Татьяна Булгакова
Конспект логопедического занятия «Удивительный мир звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Назначение: конспект направлен на формирование представлений детей о звуках речевых и неречевых, о гласных и согласных звуках. Цель: Знакомство с понятием «речевой звук». Дифференциация речевых и неречевых звуков.
Задачи:
Образовательные:
закреплять понятие «не речевые» и «речевые звуки»;
формировать навыков выделения неречевых звуков,
расширять глагольного словаря (лает, мяукает, ржет, мычит, дует, стучит, капает, шелестят, чирикают, гудит, журчит).
Развивающие:
развитие речевого слуха;
Публикация «Конспект логопедического занятия „Удивительный мир звуков“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
развитие неречевого слуха;
развитие слухового внимания, памяти;
развитие просодики;
развитие мелкой и общей моторики.
Воспитательные:
воспитание чувства товарищества, взаимопомощи во время совместной работы на занятии.
развивать коммуникативную функцию речи.
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Методы и приемы:
Наглядные – рассматривание, работа со схемами, мнемотаблицами.
Словесные – беседы, вопросы детям.
Практические – Дидактические игры.
Материалы и оборудование: Проектор, музыкальный центр. Предварительная работа: Наблюдение, ознакомление с комплексом артикуляционных упражнений, прослушивание записей со звуками окружающей среды.
Ход занятия:
Дети заходят в зал рассаживаются полукругом напротив проектора.
Логопед: Здравствуйте! Предлагаю нам с вами отправиться на прогулку, по миру звуков. Вы пойдете со мной? Заглянем в парк, какие мы звуки там слышим?
Ответы детей: шум ветра, шелест листвы, пение птиц и т. д.
Логопед: А какие звуки мы слышим, когда находимся дома?
Ответы детей: звук работающего телевизора, кипение чайника, мама на кухне готовит и т. д.
Логопед: Какие звуки мы слышим, когда приходим в сад?
Ответы детей: Дети играют, шум за окнами и т. д.
Логопед: Ребята, я предлагаю вам послушать звуки и сказать, к какой картинке какой звук соответствует.
Дидактическая игра Звуковое лото "Весенние звуки" (CD и карточки)
Логопед: А теперь послушайте другие звуки, но подсказок теперь не будет, слушайте внимательно и отгадывайте.
Логопед поочередно включает звуки природы, звуки мегаполиса, звуки издаваемые человеком. Дети на слух угадывают.
Логопед: Вот видите сколько звуков нас окружает! Давайте мы с вами изобразим наши звуки, подходите ко мне, повторяйте:
Ветер веет над полями
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся на корточки.) (повторяется три раза)
Логопед: Хорошо мы с вами прогулялись, теперь давайте разберемся все звуки которые мы с вами слышали, это какие звуки?
Ответы детей: Неречевые.
Логопед: Молодцы, правильно, а какие мы с вами еще знаем звуки?
Ответы детей: Речевые.
Логопед: Отлично, вот теперь мы с вами поговорим о речевых звуках.
Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».
Где-то собаки рычали: - Р-р-р!
В стойле коровы мычали: - Мммуу!
В комнате мухи жужжали: - Жжж!
Мимо машины бежали: - Тррр!
Гудели от ветра все провода: - Зззнь!
Капала в кухне из крана вода: - Динь!
Перекликались в ночи поезда: - Ууу! Ууу!
Листья на ветру шумели: - Тсс!
Змеи в лесу шипели: - Ззз!
Непоседа мячик днем и ночью
Успокоиться не хочет: - Пам! Пам!
Куклы кашляют в постели –
Днем мороженное ели: - Кхх! Кхх!
- Как перекликались поезда? (Ууу).
- Как кашляли куклы?
Животные издают звуки, а мы с вами – говорим. Произносим звуки речи. Звуки речи соединяются – получаются слоги, слоги образуют слова.
Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки?
Ответы детей: Язык, губы.
Логопед: Наш рот – домик звуков.
В каждом домике есть дверь и даже не одна. Первая дверь – губы. Вторая дверь – зубы. Давайте мы с вами сделаем зарядку для наших звуковых домиков. (Комплекс артикуляционной гимнастики для дошкольников 5-6 лет по пособию Т. А. Куликовской)
Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин -
Язычок.
Он удобно в доме лёг. (Широко открывать рот.)
В этом доме две стены.
Это
Щеки нам видны.
Могут стены в дом втянуться,
А потом, как шар, раздуться. (Надувать и втягивать щеки.)
Пол есть тоже в доме нашем. (Челюсть нижнюю покажем.)
Эта
Челюсть нижняя
В домике подвижная. (Вращать нижней челюстью.)
Потолок вверху, внутри.
Это
Нёбо. Посмотри.
Можно к нёбу прикасаться,
Постучать и там остаться. (Широко открывать рот. Погладить языком по нёбу. "Постучать "языком по нёбу.)
Вход в дом двери запирают.
Двери разные бывают.
Двери -
Зубы. Осторожно.
Закрываются надежно. (Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.)
Двери -
Губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться. (Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в "трубочку".)
Логопед: Здорово, у всех вас крепкие надежные дома, давайте вспомним какие речевые звуки бывают?
Ответы детей: Гласные и согласные. (Презентация)
Логопед: Правильно, гласные звуки мы можем пропеть, повторяйте А,О,У. Согласные сложнее произнести, нам мешают?
Ответы детей: Язык, губы, зубы.
Логопед: Ребята, чем отличается буква от звука?
Ответ детей: Буквы пишем, звуки слышим. (Презентация).
Логопед: Какие ребята у нас молодцы, предлагаю вам посмотреть мультик "Алфавит" https://www.youtube.com/watch?v=IoZDNPEQ5nA https://www.youtube.com/watch?v=IoZDNPEQ5nA
Логопед: Вам понравился мультик? Вы хотите научиться правильно произносить все звуки и научиться читать? Тогда мы вас приглашаем в "удивительный мир звуков" на наши занятия, где всему этому будем с вами учиться. До скорых встреч.