Светлана Ефимова
Уголок природы в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение элементарными представлениями из области живой природы является одной из первостепенных задач Программы «От рождения до школы».
Для того чтобы воспитанники подготовительной группы «Звёздочки» МБДОУ «Детский сад № 21» города Усолье - Сибирское научились понимать окружающий мир, осознавать, что являются его частью, устанавливать связи между объектами природы, мы создали в групповом помещении уголок природы.
Публикация «Уголок природы в подготовительной группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
При оформлении уголка природы старались учесть Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, требования Программы «От рождения до школы» и методики ознакомления детей с природой.
На наш взгляд, уголок природы должен быть интересным детям как по содержанию, так и по оформлению, тогда дети с увлечением и по собственной инициативе работают с материалами, проявляют интерес к новинкам, стараются научиться ими пользоваться. Надо помнить — то, что ребенку-дошкольнику не интересно, то для него в плане обучения практически бесполезно.
Уголок природы должен обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой). В связи с этим мы разместили на стеллажах обучающие карточки и игры, наглядно – дидактические пособия «Животные», «Птицы», «Насекомые», «Обитателях подводного мира», альбомы «Времена года» и др. ; наборы различных объектов для исследований (коллекции камней, раковин, сосновых шишек, минералов, тканей, семян, растений (гербарий) и пр.); увеличительные стекла, лупы, микроскоп, набор магнитов, наборы для экспериментирования, весы, термометры, часы песочные, секундомер, наборы мерных стаканов; календарь погоды; глобус, географические карты, детский атлас; иллюстрированные познавательные книги, плакаты, картинки; муляжи овощей и фруктов; природный и бросовый материал для изготовления поделок; инвентарь за уходом за растениями (лейки, щеточки, палочки для рыхления, тряпочки и др.).
Осуществляем еженедельное обновление учебных и игровых материалов в соответствии с Основной образовательной программой учреждения и интересами детей. В начале дня, на утреннем круге, мы сообщаем детям о появлении в уголке нового материала, при необходимости, объясняем, как им можно пользоваться.
Учебные материалы подбираем таким образом, чтобы работа с ними не была слишком легкой, но и не вызывала у детей серьезных затруднений. Материалы должны быть разного уровня сложности, отвечать возрастным и индивидуальным возможностям детей.
Всех обитателей нашего уголка природы можно подразделить на постоянных и временных. Первые живут в уголке круглый год (комнатные растения, а вторые вносятся на короткое время.
Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе - формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы : зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света, зависимости внешнего строения.
Растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду); сакулентовые (1—2 вида, требующие очень небольшой и редкой поливки, традесканции — с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно.
Знания детей дополняются о некоторых способах вегетативного размножения растений побегами (герани, фуксия, розы, бегонии); листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера); размножаются делением куста (аспидистра, аспарагус); размножение клубнями (глоксиния); живородящие растения — камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм.
Временные обитатели уголка природы - это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:
Осенью
-Букеты осенних цветов в вазах;
-Цветущие растения цветника (астры, хризантемы, бархатцы;)
-Поделки детей из природного материала (старшая и подготовительная группа).
Зимой
-Ящики с посадками (лук, овес, бобы и т. д.);
-Ветки деревьев и кустов в вазах;
-Экибаны, поделки детей.
Весной
-Ветки деревьев и кустарников в вазах;
-Ящики с рассадой;
-Букеты разноцветущих растений (верба, цветы).
Летом: букеты цветов в вазах.
Очень нравится нашим подготовишкам заполнять календарь природы. Как правило, делают они это после наблюдений на прогулке.
Заполнение календаря природы стало делом повседневной жизни. Мы учим ребят находить и закрашивать в календаре дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в соответствии с их сезонным состоянием.
Зимой используем календарь наблюдений за птицами: дети обозначают птиц, которых видели во время прогулки, значками - галочками соответствующего цвета.
Используем еще один вид календаря - дневник наблюдений за ростом и развитием растений. Дети при помощи рисунков последовательно отображают рост какого-либо растения. Это могут быть цветы, пересаженные с клумбы; луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек и развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.
Наши наблюдения в ходе работы в уголке природы показывают, что у детей:
- расширяются знания о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность;
- формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение;
- формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувство патриотизма, любовь к природе);
- формируются трудовые навыки по уходу за обитателями уголка природы и такие качества, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.
Таким образом, уголок природы в детском саду это не только оформление ДОУ, но необходимый составляющий компонент педагогического процесса учреждения.