Анна Стецко
Укрепление психического и физического здоровья детей с использованием здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях
▼ Скачать
Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России -
первоочередная задача государства, от решения которой во многом зав
исит его будущее процветание. Здоровье – это базовая ценность и необ
ходимое условие полноценного психического, физического и социальног
о развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детств
е, трудно сформировать здоровье в будущем. Во всех существующих ко
Публикация «Укрепление психического и физического здоровья детей с использованием здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
мплексных программах воспитания и обучения в дошкольных образовате
льных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мер
оприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функ
циональных возможностей, уровнем физического, психического развития
и двигательной подготовленности. Однако, современные тенденции в об
ществе свидетельствуют об обратном -
растет число детей с различными проблемами в состоянии здоровья с
рождения, раннего или дошкольного возраста.
Вместе с тем,
дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма
и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социально
й среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным меропри
ятиям, проводимым в детском саду.
Являясь одним из важнейших приоритетов системы образования в
целом, работа с по здоровьесбережению занимает особое место и в
деятельности нашего детского сада.
Базой формирования опыта является Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 54
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
физическому направлению развития детей». ДОУ функционирует с 1963 года
и рассчитанo на 10 групп, из них - 4 раннего возраста, 6 - дошкольного
возраста. В дошкольном учреждении созданы благоприятные условия для
обеспечения и укрепления психического и физического здоровья детей. Есть
хорошо оборудованный музыкальный зал, спортивный зал и бассейн,
кабинеты специалистов. В каждой группе за последние годы создана
развивающая среда, отвечающая современным требованиям. Решение
воспитательно-образовательных задач учреждение осуществляет на основе
ФГОС ДО через реализацию Основной образовательной программы
дошкольного образования (ООП ДО, разработанной на основе Примерной
основной общеобразовательной программы дошкольного образования, с
учетом комплексной примерной основной общеобразовательной программы
«От рождения до школы» ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,
рядом парциальных программ.
Педагоги в своей работе с детьми используют разнообразные методы и
приёмы с индивидуальным подход к каждому ребёнку. Проводятся
мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей.
Однако, организуя работу по обеспечение и укрепление психического и
физического здоровья детей, мною было выявлено ряд проблем:
- тенденция ухудшения здоровья детей;
- неустойчивые внимание и память;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- нарушения осанки, лишний вес, неуклюжесть.
Итак, условиями возникновения опыта является следующее:
Во-первых, возникновение опыта тесно связано с процессом
обновления содержания образования, внедрением инновационных
здоровьесбеоегающих технологий в дошкольном образовательном
учреждении.
Во-вторых, психофизическое состояние –основа гармоничного
развития личности ребёнка.
Поэтому в реальной практике ДОУ остро ощущается необходимость
постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы, по
внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательную область
«Музыкальное развитие». В эту работу должны быть привлечены как
воспитатели так и специалисты, а так же родители воспитанников.
Поэтому основным направлением моей работы стало использование здор
овьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления психиче
ского и физического здоровья детей.
Исходя из вышесказанного, мною была выбрана тема опыта:
«Обеспечение и укрепление психического и физического здоровья детей
старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих
технологий на музыкальных занятиях» и поставлена цель – теоретически
обосновать, разработать и апробировать систему работы с детьми и
родителями воспитанников по создание условий зоровьесбережения в
музыкальной деятельности.
2. Актуальность опыта
Музыка –это одно из средств физического развития детей. Музыкальное
развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает,
что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, н
о научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей – в наших с
илах. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не т
олько на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека,
вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Это заключение и послужило толчком для создания опыта работы, соед
иняющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероп
риятиями. На мой взгляд, особенно эффективно оздоровительную работу
проводить с использованием такого могучего средства в решении воспи
тательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем бо
лее что именно музыка из всех видов искусства является самым сильны
м средством воздействия на человека. Целью музыкально-
оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждени
и является: укрепление психического и физического здоровья, развитие
музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в з
доровом образе жизни.
Сохранить здоровье ребенка – главная задача, стоящая перед всем персо
налом детского сада. Опыт показывает, что только совместная работа пе
дагогов и медицинских работников по оздоровлению детей может дать
необходимый эффект.
3. Ведущая педагогическая идея
Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта –важнейшая зад
ача всех ДОУ. Современные методы здоровесбережения должны
присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Организация
в ДОУ музыкальных занятий с использованием этих технологий помож
ет обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному з
доровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и
творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, получе
нные детьми на занятиях, будут способствовать формированию привычк
и жить в гармонии с самим собой, со своей семьёй и окружающим мир
ом. Предлагаемые небольшие по объёму и длительности оздоровительны
е игры и упражнения приносят детям огромную радость и пользу для з
доровья.
В связи с этим основной идеей опыта является поиск и внедрение,
эффективных форм и методов здоровьесбережения дошкольников в условиях
реализации задач музыкального развития дошкольников.