Кривошеева Елизавета
Консультация для родителей «Учим ораторскому искусству»
▼ Скачать + Заказать документы
В старшем дошкольном возрасте заканчивается один из важнейших этапов в жизни ребенка. Он постигает тайны живого и неживого мира; усваивает азы математики и грамоты; приобретает умение воспринимать произведения художественной литературы, сопереживать его героям; правильно произносит многие звуки речи, подмечает особенности своего и чужого произношения; с удовольствием рассматривает все новое, находит сходства и различия знакомых предметов; самостоятельно рисует сюжетные картинки, конструирует высотные дома и корабли.
Так почему же на мамин вопрос: «Что ты сегодня делал?». Ребенок отвечает: «Ничего».
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают очень разными:
Публикация «Консультация для родителей „Учим ораторскому искусству“» размещена в разделах
одни – активно пользуются развернутой фразовой речью;
другие – могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи родителей, вносящих в их речь постоянные соответствующие изменения. Самостоятельное общение продолжает оставаться затруднительным и ограничено знакомыми ситуациями.
Оказывая помощь своим детям в овладении родным языком, родители больше внимания уделяют обогащению словаря, забывая о необходимости развития связной речи.
Предлагаем несколько полезных советов, которые помогут родителям полностью скомпенсировать речевую недостаточность своего ребенка до поступления в школу.
Учим детей давать односложные ответы на вопросы в ходе рассматривания предметов и объектов.
Когда малыш рассматривает предмет, подумайте, какой вопрос ему лучше задать. Такие вопросы, как «Кто это?» или «Что Это?» предполагают ответы, называющие предмет. Вопрос: «Какой?» заставляет называть признаки предмета. Если вы спросите: «Из чего сделан?», ребенок назовет материал, при этом он должен будет поставить слово в нужную грамматическую категорию. Рассмотрели предметы, назвали их – закрепите слова в различных словесных играх. Например, игра «Какое что бывает». Взрослый спрашивает: «Что бывает высоким?», ребенок отвечает: «Дерево, столб, человек». Здесь можно провести сравнение: «Что выше дерево или человек?». Так дети учатся сравнивать, обобщать предметы, начинают понимать абстрактное слово «высота». На вопрос: «Что бывает широким?», ребенок отвечает: «Река, дорога, лента». Затем спросите: «Что шире ручеек или река?». Такую игру можно проводить с самыми различными словами; играя, малыши будут учиться классифицировать предметы по форме, цвету и т. д.
Учим детей отвечать на вопросы простыми предложениями в ходе рассматривания предметов и объектов.
Когда вы знакомите ребенка с окружающим миром, помните, что должны иметь в виду и чисто речевые задачи. Игры, помогающие детям самостоятельно создавать самые разнообразные словесные сочетания. Например, вопрос: «Для чего нужен этот предмет?» - предполагает распространенный ответ. Иногда при ответе малыш строит даже сложные предложения.
Учим детей воспроизводить рассказ, составленный по проделанному действию.
Например. Рассказ мамы (по окончанию прогулки): Соня и Илюша ходили гулять. Илья взял на прогулку машинку. Соня взяла ведерко и совочек. Илюша катал машинку. Соня делала куличики из песка. Дети играли.
Затем спросите ребенка: «Кто ходил гулять?», «Кто взял на прогулку машинку?», «Что взяла Соня?», «Кто катал машинку?», «Что делала Соня?».
Обращайте внимание на то, чтобы малыш отвечал на вопросы полными предложениями. Попросите обо всем этом рассказать папе, бабушке, сестре и т. д.
Учим детей составлять рассказ, по демонстрируемому действию.
Попросите малыша понаблюдать за действиями окружающих его людей: других детей на улице во время прогулки или дома за другими членами семьи. Затем спросите ребенка: «Кто смотрит телевизор?», «Кто учит уроки?», «Что варит бабушка?», «Какой суп варит бабушка?», «Что делает кошка Муся?». Обращайте внимание на то, чтобы малыш отвечал на вопросы полными предложениями. Попросите обо всем этом подробно рассказать папе, бабушке, сестре и т. д.
Учим детей пересказывать сказки и литературные тексты.
Развивая связную речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты и знакомые сказки. При этом вырабатывается умение слушать литературное произведение, устанавливать последовательность действий, отвечать на вопросы взрослого, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему.
Учить малышей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или целое предложение «Жили были дед и…» - «Баба»; «Была у них…» - «Курочка Ряба». Затем можно переходить к пересказу по вопросам «Кого встретила лиса?» - «Волка»; «Что попросил волк у лисы?» - «Дай мне рыбки» и т. д.
После того как ребенок овладел пересказом сказки, можно предложить ему короткие рассказы. Хорошими помощниками на начальных этапах обучения могут стать одна или несколько картинок, изображающих героев рассказа или отображающих основную сюжетную линию.
Так малыш подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения.
Учим детей составлять описательные рассказы о предметах и объектах.
Малыши очень любят рассматривать игрушки. Поэтому первые вопросы взрослого должны быть направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Затем уточняется материл, из которого изготовлен предмет, какой он на ощупь. Попросите ребенка обратить внимание на отдельные части и назвать их. Спросите: «Для чего нужен этот предмет?». Попросите подробно рассказать об этом предмете папе, бабушке, сестре и т. д.
Учим детей составлять сравнительные рассказы о предметах и объектах.
Можно предложить сравнить две игрушки. Например, взрослы учит детей сравнивать и описывать кукол, называя наиболее характерные признаки. Необходимо следить, чтобы дети отвечали полными законченными предложениями.
Прежде чем сравнивать, малышу придется внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем отметить, чем они похожи и чем различаются.
Учим детей инсценировать сказки.
С большим удовольствием дети делятся своими яркими эмоциональными впечатлениями о кукольных спектаклях и мультфильмах. Почему бы дома не организовать небольшое кукольное представление, тем более, сейчас в продаже огромный выбор сказочных персонажей по известным сказкам. А дети уже давно и достаточно подробно пересказывают любимые сказки.
Рассказ из личного опыта.
Развивайте желания передать свои впечатления в рассказе, побуждайте ребенка к рассказам о некоторых событиях из личного опыта, помогите вспомнить, как ходили в гости, что интересного видели на прогулке. Перед ребенком четко ставится задача: «Расскажи, что ты видел на прогулке». Можно использовать образец рассказа взрослого «Сначала послушай, что я видела на прогулке, а потом ты будешь рассказывать». Повествование мамы должно быть понятно ребенку и соответствовать уровню его речевого развития. Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому повествованию.
Надеемся, что при помощи наших советов малыш научится четко, правильно и красиво выражать мысли и с удовольствием будет делиться с вами всеми событиями в своей жизни.