Галина Владыкина
Упражнения для формирования правильного произношения звуков Ш, Ж, Ч, Щ.
▼ Скачать + Заказать документы
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
ГРИБОК
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот.
(Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку).
ГАРМОШКА
Публикация «Упражнения для формирования правильного произношения звуков Ш, Ж, Ч, Щ,» размещена в разделах
Улыбнуться, приоткрыть рот, «приклеить» язык к небу и, не отпуская язык, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
ПОШИПИМ, КАК ГУСИ Слегка вытянуть губы вперед трубочкой, зубы сомкнуты. Они видны. Язык приподнят «ковшиком» к небу. Пошипеть, как гусь: «Щ-Ш-Ш-Ш».
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Л
ИНДЮК
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышится БЛ-БЛ (как индюк болббочет).
ПОЩЕЛКАТЬ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
ПАРОХОД ГУДИТ
Приоткрыть рот, прикусить кончик языка и длительно произносить звук Ы (как гудит пароход, со временем будет слышаться звук Л.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Р
МАЛЯР
Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.
БАРАБАНЩИКИ
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д: Д-Д-Д. Сначала звук Д произносить медленно, постепенно убыстрять темп.
(«Вкусное варенье», «Грибок», «Гармошка» - см. выше).
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Важным условием произношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребенка владеть им. Если этого умения нет и нарушено звукопроизношение, необходимо проводить артикуляционную гимнастику. Она проводится ежедневно (перед зеркалом) в течение 3-5 минут несколько раз в день. Принуждать ребенка к выполнению упражнений нельзя. Ему можно сказать: «Давай с тобой поиграем язычком, сделаем его широким. Улыбнись, приоткрой рот, поло-жи язычок на нижнюю губу. Посмотри, как это делаю я. Подержи его так. А я посчитаю, как долго ты его можешь удержать.»
Постепенно напряжение исчезнет, движения становятся непринужденными.
Начинать работу необходимо с общих упражнений.
ПОСТРОИТЬ ЗАБОРЧИК
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать в таком положении губы под счет от одного до пяти-десяти.
СДЕЛАТЬ ТРУБОЧКУ
Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти-десяти.
СДЕЛАТЬ ЯЗЫК ШИРОКИМ
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти-десяти.
ПОЧИСТИМ ЗУБЫ
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ С, 3, Ц
ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком, загоняя его между двумя кубиками.
НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя.» Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти-десяти.
КТО ДАЛЬШЕ ЗАГОНИТ МЯЧ?
Улыбнуться; положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
НАСОС
. Предложить ребенку длительно произнести звук С (так, как ' свистит воздух, когда выходит из насоса, Обратить его внимание на то, что при произнесении звука С язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная.