Кристина К
Содержание уголка экспериментирования в ДОУ
▼ Скачать
Актуальность
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
• Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
• Развивается речь.
• Происходит накопление фонда умственных умений.
• Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Публикация «Содержание уголка экспериментирования в ДОУ» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Оформление детских садов
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Задачи:
1. Создать условия для развития познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности;
2. Расширять представления детей об окружающем мире в процессе экспериментальной деятельности;
3. Развивать мыслительные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
4. Поддерживать интерес детей к самостоятельному экспериментированию;
5. Развивать коммуникативные качества.
Содержание уголка экспериментирования в ДОУ
Расположение уголка экспериментирования зависит от возможностей группы. Если есть возможность то можно сделать отдельно, если нет, то можно объединить с уголком природы, уголком сенсорного развития. Но в нем обязательно нужно выделить:
• место для размещения экспонатов, всех интересных предметов (это могут быть раковины, перья, камни);
• место, где будут храниться приборы, необходимы для оперирования с предметами (например, дырокол и бумага) либо имеющие самостоятельную ценность;
• место, где можно проводить опыты;
• место, где будут размещаться неструктурированные материалы (такие песок, опилки, пенопласт, стружка).
Также в процессе оформления должны учитываться и другие требования. К примеру, при подборе оборудования для уголка экспериментирования в ДОУ, необходимо брать во внимание уровень развития и возраст малышей. Кроме того должны быть соблюдены меры безопасности и санитарные нормы, а каждый малыш ознакомлен с правилами поведения и порядком проведения эксперимента. В первой и во второй младшей группах экспериментирование проводится вместе с педагогом, все материалы должны храниться в плотно закрытых емкостях, вне досягаемости детей. Непосредственно пред каждым опытом с детьми обговариваются правила безопасного поведения (например, не кидаться песком, не брать в рот игрушки, грязные руки, не пить сырую воду и т. д.). В средней группе вне досягаемости детей держатся материалы из стекла, и мелкие предметы. Если группы смешанные, разновозрастные, то в целях безопасности лучше ориентироваться на более младший возраст.
Рекомендуется проводить опыты с небольшими подгруппами (от 7 до 12 детей, что обеспечивает наибольшую познавательную и творческую активность каждого воспитанника, возможность установления обратной связи и учета продвижения каждого ребенка.
Для поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации можно давать от имени сказочного героя – Зайки, Мишки и т. д. Они маленькие, а младшему можно передать свой опыт и чувствовать свою значительность, что укрепляет в ребенке позицию «Взрослого».
В первой младшей и второй младшей группах дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; и др.
В средней и старшей группе на 5-м и 6-м году жизни детей продолжается обогащение опыта детей по познанию окружающего мира.
На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомятся со способами фиксации полученных результатов.
В ходе работы можно использую следующие проблемные ситуации: "Как из воды сделать значок?", "Зачем нужен нос?", "Тонет - не тонет?", "Из каких материалов можно сделать лодку?", "Поймай солнышко" и др.
С детьми проводятся эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, например "Почему этот платочек высох быстрее?" (потому что он был на солнце); " Чей домик крепче: из каких материалов ветер сдул домик и почему". Исследуется состав почвы, сравниваются свойства песка, и глины. Расширяются представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей, дети узнают о свойствах магнита и увеличительного стекла. Во время совместного экспериментирования педагог с детьми ставят цель, выдвигают гипотезы, совместно определяют этапы работы, делаеют выводы. У детей формируется умение вырабатывать гипотезы, используя простые упражнения, вопросы: «Давайте подумаем, почему нельзя плавать на бумажном корабле?» Так же в ходе деятельности нужно побуждать детей задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему?
Средний возраст
Перечень материалов и оборудования
Для оформления уголка экспериментирования используют различный материал и приборы, а именно:
• природные материалы, такие как: емкости разного размера, лейки, пульверизатор, формочки, сито, камешки, песок, вода, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведерки, предметы из разных материалов (дерево, резина пластмасса, металл, стекло и т. д., пластинки из нержавеющей стали, оргстекло с обработанными краями, пластмассовые и стеклянные стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, мерные стаканчики, трубочки для коктейля, пластмассовые бутылочки, плавающие игрушки, киндер – игрушки, подносы (2-3 шт. разных цветов, полиэтиленовые пакеты, кружки непрозрачные;
• некоторые пищевые продукты, к примеру, соль, сахар, крупы (гречка, рис, манка, горох, фасоль и т. д., семечки кабачков, подсолнуха, также семена растений;
• цветная и белая бумага разной фактуры, цветной и белый картон, ткани, обрезки кожи, мех;
• лупы, магниты, песочные часы (1 мин, 5 мин., зеркальца, фонарики, воздушные шарики, шприцы, пипетки, крепкие нитки, тряпочные салфетки, скорлупка грецкого ореха, шишки;
• резиновые игрушки, глиняные игрушки, свечки, спички, спиртовка, резиновые перчатки, сачки, бубен, балалайка или гитара, металлофон, султанчики, ленточки, флажки, деревянная контейнеры для хранения различных сыпучих и не сыпучих материалов используемых для оформления уголка экспериментирования и прочее;
• пищевые красители, жидкое мыло, мыльные пузыри, гуашь, кисти, клей (карандаши, цветные и графитный карандаши ножницы, пластилин, подставки для работы (досточки для лепки, варежки, клеенки для столов;
• алгоритмы описания свойств материала, модель обследования предмета, картинки-схемы;