Чиркова Людимила
Удивительный мир звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное музыкальное занятие для детей старшего возраста
Тема: «Удивительный мир звуков»
Цели:
Формировать у детей основы музыкальной культуры. Развивать музыкальные и творческие способности на основе синтеза различных видов искусств.
Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать статистическое восприятие, закрепить умение выделить свойства предметов с помощью разных органов, чувств; способствовать освоению детьми соответствующего словаря его активному использованию. Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на произведения красоты в окружающем мире. Воспитывать самостоятельность, инициативность, индивидуальность в процессе творческой деятельности.
Публикация «Удивительный мир звуков» размещена в разделах
Пособия:
Наглядности муз. инструментов; металлические и деревянные муз. инструменты; валторна; деревянные палочки, металлические предметы; бумага, вода в тазике; лоток с разными предметами деревянные, металлические, бумага разная по качеству. Карточки муз. инструментами, таблицы на каждого ребёнка. Герои мастер Иван, принцесса «фея Музыки» рисованные фигуры; цветная липкая бумага, стаканчики из под йогурта, маленькие колокольчики;
Музыкальный репертуар:
Слушание музыки П. И. Чайковский «Сладкая грёза»
(фортепианное и симфоническое звучание)
Муз. ритмическая игра «Повтори как эхо»
Муз. игра на муз инструментах «У кого какая песня» автор Т. Тютюнникова
Ход занятия:
Дети входят в музыкальный зал под музыку.
Муз. Рук: – Я рада вас видеть. Я вижу по вашим лицам, что у вас хорошее настроение. Я предлагаю поприветствовать друг друга.
Приветствие (выполняют под музыку)
Мы заходим в круг, круг. Каблучками тук, тук.
Покружились, покружились, а потом остановились.
Вот и поздоровались, здравствуйте!
Муз. Рук: – Ребята, прислушайтесь к тишине в нашем зале. Что вы слышите? (Ответы детей)
Оказывается нас, окружают звуки. Удивительный мир звуков окружает. Их так много, и они такие разные. Звуки напоминают нам жизнь, они выражают наше настроение. Они бывают музыкальные и шумовые.
Дети читают стихи:
1. Всё на свете дети знают
Звуки разные бывают
Журавлей прощальный клёкот
Самолёта громкий рокот.
2. Гул машины во дворе 3. Эти звуки шумовые
Лай собаки в конуре. Только есть ещё другие
Стук колёс и шум станка. Не шуршание, не стуки
Тихий шелест ветерка. Музыкальные есть звуки.
Воспитатель: – За лесами, за морями, за высокими горами, не на небе, на земле жил был царь в одном дворце. У царя была дочь принцесса. Очень любила принцесса гулять в саду, который находился вокруг дворца. Там она слушала звуки природы : пение птиц, стрекотание кузнечиков, журчание ручейка, стук дождя. И захотелось ей иметь такой предмет, который бы мог передать все эти звуки. Тогда царь собрал всех мастеров и предложил сделать такой предмет. Но мастера не знали, как это сделать. Вызвался тут Иван – мастер и говорит: - Я попробую сделать звучащий предмет. Вернулся Иван в свою мастерскую, собрал разные материалы. – Какие?
(На столе лежит разная бумага, дерево, металл).
Взял он бумагу и стал её рассматривать. И вы возьмите бумагу под стульчиками. Какая бумага? ответы детей : гладкая,лёгкая, плавает.
Воспитатель: - Что с ней можно делать?
Ответы детей: сгибать, мять, резать, рвать, шуршать, клеить.
Воспитатель: - Попробовал мастер поиграть на бумаге и получился звук.
- На что похож этот звук? Но тут пошёл дождь. Что случилось с бумагой? (промокла, не прочная).
Тогда мастер взял дерево, и вы возьмите дерево. Какое дерево?
Ответы детей: твёрдое, прочное, тёплое, гладкое,шершавое.
- Что с ним можно делать?
Ответы детей: пилить, гвозди забивать, жечь, строгать.
Стал Иван из дерева предметы делать.
Муз. Рук: – Деревянный стук, какой он стучащий и глухой,
Тёплый и трескучий, тихий и гремучий.
- Ребята прислушайтесь к звукам. Какие деревянные шумовые инструменты слышите?
(звучат деревянные шумовые инструменты колотушка, коробочка,рубель, ксилофон, ложки,и. т. д.)
Ложки расписные,деревянные,резные
На ложках играем, ритмы отбиваем.
(Игра на ложках повтори ритм.)
Послушайте ритм и повторите его. Какой звук получился?
Вот как звучат наши деревянные инструменты.
Воспитатель: - Послушала принцесса звуки деревянных инструментов. Не очень понравились ей эти звуки- стучат, шумят
Тогда Иван взял металл. Давайте рассмотрим, какой он.
Ответы детей: холодный, тяжёлый, прочный.
Воспитатель: Сделал Иван инструмент из металла. И получился он такой.
Муз. Рук: – У металла гулкий звук. Не похож совсем на стук.
Он бывает и трубящий, и призывный, и бренчащий.
- Послушайте звучание металлического духового музыкального инструмента.
(слушание звучание валторны, показ инструмента)
Воспитатель: - Понравились принцессе звуки металлических инструментов
И стал Иван придумывать всё новые и новые металлические инструменты, соединять металл с деревом. Вскоре во дворце у принцессы появилось множество разнообразных музыкальных инструментов. А саму принцессу стали называть «фей музыки».
Муз. Рук: – Они так зазвучали, что получилась музыка.
- А какая музыка получилась?
(слушание музыки П. И. Чайковского «Сладкая грёза»)
- Звуки музыки звучали, вы их дети угадали?
- как называется эта музыка?
- Какое настроение у вас, когда вы слушайте эту музыку?
Ответы детей: Светлая, мечтательная, солнечная, задумчивая.
- А что такое «Грёза»? (сладкая мечта)
-Кто написал это произведение? (П. И. Чайковский)
-Я предлагаю послушать это произведение в другом исполнении.
- Что вы услышали? (звучат разные инструменты)
- Музыкальное произведение звучит ярче,выразительней
-Какие муз. инструменты услышали?
(показ иллюстраций муз. инструментов)
- Каждый муз. инструмент издаёт свой разный музыкальный звук. Музыка звучит ярко,празднично, весело, призывно.
Муз. рук: – Хотите услышать ещё музыкальные звуки? Инструменты выбирайте, кто поёт, из них узнайте?
(проводится игра с муз. инструментами «у кого какая песня» ,дети определяют тембр муз. инструмента,затем играют на этом инструменте который звучал)
-Понравилась игра на муз. инструментах.
Воспитатель: - Хорошо вы знаете муз. инструменты, а смогли вы их правильно положить на полки?
(проводится дидактическая игра «Расставь муз. инструменты» классификация по свойствам деревянные, духовые, металлические, струнные).
-Ребята, а хотели бы вы сами сделать муз. инструмент? Мы соединяем стаканчик и колокольчик. Придумайте название этому инструменту. Но инструмент должен не только красиво звучать, но и красиво выглядеть. Украсьте его, пожалуйста.
(дети украшают стаканчик аппликацией, фоном звучит музыка)
- Молодцы, красиво украсили!
(дети рассматривают свои поделки инструменты, уходят из зала)