша. Предложите ему рассказать, а затем и нарисовать, что "нащупали" его босые пяточки.
"Угадай, что лежит в мешочке".
В непрозрачный мешочек кладете одну или несколько небольших фигурок, хорошо знакомых ребенку. Нужно на ощупь угадать предмет, описать его свойства, попробовать нарисовать. Поскольку малыш не видит того, что ему предстоит нарисовать, тактильная чувствительность повышается. Зона мозга, отвечающая за осязание, активизируется, включается в творческий процесс.
«Слепыш»
Завяжите ребенку глаза и проведите его по квартире которая стала «волшебной страной»: крепость-диван, подземный ход – проведите под столом, трава – одеяло на полу, срезать вслепую игрушки, подвешенные на веревочках – веселые задания на ловкость и точность движений. Спрашивайте ребенка об ощущениях, предложите угадать, что за предмет он сейчас трогает.
Срезать вслепую игрушки, подвешенные на веревочках – веселое задание на ловкость и точность движений.
"Поймай собачку"
Касайтесь мягкой игрушкой (собачкой) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где игрушка. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
"Догадайся, что за предмет"
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
"Найди пару"
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
"Собери матрешку"
Поставьте на стол разобранную матрешку. Попросите ребенка с закрытыми глазами собрать ее
"Золушка»
Поставьте перед ребенком тарелку с различными видами семян (горох, семечки и др.). Предложите ребенку с закрытыми глазами разложить семена по разным тарелкам.
Обоняние
Это наиболее развитое из всех пяти чувств, присутствующих у младенцев в момент рождения. В отличие от зрения или осязания, обоняние развивается именно в то время, когда младенцы находятся в чреве матери. Родившись, ребёнок узнает свою маму прежде всего по запаху. С течением времени ему уже легче отличать и запахи других членов семьи. Со временем ребёнок начинает понимать и все остальные запахи.
Игровое упражнение «Поможем обезьянке».
Разложите по стаканам разные продукты и сильно пахнущие предметы (мыло, шишка, зубная паста и пр.) Предложить детям от имени больной обезьянки, которая потеряла нюх и зрение, определить по запаху съедобные для нее продукты.
«Что приготовил повар на обед?»
предложите детям по запаху определить меню сегодняшнего обеда. Например: щи, гороховый или рыбный суп и т. д. Подтвердить запах вкусовыми качествами блюда.
«Коробочки с запахами».
два набора коробочек, наполненные сильно пахнущими веществами (кофе, мыло, корица, ягоды и фрукты). Предложите ребенку познакомиться со всеми запахами, а потом найти повторяющиеся. Можно пробовать с закрытыми и открытыми глазами.
Во время прогулок обращайте внимание ребенка на запахи, объясняйте что и как пахнет.
Вкус
С рождения дети могут отличать сладкое и кислое, они исследуют большинство вещей, помещая их в рот.
«Фрукт или овощ?»
разложенные по стаканам кусочки фруктов и овощей (огурец, яблоко, банан, апельсин, лимон, лук и т. д.) и предложить детям определить по вкусу что перед ними. Можно играть с открытыми и закрытыми глазами.
«У самовара…».
Познакомьте детей с кухонными травами и ягодами, которые подходят как добавки для чая: мята, душица, бергамот, чабрец, земляника и пр.
Устройте чаепитие и предложите ребенку угадать, в какой чашке чай с ароматной травой, обсудите какой больше понравился, на что похож вкус и т. д.
«Найди такой же вкус»
Возьмите несколько пар баночек с разным содержимым – сладкая и соленая вода, сок, вода с лимоном. Поставьте баночки в два ряда (одинаковые). Предложите ребенку попробовать воду с левого ряда и по вкусу найти такую же из правого.
«Соленое и сладкое»
Положите на две разные тарелки соленые и сладкие продукты. Предложите ребенку продукты по очереди с одной и со второй тарелки, Потом перемешайте продукты. Пусть ребенок сам определяет вкус пищи.
Так же можно сортировать фрукты и овощи.