Елизавета Шевченко
Развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
НА ТЕМУ:
«РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
У ДЕТЕЙ»
Умственное воспитание дошкольников является одной из сторон общего воспитательного процесса, осуществляемого в детском саду,
Публикация «Развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Умственное развитие ребенка происходит как в повседневной жизни, в ходе общения со взрослыми, так и в процессе систематического обучения на занятиях и важнейшую роль при этом играет систематически осуществляемый на занятиях процесс умственного воспитания.
В детском возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает дальнейшее успешное умственное воспитание.
Важнейшим средством умственного воспитания является окружающая нас природа. Она постоянно привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизирует начальные моменты познания и восприятия.
Правильное сочетание на занятиях руководства воспитателя и активность самих детей – одно из важных условий обучения.
Работая на старшей группе, придаю огромное внимание активизации умственной деятельности не только на занятиях, но и в повседневной жизни.
Планируя занятие, определяю его содержание, свою деятельность. обязательно стараюсь предусмотреть активную деятельность детей.
Любое занятие : по развитию речи, изо – деятельности, по формированию элементарных математических представлений, стараюсь продумать его основательно, всегда продумаю новый материал, стараюсь внести что-то интересное, забавное, чтобы повысить активность у детей :
Например загадки – шутки : «На какое ведро садится ворона во время дождя?»
«Пять пальцев и не одного ногтя.».
В работе с детьми использую разные методы и приемы; готовлю наглядный материал, чтобы дети смогли постичь сущность литературного произведения, идейный замысел автора. Тщательно готовлюсь к чтению сказки; сначала стараюсь вызвать интерес к содержанию произведения, чтобы удержать их внимание. С этой целью применяю приемы: рассматривание картин или предмета о котором будет идти речь, загадываю загадки, читаю четверостишие или знакомлю детей с портретом писателя, чьё произведение будет прочитано.
Учу активно. Внимательно слушать, вдумываться в текст в процессе слушания. После чтения провожу беседу по содержанию произведения с помощью вопросов. Вопросы продумываю так, чтобы сохранить ту нравственную атмосферу, которая присуща произведению.
В старшей группе дети уже хорошо размышляют, обдумывают свои ответы.
На занятиях по ознакомлению с природой, на прогулках наблюдаем за живой и неживой природой. Наблюдения очень продуктивно проводить с подгруппой (5-6 человек). Внимание у детей устойчивое, вижу глаза каждого ребенка. Для активизации внимания читаю отрывки из произведений А. С. Пушкина, Бунина.
У нас на участке растут деревья различных пород: хвойные, лиственные, плодовые, всего 19 видов, поэтому каждый день планирую наблюдения за деревьями. Обращаю внимание на крону дерева, ищем сходство, различие (тополь – ель, (липа – рябина, (ива – береза) – прием сравнения вызываем потребность в активной мыслительной деятельности.
Осенью провожу занятия по ознакомлению с характерными особенностями овощей, фруктов, используя прием сравнения (яблоко – картофель, помидор, (морковь – свекла, таким образом используя сравнения противопоставления, аналогии, классификацию а также умение делать выводы – способствовало развитию логического мышления дошкольника.
Большую ценность для умственного и речевого развития представляют загадки. Они не только расширяют представления детей о каком- то определенном предмете, но и развивают наблюдательность, учат думать отвлеченно, мыслить, подмечать характерные признаки предметов, т. е. способствуют речевому и умственному развитию. Например:
Четыре крыла, а не бабочка.
Крыльями машет, а не места.
Когда собаке исполнится пять лет,
Что будет дальше?
На занятиях по формированию у дошкольников элементарных математических представлений стараюсь сочетать известное с новым, а именно с занимательной математикой, развивающими логико – математическими играми и упражнениями.
Использование занимательной математики позволяет упражнять не только память, но и мыслительные процессы. Логико – математические игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета.
Дети учатся догадываться, доказывать – а это путь к развитию умственных способностей у детей.