Ольга Гаврилова
«Уникальная планета Земля». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уникальная планета Земля
Цель занятия :
1. Формирование у детей представлений об основных составляющих планета Земля.
Задачи ставила следующие:
1. Обогащать представления детей о планете Земля;
Публикация «„Уникальная планета Земля“, Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
2. Обогащать словарный запас детей : текучесть, лаборатория, бесцветный, прозрачный, почва, плодородная.
3. Развивать мыслительную активность, любознательность в процессе экспериментирования;
4. Создать условия для эмоционального благополучия детей в процессе совместной деятельности;
5. Воспитать бережное отношение к природе.
Материал и оборудование: видеопрезентация «Разговор с инопланетным жителем с планеты Канопус», 8 шт. стаканов с водой, 8 шт. пустых стаканов, салфетки, земля, воздушные шары, соломка для коктейля, термосы с горячей водой, и со льдом, горох.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Меня зовут Ольга Петровна. Я — научный сотрудник института экологии и географии. Удивительное событие произошло сегодня! К нам прилетел житель другой планеты. Послушаем его, что он хочет нам рассказать.
Космик: Здравствуйте. Меня зовут Космик, прилетел я с планеты Канопус. Нас очень заинтересовала ваша планета, но у нас есть к вам вопросы. Что это за голубые пятна на ней?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это за голубые пятна на нашей планете?
Дети: Вода.
Воспитатель: Вода существует только на нашей планете Земля. Предлагаю вам стать моими помощниками — научными сотрудниками лаборатории. Для этого вам нужно одеть халаты. Давайте пройдем к столу.
(Дети проходят за первый стол. На нем стоят стаканы с водой для каждого ребенка.)
Воспитатель: А теперь, внимание! Уважаемые коллеги, как вы думаете, что это? (показываю стакан с водой)
Дети:.
Воспитатель: Посмотрите и скажите, какого цвета вода?
Дети: Прозрачная, бесцветная
Воспитатель: А имеет ли вода запах?
Дети: нет, она без запаха
Воспитатель: Проверим? Жидкость необходимо нюхать правильно, я вам покажу (показывает) и так коллеги, пахнет ли вода?
Дети: нет
Воспитатель: Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы у воды появился запах?
Дети:…
Воспитатель: Предлагаю вместе попробовать предать запах воде. Будем пробовать?
Дети: да
Воспитатель: у меня есть волшебный порошок. Давайте я его вам насыплю. Что произошло?
Дети: вода стала пахнуть.
Воспитатель: Значит, делаем вывод, что вода может передавать запахи.
Возьмите стакан с водой и перелейте ее в другой стакан. Что происходит с водой?
Дети: перетекает, переливается.
Воспитатель: А если бы вода не обладала текучестью, что было бы?
Дети: вода из крана не бежала, реки стояли на месте.
Воспитатель: Правильно, вода жидкая и обладает текучестью.
А твердой она может быть?
Дети: да, лед и снег.
Воспитатель: Все верно, вода может быть твердой, когда замерзает и превращается в лед (показать кусочки льда, а еще она может быть в каком виде?
Дети…
Воспитатель: В виде пара. (открыть термос с горячей водой). Такое состояние воды называется газообразное, так как пар – это капельки воды.
Все верно. Итак, нам стало известно три состояния воды. Давайте, перечислим их вместн: жидкое, твердое, газообразное.
Воспитатель: Здорово. Вот наша вода приобрела и запах. Коллеги подойдем к Космику и расскажем о воде, какой она бывает.
Дети: мы знаем, что вода не пахнет, но может передавать запахи, бесцветная, текучая, может быть жидкой, твердой и газообразной.
Космик: Скажите, а что было бы на земле, если бы воды не было?
Дети: не росли растения, не могли бы жить животные и человек без воды.
Космик: Теперь я знаю, что это за голубые пятна на вашей планете. Спасибо.
Воспитатель: Ты знаешь, Космик, на нашей необычной планете есть еще и воздух. Уважаемые коллеги кто-нибудь может ответить. Вокруг нас воздух есть?
Дети: да, есть.
Воспитатель: Пройдем к следующему столу. Воздух окружает нашу планету, он нужен всем живым существам. Без воздуха, как без воды, мы не смогли бы жить.
он нужен всем живым существамь.
Дети: отвечают.
Воспитатель: воздух мы не видим. Значит, он какой?
Ответы детей : невидимый, прозрачный
Воспитатель: У воздуха есть запах?
Дети: нет
Воспитатель: Скажите, а если ваша бабушка печет пироги в кухне, вы почувствуете запах в своей комнате? (да) А до того, как бабушка начала печь пироги, в кухне или в вашей комнате, пахло печенным? (нет) Делаем вывод, что воздух не имеет запаха, но он может наполниться посторонними запахами. Например, запахом духов, кухни и т. д. Давайте понюхаем. Может в группе чем-то пахнет?
Дети:.
Воспитатель: Скажите, можно ли увидеть воздух?
Дети: ….
Воспитатель: Что бы показать Космику, что воздух есть, возьмите соломку для коктейля и стакан с водой. Теперь опустите соломку в стакан и начинайте дуть. Что вы увидели?
Дети: пузыри?
Воспитатель: Конечно, это и есть наш воздух. Воздух легкий, и когда мы дуем, он легко поднимается поверх воды и выходит в комнату. А можно воздух поймать?
Дети: да
Воспитатель: Давайте попробуем поймать воздух. Возьмите по пакету, поднимите его вверх и края быстро закрутите. (показ) Вот так.
Дети: поймали.
Воспитатель: Молодцы! Какой вывод? Правильно, что воздух можно поймать. Коллеги, а как вы думаете, можем ли мы услышать воздух?
Ответы детей
Воспитатель: давайте постараемся услышать его. Возьмите по одному шарику, надуйте немного и отпустите. Только аккуратно наш Космик за нами наблюдает. Что вы услышали?
Дети: ветер, звук воздуха.
Воспитатель: воздух с силой вылетел из шарика, и мы его услышали. значит, воздух можно услышать?
Предлагаю попытаться сделать шарик вместе. Согласны?
Дети: да.
Игра.
Надувайся пузырь, раздувайся большой
Оставайся такой, да не лопайся.
Он летел, летел, летел
и за веточку задел.
Лопнул! Ш-ш-ш-ш-ш. Сдулся.
Воспитатель: Пойдемте к Космику и расскажем о воздухе.
Дети: Из опытов следует, что у нас на планете воздух есть.
Космик: теперь я точно знаю, что воздух есть на вашей планете. Я его видел и слышал. Спасибо вам большое. И последний вопрос: я слышал, что вы землю называете почвой. Расскажите о ней, пожалуйста.
Воспитатель: Уважаемый наш гость. Почва – это верхний плодородный слой Земли. Коллеги,. Я предлагаю пройти за следующей стол. (на столе земля и стакан с водой для каждого ребенка)
Воспитатель: скажите, для чего человеку нужна земля?
Дети: выращивать овощи и фрукты. Садить деревья и кустарники.
Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, есть ли в почве воздух?
Ответы детей :.
Воспитатель: сейчас мы проверим. Возьмите комочек земли в ложку
Воспитатель: А теперь давайте опустим ложку с землей в воду. Размешаем. Что произошло с землей? (на дно осели песок, маленькие камешки).
Воспитатель: Таким образом, в почве содержится песок, глина и маленькие камешки.
Воспитатель: Итак, коллеги, делаем вывод, что почва плодородна, это значит, что она дарит нам, людям, свои плоды. Поэтому ее еще называют «Чудесная кладовая». Что если положить в почву маленькое семечко?
Дети: Вырастет большое дерево,
Воспитатель: Да еще и с плодами. Некоторые растения нужны для красоты, некоторые мы едим, но самое главное, что зеленые растения нам нужны для дыхания. Они выделяют кислород, которым дышат все живые существа на планете.
Растения – это так же живые существа, верно? Оно ведь растет, дышит и умирает, значит, оно живое существо!
Поэтому растениям для роста, в первую очередь, необходим воздух. Давайте в этом убедимся. Сейчас мы посадим горошину, чтоб выросло большое растение. Возьмите горошину и аккуратно ложечкой сделайте углубление в земле. А теперь опустите горошину, прихлопайте землю и немного полейте водой.
Посмотрите, у меня уже из горошины пробился росток. А вот какой он должен стать. (показ ростка)
Воспитатель: Итак, мы с вами доказали, что в почве есть вода, воздух, значит там можно жить. А кто живет под землей?
Дети: Черви, крот. (показ картинки разрез почвы)
Воспитатель: Все правильно. Молодцы! Коллеги, заберите свои горшочки с горошинками. И в группе наблюдайте за ростом растения.
Дети: хорошо
Воспитатель: Давайте расскажем Космику, что необходимо растению для жизни.
Дети:.
Космик: Спасибо вам ребята. Я много узнал о вашей планете. Мне пора возвращаться, полечу к своим друзьям, расскажу им все, что узнал. До свидания.
Воспитатель: Работа в лаборатории закончена.
Что особенно сильно вам сегодня запомнилось? Вам понравилось работать в лаборатории? И мне было очень приятно с вами работать. Но нам пора прощаться. До свидания.