Светлана Гнилицкая
Универсальные игры и упражнения для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Универсальные игры и упражнения для дошкольников
Хочу поделиться своей системой работы по преодолению трудностей, с которыми сталкиваются первоклашки в школе. С помощью игр и упражнений, представленных далее, ребёнок научится чисто произносить все звуки, различать близкие по звучанию фонемы, грамматически правильно излагать свои мысли, обладать достаточным словарным запасом, иметь навыки фонематического, слогового и языкового анализа и синтеза, уметь внимательно слушать. А также у ребёнка будет достаточно развито зрительное и пространственное восприятие. Нам понадобится любое картинное лото. В зависимости от цели, которую мы преследуем - автоматизация или дифференциация звуков, подбираем предметные картинки. Раскладываем их в виде квадрата, например, рак, стул, роза; пенал, баран, булавка; стол, халат, помидор. Предлагаю ребёнку следующие универсальные упражнения.
Публикация «Универсальные игры и упражнения для дошкольников» размещена в разделах
Задания на развитие пространственных представлений и зрительного восприятия:
- назови слова в верхнем ряду (рак, стул, роза, в нижнем ряду (стол, халат, помидор, среднем ряду (пенал, баран, булавка);
- назови слова в левом столбике (рак, пенал, стол, в правом столбике (роза, булавка, помидор, в центральном столбике (стул, баран, халат);
- найди левый нижний квадрат и назови предмет, который в нём изображён (стол);
- найди правый верхний квадрат и назови предмет, который в нём изображён (роза);
- найди и назови предмет, который изображён справа от барана (булавка, слева от халата (стол, между раком и розой (стул);
- найди предмет, который изображён под булавкой (помидор, над пеналом (рак).
Упражнения, направленные на развитие звукового анализа и синтеза:
- назови самое короткое слово (рак, самое длинное слово (булавка, помидор);
- найди слова со звуком Р в начале слова (рак, роза, в конце слова (помидор, в середине слова (баран);
- назови слово из 4 звуков (роза, стол, стул, 5 звуков (баран, пенал, халат);
- назови слова, в которых больше 3 звуков (стул, баран);
- назови слово и «отстучи» его звуковой «рисунок»;
- собери слово из рассыпанных звуков: Р А К …;
- собери слово из перепутанных слогов: НАЛ, ПЕ - пенал.
Задания, направленные на развитие памяти и мышления, слухового внимания:
- назови цветы (роза, овощи (помидор, школьные принадлежности (пенал);
- назови предметы, которые могут быть в огороде (помидор, роза, дома (пенал, стул, стол, халат, булавка);
- назови предметы, которых не может быть дома (баран);
- запомни слова в верхнем ряду, а потом закрой глаза и постарайся назвать все слова (рак, стул, роза);
- запомни слова в среднем столбике, а потом закрой глаза и постарайся назвать все слова (пенал, баран, булавка);
- запомни все слова, а потом закрой глаза и постарайся назвать все слова (рак, стул, булавка, помидор, халат);
- повтори слово РАК столько раз, сколько я хлопну в ладоши.
- «Эхо» - повтори слова: баран, помидор; стул, пенал, булавка; стол, роза, пенал, булавка.
Игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи:
- назови неживые предметы (булавка, стол, халат);
- назови живые предметы (рак, баран);
- назови слова, к которым подходит слово ОН (рак, баран, пенал, ОНА (роза, ОНО;
- игра «Один-много» : рак - раки, стул - стулья, роза - розы …;
- игра «Посчитаем». Один - пять. Одна роза - пять роз. Один баран - пять - баранов);
- игра «Чего не стало?» (Закрываем предметную картинку и предлагаем ребёнку вспомнить «Чего не стало?»);
- игра «Художники» ( Мы превратимся в художников и разукрасим все предметные картинки в красный цвет: красный рак, красная роза, красный стул, красный пенал).
Задания, направленные на развитие интонации и голоса:
- произнеси слово РАК громко;
- произнеси слово ПЕНАЛ тихо;
- произнеси слово с удивлением, с радостью: «Пенал!», «Пенал?».
Вот так, с помощью интересных заданий и упражнения ведётся работа по пропедевтике трудностей обучения первоклашек в школе. Буду рада, если предложенные упражнения и игры помогут вам развить вашего ребёнка.