Елена Климентова
Укрепление здоровья детей — фактор развития успешной личности
▼ Скачать + Заказать документы
Данная тема наиважнейшая во все времена. Особенно актуальна она сегодня, когда на современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей за последние 10 лет.
Педагогические работники должны быть компетентны в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие. Таким образом, проблема подготовки педагогических кадров, которые имеют определенный уровень знаний, умений, опыта, достаточных для осуществления задач по физическому воспитанию, владеющих теоретическими и практическими навыками для создания и реализации здоровьесберегающей системы в ДОУ, становится актуальной.
Публикация «Укрепление здоровья детей — фактор развития успешной личности» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Если двадцать пять лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, сто сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось.
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет практически здоровы, но имею функциональные отклонения в состоянии здоровья :
З3% - нарушение осанки;
30% - невротические отклонения;
50% - низкий показатель развития основных двигательных качеств;
Результаты исследований НИИ:
Нарушение осанки:
24% - дети с 3-х лет;
66% - дети с 6-ти лет;
35% - дети с 7-ми лет;
Сколиоз формируется в детском возрасте с 6-ти лет. Он поражает в среднем 10-15% детей. Причины многочисленны. Спортивная тренировка всегда увеличивает силу мышц, эластичность связочного аппарата. Развиваются и совершенствуются двигательные навыки и физические качества: скорость, гибкость, ловкость, выносливость, сила, равновесие.
Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают:
-неблагоприятные условия окружающей среды,
-недостаточная двигательная активность,
-слабый мышечный тонус,
-длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела.
Факторы, влияющие на здоровье детей :
- неблагоприятная среда – 20%;
- образ жизни – 50%;
- медицинская помощь – 30%;
Вновь на повестке дня проблема «школьной незрелости». Специалисты отмечают, что среди современных детей седьмого года жизни «школьно-незрелые» составляют более 40%, что в 3 раза превышает количество таких детей в 70-е гг. и в 2 раза больше, чем в 80-е гг. Раннее начало обучения (с 6-ти лет) на фоне функциональной незрелости и неготовности отдельных детей к школе приводит чрезмерному нарастанию психоэмоциональных и физических нагрузок. Настораживает их и тот факт, что среди «школьнонезрелых» детей седьмого года жизни мальчиков почти в 2 раза больше, чем девочек.
В перечне причин, негативно влияющих на здоровье детей, называются:
- снижение общего уровня жизни, экологическая обстановка;
-безграмотность и безразличие родителей в вопросах формирования и охраны здоровья;
- низкий уровень медицинского обеспечения, направленного, как правило, только на оказание экстренной медицинской помощи;
Однако нельзя не отметить, что основные причины снижения показателей здоровья детей в образовательных учреждениях связаны со значительным увеличением интеллектуальной и психоэмоциональной перегрузки, а также недостаточными знаниями педагогов в вопросах, связанных с сохранением и укреплением здоровья. Все вышеизложенное убедительно показывает, что только комплекс оздоровительных мероприятий может решить проблемы оздоровления детей. Особая роль в организации педагогического процесса здоровьесберегающей направленности в дошкольном образовательном учреждении принадлежит педагогу. Именно он, как активный субъект образовательной среды во многом определяет здоровый образ жизни ребенка, под влиянием этого образа жизни и личности педагога формируются установки на здоровый образ жизни.
Оценка двигательного режима вДОУ:
1. Время двигательной деятельности с отражением содержания и качества в различные режимные моменты;
2. Объем двигательной деятельности с использованием метода шагометрии для качественной оценки двигательной активности;
3. Интенсивность двигательной активности.
Существующий двигательный режим восполняет 50% потребности в движении. По данным большинства исследований, 30-40% детей имеют избыточный вес в связи с недостаточной двигательной активностью.
Современные дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ребенком в течение дня, ниже возрастной нормы. В статичном положении увеличивается нагрузка на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Отсюда нарушение осанки, плоскостопие, нарушение координации, гибкости, силы и т. д.
В результате специальных исследований учеными установлены ориентировочные нормы двигательной активности детей. Немного истории. В своем развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Первобытному человеку приходилось пробегать и проходить ежедневно десятки километров в поисках пищи, чтобы выжить. Так выделились пять основных жизненно важных движений: бег, ходьба, прыжки, лазанье, метание. Миллионы лет эти движения являлись главнейшим условием существования – выживал тот, кто лучше владел ими. Измерять объем двигательной активности не было необходимости. Человек двигался на пределе своих возможностей. Развитие науки и техники снижает ДА людей, поэтому имеем такие неутешительные данные. Появилась необходимость компенсировать «движение-существование» физическими упражнениями. Отсюда встала проблема определение нормы ДА.
В каких же единицах можно измерить движения ребенка? Прежде всего – в условных шагах. Для этого используется шагомер – прибор оценки двигательной активности. Он активно реагирует на движение и считает шаги. Использование шагомеров позволяет оценить двигательную активность детей и дать количественную характеристику и при проведении физкультурного занятия.
У взрослых норма 10 000 шагов в день;
У детей старшего дошкольного возраста – 14 000 шагов в день;
У младших дошкольников – 9 000-13 000 шагов в день;
Интенсивность двигательной активности – среднее количество движений в минуту.
- примерно 44-50 у детей трех – четырех лет;
- примерно 54-60 у детей пяти – шести лет;
- примерно 70-87 у детей шести – семи лет;
- смена движений составляет 550-1000 раз в день.
Благодаря частой смене движений происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную деятельность детей, создать условия для разных движений. Весной и летом дети двигаются больше, чем осенью и зимой. И все-таки большая или меньшая двигательная активность детей определяется главным образом предложенным двигательным режимом в течение дня, площадью для игр, правильное размещение оборудования и игрушек, новизной игровых и физкультурных пособий.
Сегодня модным стало слово «гиподинамия». Многие понимают его упрощенно – как недостаток движения. Но это не совсем верно. Гиподинамия- своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности».
Двигательная активность:
- один из важнейших показателей физического развития;
- один из показателей готовности детей к школе;
Специальными исследованиями установлены значительные различия в двигательной активности детей :
- объем движений за день составляет в пределах 2160 до 13000, в среднем 6000 шагов;
-время двигательной активности колеблется в пределах 1-3 часов;
-интенсивность от21 до 108 движений в минуту, в среднем 38-53 движения.
Таким образом, можно условно выделить три группы детей :
большой, средней и малой подвижности.
Дети малой подвижности составляют в саду примерно 25% .
Среднесуточное количество шагов: 2700-4500 шагов в день.
Продолжительность двигательной активности в день – 40-50 минут
Причины малоподвижности:
- слабые двигательные умения и навыки;
- дефицит условий для движений;
- состоянием здоровья;
- дети уже приучены к малоподвижному образу жизни.
Малоподвижные дети часто вялы, пассивны, быстро устают. В противовес подвижным детям, умеющим найти место для своих игр, стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. У малоподвижных детей следует воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Таких детей следует «раздвигать». Малоподвижность следует рассматривать как серьезный недостаток.
Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью, в течение всего дня. Среди них выделяются дети с несколько повышенной или сниженной интенсивностью двигательной активности, не сказывающейся на их общем поведении.
Количество таких детей в каждой группе примерно 50 - 65% от общего количества группы.
Среднесуточное количество шагов в пределах 5300-6700.
Продолжительность двигательной активности в день – 2,5-3 часа.
Интенсивность движений в минуту – 32-56 движений.
Дети большой подвижности всегда особо заметны, хотя и составляют примерно одну пятую от общего количества группы. Среди них выделяются дети с умеренной и высокой интенсивностью движений. Поведение детей с умеренной интенсивностью двигательной активности ровное, спокойное. Из-за чрезмерной подвижности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, в результате чего у них отмечается «малая степень ее осознанности». Движения быстры, резки, часто бесцельны. Основное внимание в развитии двигательной активности детей большой подвижности следует уделять воспитанию целенаправленности, управляемости движениями, совершенствованию умения заниматься более или менее спокойными видами деятельности.
Количество таких детей в каждой группе примерно 20% от общего количества группы.
Среднесуточное количество шагов в пределах 8000-10000.
Продолжительность двигательной активности в день – 3-3,5 часа.
Интенсивность движений в минуту – 55-110 движений.
Подводя итог, хочется надеяться, что вышеизложенное поможет всем нам создать в условиях дошкольного учреждения рациональный двигательный режим, помогая детям повышать двигательную активность. Целенаправленные физические нагрузки оказывают стимулирующее воздействие на организм и при правильной организации могут обеспечить восстановление и сохранение здоровья.
Литература:
В. А. Шишкина "Движение+движение";
М. Рунова "Двигательная активность ребенка в детском саду".