Елена Храпова
Управление самостоятельной деятельностью обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ходе учебных занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Управление самостоятельной деятельностью обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ходе учебных занятий
Храпова Е. А., преподаватель первой квалификационной категории
Управление самостоятельной деятельностью обучающихся с ограниченными возможностями здоровья — это ответственная и сложная работа каждого преподавателя техникума. Обучение самостоятельности является составной частью обучения студентов. Эта задача для каждого педагога является одной из главных.
Публикация «Управление самостоятельной деятельностью обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ходе учебных занятий» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Главной функцией самостоятельной деятельности является развитие самостоятельности, интеллектуальных умений (самоконтроль, умение выделять главное и так далее, наблюдательности и другое, а также формирование таких черт личности как умение преодолевать трудности, любознательности, товарищеской взаимопомощи, владение базовыми знаниями, умениями и навыками, уверенности в своих силах.
Процесс управления должен обеспечивать реализацию образовательной, развивающей, воспитательной функций самостоятельной деятельности обучающихся на занятии и дома. При организации самостоятельной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятии следует использовать различные формы обучения : коллективная или фронтальная, звеньевая, кооперативно — групповая, индивидуальная, а также методы обучения : работа с учебной литературой, работа с дидактическими карточками, игровая деятельность, проектная деятельность.
Существуют следующие виды самостоятельных работ, которые я, как преподаватель специальных дисциплин, использую на занятиях по междисциплинарных курсах:
- самостоятельная работа с предварительным разбором. Даётся подробный разбор задания со всеми теоретическими обоснованиями. Затем для самостоятельной работы предлагается подобное задание;
- решение ситуационных задач с последующей проверкой. Обучающиеся выполняют задание самостоятельно, затем проверяют свою работу по показываемому им образцу;
- тестовые задание с готовыми ответами. Эти работы помогают быстрому установлению обратной связи, выявлению пробелов и разбору некорректных заданий;
- выполнение заданий по итогам изучения раздела междисциплинарного курса с взаимопроверкой;
- подготовка кратких сообщений, рефератов, исследовательских работ;
- предметные недели по спецдисциплинам.
Управление самостоятельной деятельностью — это ответственная и сложная работа каждого преподавателя. Обучение самостоятельности обучающихся является составной частью обучения. Эта задача для каждого педагога является одной из главных.
С целью развития мышления, творческих способностей обучающихся рекомендуется проводить уроки решения задач, взаимообучения, самообучения. Использую в работе нетрадиционные формы: уроки — игры и уроки — путешествия, практикумы, бинарные уроки. Они интересны по содержанию, позволяют активировать учебный процесс, помогают обучающимся с ограниченными возможностями здоровья реализовать свои скрытые интеллектуальные возможности.
Рекомендуется использовать различные формы контроля: тестирование, зачёты, срезы по итогам контрольных и самостоятельных работ, которые развивают умственные способности и внимание, тренируют память, вырабатывают наблюдательность, способствуют лучшему усвоению и закреплению знаний.
Управление самостоятельной деятельностью включает целеполагание, планирование, организацию, корректировку и оценку деятельности обучающихся, диагностику ее результатов. Самостоятельная деятельность обучающихся помогает повышению эффективности обучения как в отношении овладения системой знаний, умений и практического опыта, так и в отношении развития способностей в умственном и физическом труде. Понимая, что урок — основная форма организации учебно-воспитательного процесса, необходимо думать над тем, как вовлечь обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в активную познавательную деятельность на занятии, воспитать у них потребность в знаниях по междисциплинарным курсам и тем самым получить конечный результат: глубокие знания предмета.
Важной особенностью организации учебного процесса является овладение всеми обучающимися с ограниченными возможностями здоровья по итогам изучения междисциплинарных курсов обязательного уровня подготовки, зафиксированных в адаптированной образовательной программе техникума и утвержденных стандартом специальности как общих, так и профессиональных компетенций.
Планирование обязательных результатов обучения включает в себя постоянный контроль за их достижением, оказание эффективной помощи неуспевающим. Но вместе с тем, необходимо стараться не ограничивать обучение всех студентов с ограниченными возможностями здоровья минимальным уровнем обязательных требований: важно стремиться к более полному раскрытию профессиональных способностей у обучающихся. При подготовке к уроку и на уроках необходимо применять полученные знания при решении педагогических, учебно-воспитательных и научно-методических задач с учётом возрастных и индивидуальных различий, психологических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и конкретных педагогических ситуаций.
Самостоятельная деятельность как форма развития познавательного интереса у обучающихся на всех этапах занятия и в домашнем задании характеризуется как активная, так как позволяет управлять процессом учения, способствует развитию мышления и стимулирует учебную деятельность. Результативность самостоятельной деятельности определяется индивидуальным и дифференцированным подходом к обучающимся в процессе их обучения, так как взаимосвязь всех видов самостоятельных работ в системе обуславливает прочные знания. Все эти действия направлены на создание знаний плюс информация, которую дают на уроках — все это приводит к развитию познавательного интереса.
Для большей эффективности самостоятельной деятельности обучающихся после изучения раздела междисциплинарного курса необходимо применять тестовые задания с одним правильным ответом. На первый взгляд, кажется, что выбрать из предложенных ответов правильный значительно проще, чем выполнять решения по стандартной схеме, но в реальности оказывается, что, отвечая на вопросы теста, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья проделывает более объёмную работу, так как среди вариантов могут быть термины, понятия из ранее изученных разделов. Этот вид деятельности помогает ему продуктивнее заниматься на уроке. При изучении междисциплинарного курса обучающиеся должны знать и понимать специальные обозначения, термины, понятия. Для этого рекомендуется использовать диктанты, позволяющие студенту с ограниченными возможностями здоровья самостоятельно, правильно, четко давать определения и пользоваться обозначениями, терминами, понятиями.
Для успешной организации самостоятельной деятельности должны быть созданы условия, при которых обеспечивалась бы возможность активной роли обучающихся, возможность систематического упражнения в самостоятельном получении знаний и в систематическом их применении. К ним относятся:
- использование в образовательном процессе дидактических средств, оптимизирующих деятельность обучающихся;
- усиление роли контрольно — диагностических процедур для повышения эффективности самостоятельной деятельности;
- формирование самостоятельного поиска у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через использование дидактических средств образовательного процесса;
- учет индивидуальных особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- методически правильная организация объема самостоятельной работы;
- обеспечение обучающихся необходимым методическим материалом при выполнении самостоятельной работы;
- контроль за ходом самостоятельной работы;
- оценивание студента за ее качественное выполнение.
Определяя исходные положения управления самостоятельной работой обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, необходимо учитывать, что обучающийся, как субъект учения через цель, заданную преподавателем, сам планирует, организует и реализует процесс получения необходимого продукта, обогащая свой познавательный и профессиональный опыт новыми результатами — знаниями, умениями, практическим опытом новыми продуктами деятельности, новыми личностными качествами.
При этом обучающийся :
- планирует свои действия, то есть выбирает свои цели, определяет программы и методы их достижения;
- организует, то есть объединяет свои ресурсы для решения поставленных задач;
-управляет своей деятельностью, то есть осуществляет самоконтроль с последующей коррекцией своих действий;
- осуществляет связь на основе передачи информации, обеспечивающей принятие решения.
Эффективность самостоятельной деятельности достигается, если она является одним их составных элементов учебного процесса, и для нее предусматривается время на каждом занятии, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.
Организация самостоятельной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность студента. В процессе управления самостоятельной деятельностью не последнее место принадлежит преподавателю, так как он и так принимает участие в организации педагогического процесса.
Таким образом, для успешного обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья необходимо вызвать у обучающихся интерес к овладению знаниями через организацию самостоятельной деятельностью, так как руководство ею остается ответственной и сложной задачей каждого преподавателя.
Литература:
1. Пидкасистый П. И. «Самостоятельная деятельность учащихся». — М., 1972. — 42с.
2. Жарова Л. В. «Управление самостоятельной деятельностью учащихся» — Л., — 1982.
3. Пидкасистый П. И. «Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в обучении» — М, 1980.
4. Каплунович И. Я. Измерение и конструирование обучения в зоне ближайшего развития // Педагогика. — 2002г. — № 10 с. 37–44.
5. Нильсон О. А. «Теория и практика самостоятельной работы учащихся» — Тал., 1976.
6. https://www.5ka.ru/62/13615/1.html 7. https://txt.rushkolnik.ru/docs/index-130818.html
7. Бухаленко Н. П. Управление самостоятельной деятельностью учащихся в ходе учебных занятий // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 676-678. — URL https://moluch.ru/archive/65/10505/).