Елена Донец
Беседа «Удивительные насекомые»
Беседа «Удивительные насекомые»
Цель: Формировать представления о разнообразии насекомых.
Задачи:
Расширить и систематизировать знания детей о насекомых : об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях. Дать понятие: «полезные», «вредные», «хищные» насекомые.
Развивать связную речь, внимание; обогащать словарный запас.
Воспитывать интерес к окружающему миру и бережное отношение к нему.
Ход беседы:
Здравствуй небо голубое (руки поднять вверх)
Публикация «Беседа „Удивительные насекомые“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
Здравствуй солнце золотое (очерчиваем руками круг)
Здравствуй легкий ветерок (покачивание рук)
Здравствуй маленький цветок (присели)
Здравствуй утро, здравствуй день (встали)
Нам здороваться не лень! («приветствие» руками)
Ребята, отгадайте первую загадку, о ком в ней говорится?
Все четыре лепестка.
Шевелились у цветка
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
(Слайд 2) Бабочки бывают разных цветов, большие и маленькие. Как вы думаете, почему бабочку можно спутать с цветком? (У бабочки очень красивые и разноцветные крылышки, поэтому она похожа на цветок).
(Слайд 3) Посмотрите, как бабочка собирает цветочный нектар.
Послушайте еще одну загадку:
Хлопотлива и смела
Медоносная… (Пчела)
Какого цвета пчела? Туловище пчелы полосатое – с желтыми и черными полосками. А какого цвета крылья? Крылья у пчелы прозрачные, сложенные вдоль тела. Как вы думаете, почему пчелу называют «медоносная»? Пчелы добывают нектар с помощью тоненького хоботка. Как вы пьете из соломинки сок, так и пчелки через хобот нектар с цветов. Затем несут его в свой домик – улей.
(Слайд 5) Улей – это небольшой домик, который человек делает для пчел. Там живет много пчелок, они перерабатывают нектар в мед.
(Слайд 6) И закладывают его в специальные решеточки – соты. Ребята, а вы любите мёд? Мед не только вкусный, но и очень полезный продукт.
Следующая загадка:
На вид, конечно, мелковаты.
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята
Вся жизнь их связана с трудом. (Муравей)
(Слайд 7) Муравей черного цвета, у него нет крыльев. Муравьи очень быстро ползают и живут большими группами. Они дружно и слаженно работают – строят свой домик из маленьких веточек и хвоинок.
(Слайд 8) А вы знаете, как называется домик муравьев? (Ответы детей) Правильно, он называется муравейник.
И последняя загадка:
Красненькие крылышки, черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке? (Божья коровка)
(Слайд 9) Какого цвета божья коровка? (ответы детей). Красного цвета, с черными точками. У нее есть крылья? (ответы детей). Да, у божьей коровки есть крылья. Одни – жесткие, красного цвета, а другие мягкие, прозрачные.
(Слайд 10) Мягкие крылышки находятся под твердыми красными крылышками. Говорят, что, если божья коровка сядет на ладонь, это принесет удачу. Мы уже сказали с вами, что божья коровка очень яркая! Её хорошо видно и в траве и на коре дерева. Её любая птица заметит. Где же ей спрятаться? (ответы детей) Оказывается божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у нее есть секрет, она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которое очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. Она ярко красная, чтобы все видели: есть её опасно!
А как можно назвать одним словом бабочку, пчелу, муравья и божью коровку? (ответы детей). Правильно, насекомые. Посмотрите на картинки и скажите, как называются изображенные на них насекомые.
А теперь давайте поиграем в игру «На полянку пришли, насекомых нашли». Дети становятся в круг. Идут друг за другом и произносят:
«На полянку пришли, насекомых нашли. Раз, два, три – движение бабочки покажи…» (Имитируют движения бабочки).
«На полянку пришли, насекомых нашли. Раз, два, три – движение кузнечика покажи…» (Имитируют движения кузнечика).
«На полянку пришли, насекомых нашли. Раз, два, три – движение муравья покажи…» (Имитируют движения муравья).
«На полянку пришли, насекомых нашли. Раз, два, три – движение пчелы покажи…» (Имитируют движения пчелы).
(Слайд 16) Как вы думаете, о ком рассказывает эта мнемотаблица? Ребята, где живут насекомые? (ответы детей) Они живут везде: в траве, на деревьях, в цветах, в воде. А как они передвигаются? (ответы детей). Бегают, прыгают, летают. Чем питаются насекомые? (ответы детей). Цветочным нектаром, листьями растений. По каким признакам можно определить насекомых? (ответы детей). У них 6 лап, голова, крылышки и брюшко. Правильно, это таблица о насекомых.
(Слайд 17) А хотите послушать, какой звук издают насекомые на лугу?
Как много насекомых живет на нашей земле, а как вы думаете: это хорошо или плохо? (ответы детей). Какую пользу они приносят?
(много корма для птиц, лягушек, ящериц; опыляют растения, без них цветки никогда не стали бы плодами; пчелы делают мёд).
Но много насекомых, это ведь и плохо, почему? (переносят разные болезни, мешают спать, кусают).
Итак, на какие группы мы можем разделить насекомых? (полезные и вредные). Назовите полезных насекомых, какую пользу они приносят? (пчелы опыляют цветы и делают мёд, бабочка опыляет цветы, божья коровка поедает тлю, спасает сад, муравьи санитары леса).
Назовите вредных насекомых, какой от них вред? (муха разносит микробы на лапах, гусеница ест листья растений, комар кусает людей и животных). А ещё есть насекомые, которых называют хищными, знаете, кто к ним относится? (ответы детей). Стрекозу, кузнечика и божью коровку называют хищными потому, что они охотятся за другими насекомыми. (Дети раскладывают на столе картинки с изображением насекомых по группам).
Ребята, а почему нельзя трогать, обижать насекомых? (они живые). Что произойдёт с природой, если исчезнут насекомые? Исчезнут и растения, погибнут птицы. Насекомые это часть природы, ими можно только любоваться. Сейчас весна, с каждым днем становится все теплее, поэтому пусть насекомые летают, бегают, прыгают и делают свои важные дела.
А сейчас возьмите картинки с изображением насекомых и раскрасьте их.
Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось больше всего?