Елена Плуталова
Опыт работы по оздоровлению детей в детском саду
Учимся быть здоровыми
Плуталова Е. Б.
Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству должно уделяться больше внимания в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья и это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья могут и должны привести к положительным результатам. Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что в России проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей стала национальной.
Публикация «Опыт работы по оздоровлению детей в детском саду» размещена в разделах
В связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) ключевым вопросом модернизации образования стало повышение его качества, приведение его в соответствие с мировыми стандартами. Общая направленность настоящего проекта состоит в организации образовательного инновационного пространства в ДОУ, ориентированного на освоение, создание и внедрение в педагогическую практику проектов обновления в образовании, форм управления, развивающих физкультурно-оздоровительных образовательных технологий, повышение качества дошкольного образования, его статуса в обществе. Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узко медицинским и узко педагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Наше дошкольное учреждение многие годы сохраняет оздоровительное направление как приоритетное, и поэтому важно каждому воспитателю владеть навыками медицинской диагностики. В необходимой степени каждый из нас владеет методами медицинской диагностики (методикой определения антропометрических показателей, определение уровня физического развития детей, состояния их здоровья, эффективности оздоровительной работы, методикой определения физиометрических показателей).
В настоящее время в дошкольном учреждении реализуется основная общеобразовательная программа, составленная с учётом примерной образовательной программы дошкольного образования «Истоки» (5-е изд. – М. : ТЦ Сфера, 2014., переработанной в соответствии с ФГОС ДО Алиевой Т. И., Арнаутовой Е. П., Васюковой Н. Е. (обязательная часть). В части, формируемой участниками образовательных отношений, используем парциальную программу, разработанную творческой группой нашего ДОУ «Учимся быть здоровыми». Это, по сути, программа валеологического образования дошкольников, направленная на формирование понимания значимости здоровья и умения бережно к нему относиться. Программа дополнительно содержит материал, определяющий решение этой задачи взрослыми: педагогами, родителями.
В арсенале ДОО в настоящее время остаются в основном только психолого-педагогические средства сбережения здоровья детей и формирования привычки к здоровому образу жизни. Воспитание и образование ребёнка строится на активности самого ребёнка, участии его в своём становлении. Знания детей служат руководством к поведению, базой для формирования необходимых умений и навыков, полезных привычек. А основным условием успешности этой деятельности является погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, на практике формирующую привычки здорового образа жизни.
Вся деятельность нашего дошкольного учреждения направлена на достижение главной цели: сохранение и укрепление здоровья ребенка и определяется принципом «Здоровье всего дороже» (народная мудрость).
В своей работе мы используем следующие приемы и мероприятия, направленные на оздоровление детей :
- утренняя гимнастика в помещении и на улице;
- подвижные игры и физические упражнения на улице;
- самостоятельная двигательная активность;
- закаливание (хождение босиком, использование закаливающих процедур в сочетании с движением, воздушные ванны во время утренней гимнастики и физкультурных занятий в зале и на воздухе круглый год, солнечные ванны);
- активный отдых (физкультурные досуги, развлечения, дни здоровья).
Использование таких методов в течение года приносит свои плоды: повышается активность детей, они более радостны, бодры, энергичны. Чередование и сочетание такого вида работы с умственной нагрузкой на занятиях позволяет избежать переутомления, достигать соответствующего психоэмоционального состояния для более успешного достижения результатов.
Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.
Воспитать у дошкольников осознанное отношение к здоровью – задача не из легких. Как, каким образом способствовать формированию культуры здорового образа жизни ребенка и когда начинать эту деятельность?
Эти задачи отражены в государственном стандарте дошкольного воспитания и обучения. В нем говорится: "Здоровьесберегающая компетентность позволит заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; владеть двигательными навыками, социального отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - главная ценность дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формированию физических качеств".
Нужна ежедневная работа, проводимая в различных формах обучения и воспитания. Сохранению здоровья надо учить ребенка так же, как обучать счету, письму, чтению. Именно до семи лет ребенок проходит огромный путь развития. Этот возраст – самый благоприятный для выработки правильных привычек.
Все мы - педагоги, родители, – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Чтобы этого избежать нужно, во-первых, дать детям необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.
В третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Знания должны преподноситься в доступной и увлекательной для детей форме : эксперименты, проблемные ситуации. Проведение опытов и экспериментов – это самый короткий и результативный способ закрепления информации. «»Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – гласит народная мудрость.
Информационные источники:
1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
2. Голубева Л. Г. Растем здоровыми. – М. : Просвещение, 2004.
3. Доскин В. А. Здоровье ребенка и его готовность к школе. – М. : Просвещение, 2007.
4. Климович Ю. П. – Учимся правильно питаться. - Волгоград. : Учитель, 2007.
5. Козырева О. В. Если ребенок часто болеет. - М. : Просвещение, 2008.
6. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения. - Волгоград. : Учитель, 2009.
7. Подольская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет. – Волгоград. : Учитель, 2009.
8. Сундукова А. К. Практический опыт здоровьесберагающей деятельности в ДОУ. - М. : АРКТИ, 2008.
9. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье. - М. : Сфера, 2008
10. Федеральный закон Об Образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).