ЛЮБОВЬ СОЛОМЕИНА
Учим младший дошкольный возраст связному рассказыванию по игрушкам, картинкам
▼ Скачать + Заказать документы
Для улучшения связной речи ребенка, активизации словаря- огромное значение имеет наглядность.
Наглядность побуждает к речевым высказываниям.
Поэтому необходимо использовать непосредственное наблюдение предметов и явлений, а также изобразительная наглядность – игрушки, картинки.
Например, используется рассматривание игрушек как метод уточнения, закрепления и активизации словаря.
Темочки:
- Игрушки. Рассказывание, составление рассказа
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
Содержание и подбор игрушек для группы определяются
возрастными особенностями детей и задачами речевой работы.
Для развития словаря используются различные категории игрушек :
На первых порах особенно важен выбор игрушек для занятий. Они
должны привлекать к себе внимание детей ярко выраженными
(цвет, форма, размер, активизировать речь, создавать настроение. Игрушки
могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (кукла
большая в пальто и шапке, кукла маленькая в одеяле и коляске; кошки белая
и черная).
В методике обращается внимание на разницу в двух методах: методе
рассматривания игрушек и методе дидактических игр с ними.
При рассматривании игрушек применяются игровые приемы, игровые
действия, но нет строгих правил. Дидактическая игра имеет другую
структуру (игровую задачу, игровые правила, игровые действия).
В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей
сосредоточиваться при рассматривании игрушек и предметов, затем научить
отвечать на вопросы по их описанию.
При рассматривании игрушек и предметов дети отвечают на вопросы по
описанию игрушки (ее свойств, качеств и действий, на назначение хорошо
знакомых предметов и подводятся к составлению рассказов об игрушке.
Сначала взрослый обращает внимание детей на особенности и
характерные признаки предмета. При описании предмета он сначала
называется (Это. зайчик, затем раскрываются его качества, свойства,
назначение, цвет, форма, а затем особенности и характерные признаки
предмета, а также его действия (объектами для описания могут быть
игрушки, овощи, фрукты, одежда, дети, картинки, предметы быта).
Для описания широко используется совместное рассказывание.
Взрослый начинает предложение, ребенок его заканчивает: «Это. (лиса).
Она. (рыжая, пушистая, мягкая, золотистая). У лисы (длинный хвост,
блестящий мех). Лисичка любит. (бегать, охотиться, заметать следы). Мне
нравится. (играть с этой игрушкой)».
Вопросы при рассматривании игрушек должны задаваться в
определнном порядке:
- Давайте рассмотрим игрушку.
-Как она называется?
- Лиса какая?
- Что есть у лисы?
- Что умеет делать лиса?
- Чем тебе нравится эта игрушка? (Последний вопрос предполагает
несколько вариантов ответов).
Аналогично проводится рассматривание и других игрушек : собаки,
кошки.
Детей постепенно подводят с помощью взрослого к составлению
высказываний об игрушках. Организуется беседа-разговор:
Сейчас мы будем учиться рассказывать об игрушках. Я буду начинать
предложение, а вы заканчивать его.
Это. (лиса). Она. (рыжая, пушистая, мягкая).
У лисы. (длинный хвост, зелные глаза).
Лиса умеет. (бегать, ловить мышей, заметать хвостом следы).
Мне нравится лиса потому, что. (она красивая).
В основе высказываний детей об игрушках лежит непосредственное
восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей
и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий
характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает
возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и
источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание
высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и
повествованию.