Василькова Нина
Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Украшение разделочной доски по мотивам городецкой росписи»
Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе
«Украшение разделочной доски по мотивам городецкой росписи».
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Цель: познакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Научить писать элементы росписи : цветок ромашка, листок.
Публикация «Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе „Украшение разделочной доски по мотивам городецкой росписи“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
Задачи:
Обучающие:
- учить рисовать ромашку и листья с соблюдением характерных цветосочетаний городецкой росписи;
- учить изображать узор в указанной последовательности от центра к краям;
- закрепить умение рисовать всей кистью и ее концом;
- использовать разные кисти.
Развивающие:
- развивать умение смешивать цвета
- развивать чувство композиции;
- развивать интерес к народному творчеству;
Воспитательные:
- воспитывать чувство отзывчивости, желание помочь;
- воспитывать любовь и интерес к народным промыслам;
Материал:
предметы городецкой росписи : доски, бочонок; иллюстрации работ городецких мастеров; заготовки нарисованных разделочных досок; образец узора из элементов городецкой росписи на разделочной доске; кисти обычные, кисти оформительские, гуашевые краски: красная, белая.
Предварительная работа: знакомство детей с разнообразием росписей, рисование элементов хохломской и дымковской росписей. Рассматривание альбомов, слушание рассказов педагога о видах декоративно-прикладного искусства.
Словарная работа: городецкая роза, ромашка, купавка, розан, виноград.
Ход НОД:
Дети становятся в круг на ковре.
Воспитатель. «Ребята, сегодня почтальон принёс для нашей группы письмо : здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам ваши повара. Помогите нам, пожалуйста. Мы много работаем, готовим вам вкусные завтраки и обеды, и многие наши разделочные доски пришли в негодность. А те, что у нас есть, обыкновенные и некрасивые. Мы знаем, что вы хорошо рисуете. Пришлите нам доски расписные, с цветами и узорами. Ваши повара”.
Воспитатель. Ребята давайте поможем нашим поварам, они нас так вкусно кормят. А где же доски? Вот они! (воспитатель достает заготовки из конверта).
Какими же узорами нам их расписать? Есть одна
замечательная роспись, сейчас я вам о ней расскажу.
«На берегу Волги есть древний русский городок Городец. В этом городе жили люди, которые начали делать посуду из дерева. Раньше у людей не было такой, как сейчас, посуды. Они вырезали её из дерева. Вырезали чашки, ложки, миски, разделочные доски, блюдца, хлебницы, шкатулки. Эти изделия были очень нужными, но получались не очень красивыми. Поэтому люди стали расписывать эти изделия различными узорами. Сейчас я вам покажу несколько образцов таких деревянных изделий (воспитатель демонстрирует доски, бочонок).
Дети садятся за столы.
Воспитатель читает стихотворение о городецкой росписи :
Это городецкая роспись.
Как её нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что не в сказке сказать.
Жёлтый вечер, чёрный конь и купавки как огонь.
Птицы смотрят из ларца.
Чудо роспись Городца.
Дети рассматривают иллюстрации городецких мастеров и отвечают на вопросы: Какие элементы росписи использованы? Какие краски по цвету использованы?
Воспитатель. Ребята, вы так долго и внимательно рассматривали иллюстрации и ваши глазки устали. Давайте дадим им отдохнуть и сделаем гимнастику для глаз.
1. Поднимать глаза вверх и опускать вниз.
2. Посмотреть влево - вправо.
3. Хлопать ресницами часто-часто.
4. Зажмуривать – широко раскрывать глаза.
Объяснение воспитателем хода выполнения работы
Воспитатель: сначала готовят цветной фон (часто желтый, т. к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой, на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Этот этап называют «подмалевка», т. е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью. Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании краска начнет отслаиваться.
Воспитатель: Следующий этап называют «теневка», т. к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается вверх, влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги. Завершающий этап росписи называют «оживка», т. к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.
Воспитатель. Для того, чтобы нам легко было работать. Мы сделаем разминку для наших пальчиков.
Разминка – пальчиковая гимнастика «Котята».
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются на стол.
У кошечки нашей десять котят (покачиваем руками, не разъединяя их.)
Сейчас все котята постукиваем соответствующими
по парам стоят: пальцами друг о друга (от большого к мизинцу)
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
Воспитатель включает русскую народную мелодию, дети начинают работать.
Напоминает о правильной осанке, помогает по мере необходимости.
Приступают к рисованию.
Первым наносится подмалёвок - розан, купавка, листья.
Затем в той же очерёдности наносят тенёвку.
Заканчиваем роспись нанесением оживки на цветы и листочки.
Воспитатель. Давайте посмотрим, получился у нас городецкий узор на разделочной доске?
Как вы думаете, справились ли вы с заданием? А что нового вы сегодня узнали?
Дети отвечают.