Богданова Анна
Организация индивидуального пространства в группах ДОО «Уголок уединения»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети дошкольного возраста очень эмоциональны и легко подхватывают положительные и отрицательные эмоции окружающих. Кроме того, современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых, что может привести к переутомлению, капризности, неустойчивости настроений.
Поэтому для формирования психологической стабильности ребёнка важно в группе иметь личное пространство, место уединения или интимную зону. Благодаря интимной зоне у ребенка появляется возможность уединиться, расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, пополнить запас энергии, почувствовать себя защищённым.
Публикация «Организация индивидуального пространства в группах ДОО „Уголок уединения“» размещена в разделах
Цель - создание условий личного пространства для формирования психологической стабильности ребёнка.
Основные задачи:
1. Создать уголок уединения в группе в соответствии с ФГОС.
2. Создать психолого–педагогические условия для психологической разгрузки ребёнка.
3. Расширить возможность личного пространства, места уединения для детей в групповом помещении.
4. Обеспечить индивидуальные потребности ребенка и благоприятные условия индивидуального развития.
Уголок уединения предназначен для отдыха и релаксации, выплескивания негативных эмоций, снятия эмоционального напряжения, поднятия настроения и успокоения.
В уголке уединения есть тактильные игры:
- «Алмазы» для игр с песком и водой,
- «Шарики с секретом»,
- «Веселые язычки»,
- «Игры с прищепками».
Они нужны для успокоения детей, отвлечения от грустных мыслей, снятия негативных эмоций, развития тактильных ощущений.
Можно использовать пластилин, шнуровки, тактильные мешочки, шумовые коробочки, сухой бассейн из крупы, клубочки ниток, сенсорные игрушки, настольную песочницу, всевозможные мелкие игрушки.
В уголке уединения есть «Театр настроений», предназначенный для эмоционального и интеллектуального совершенствования детей, для знакомства с основными врождёнными эмоциями. В игре дети учатся лучше понимать как свои, так и других людей эмоции и чувства, что очень полезно для хорошего общения. А также эта игра развивает произвольное внимание и мышление.
Кроме того, подобраны гендерные изображения выражения различных эмоций.
В уголке можно разместить дидактические игры по изучению эмоциональных состояний. Например, такие игры: «Как поступают друзья», «Угадай эмоцию», «Найди друзей», «Мои чувства», «Эмоции в сказках».
В уголке уединения содержатся материалы для релаксации:
- массажеры,
- подушка «Антистресс»,
- мягкие игрушки,
- камушки для игр с водой и песком.
Атрибуты могут меняться. Можно добавить «Стаканчик крика», «Подушку плакушку», «Подушку злости», «Подушку обнимушку» и т. д.
Этот раздел игр направлен на снятие физического и эмоционального напряжения, возбуждения.
В уголке уединения имеются семейный альбом, фотоальбом с шуточными картинками, смайлики «индикаторы настроения»,
Планируется еще добавить игрушечный телефон или коробочку для записочек. Играя с ними, ребенок сможет поделиться тем, что его волнует.
Таким образом, предметно-пространственная среда в группе обеспечивает не только возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых, двигательную активность, но и возможность для их уединения.
Именно на это обращено особое внимание в требованиях ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде.