Александра Беляева
Дополнительная образовательная программа для дошкольников «Я и моя безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Дошкольный возраст – это важнейший период формирования человеческой личности. Определить правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно, поэтому необходимо выделить правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о необходимости мер предосторожности, об умении действовать в случае опасности.
Публикация «Дополнительная образовательная программа для дошкольников „Я и моя безопасность“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Именно в дошкольном возрасте дети должны получить первые знания о здоровом образе жизни, возможных чрезвычайных ситуациях природного и криминального характера; о правилах дорожного движения и поведения на улице, о правилах пожарной безопасности и т. д.
Цель: формирование и систематизация представлений детей дошкольного возраста о безопасной жизнедеятельности через различные виды деятельности.
Задачи программы :
1 год обучения:
1. Образовательные : формирование у детей самостоятельности и ответственности за свое поведение, формирование у детей ценностей здорового образа жизни, ответственности за себя и свое здоровье, внутренней активности.
2. Развивающие: развивать у детей целостное восприятие окружающей среды, навыки и умения наблюдения за обстановкой, предвидеть опасные ситуации и обходить их.
3. Воспитательные: воспитывать дисциплинированность и культуру поведения.
2 год обучения:
1. Образовательные : расширять знания детей о правилах безопасного поведения на дорогах, водоёмах, в природе, на улице, в общественном транспорте, дома, с животными и при возникновении пожара.
2. Развивающие: развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
3. Воспитательные: воспитывать интерес к правильному поведению в обществе, к своему организму, бережное отношение к окружающему природе, животным, своему организму, окружающим предметам. Воспитывать желание помогать другим. Воспитывать отрицательное отношение к неправильному поведению других людей.
Педагогические принципы, на которых построено обучение:
- Принцип единства переживания, познания, действия в процессе обучения детей дошкольного возраста. Эмоциональное переживание ребенком конкретных ситуаций, дает ее возможность ставить себя на место другого объекта, а затем уже на рациональном уровне понять свои поступки, подлинные чувства, мысли и явления.
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);
- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);
- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
Условия реализации:
В рамках совместной деятельности взрослого и ребёнка проводится дополнительная работа в форме кружка по теме: «Я и безопасность». Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут в средней и по 25 минут в старшей группе. Количество занятий в месяц – 4, в год – 36.
Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа, 5-6 лет (старшая группа)
Способы организации детей: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные.
Основные формы работы:
1) Практические:
- Дидактические игры и игровые упражнения;
- тренировочные занятия;
- развлечения;
- сюжетно-ролевые игры;
- проекты;
- экскурсии;
- подвижные игры;
- организация выставок, конкурсов;
- сбор фотоматериалов;
- изготовление макетов;
- театрализованная деятельность;
- работа в рабочих тетрадях.
2) Словесные:
- Беседы;
- чтение художественной литературы;
- заучивание стихотворений;
- разбор пословиц и поговорок.
3) Наглядные:
- Рассматривание иллюстраций, схем, плакатов;
- просмотр видео материалов, мультфильмов;
- личный пример взрослых;
- рабочие тетради;
- экскурсии по наблюдению за трудом работников автоинспекции, дорогой, рассматривание знаков и т. д.
Ожидаемые результаты:
Ребенок с интересом познает правила безопасного поведения, узнает, как можно больше об опасных и безопасных ситуациях;
В повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения;
Умение привлечь внимание взрослого в случае возникновения непредвиденных и опасных для жизни и здоровья ситуаций;
Осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
Проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
Знание правил безопасного поведения на улицах города;
Умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
Способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
Представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Формы работы с родителями: беседы, совместные занятия, консультации, мастер – классы, участие в проектах.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН (Возраст 4-5 года)
№ Раздел Темы раздела Часы
1 Ребёнок и здоровье «Откуда берутся болезни» 1
«Бережем свое здоровье» 2
Что такое витамины? 1
«Таблеточки – это не конфеточки» 1
«Учимся оказывать первую помощь» 1
2 Ребенок и другие люди «Осторожно, незнакомец» 3
«Правила поведения в общественных местах» 1
3 Ребенок дома «Один дома» 1
«Опасные предметы» 2
«Открытое окно, балкон – источники опасности» 1
«Кухня не место для игр» 1
«Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой» 1
«Детские шалости с огнем» 2
«По проводам бежит опасный ток» 1
4 Ребенок и улица «Опасные ситуации во дворе» 1
«Проезжая часть, светофор» 1
«Дорожные знаки, зебра» 1
«Транспорт и его правила» 1
«Приключения в автобусе» 1
«Если ты потерялся» 1
5 Ребенок и природа «Мы и природа» 2
«Чтобы не случился пожар» 1
«Съедобные и несъедобные грибы» 1
«Животные могут быть опасными» 1
«Правила поведения в лесу» 2
«Как вести себя при грозе» 1
«Как вести себя при сильном ветре» 1
«Осторожно – водоем» 1
Итоговое занятие «Правила безопасного поведения» 1
Итого 36
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН (Возраст 5-6 лет)
№ Раздел Тема раздела Часы
1 Ребёнок и здоровье «Быть здоровым – здорово» 1
«Залог здоровья – чистота!» 1
«Изучаем свой организм» 1
«Микробы и вирусы» 1
«Врачи — наши друзья» 1
«Лекарства и витамины, в чем их отличие?» 1
«Оказываем первую помощь» 1
2 Ребенок и другие люди «Берегись незнакомцев!» 1
«Если тебя схватили» 1
«Если «чужой» приходит в дом» 1
«Ты и старшие приятели» 1
3 Ребенок дома «Предметы, требующие осторожного обращения» 1
«Чтобы не случился пожар» 2
«Вдруг зазвонил телефон» 1
«Экстренные службы» 1
4 Ребенок и улица «Дорожные знаки» 3
«Игры во дворе» 1
«Безопасное поведение на улице» 2
«Опасные хлопушки» 1
«Неизвестный предмет» 1
«Толпа. Или если ты потерялся!» 1
5 Ребенок и природа «Будем беречь природу!» 1
«Ядовитые грибы, ягоды и растения» 2
«Опасные явления природы» 2
«Опасный лед» 1
«Осторожно, рядом вода!» 1
6 Эмоциональное благополучие ребенка «Детские страхи» 1
«Конфликты между детьми» 1
«У меня есть права» 1
Итоговое занятие «Моя безопасность» 1
Итого 36