Евгения Вячеславовна Асанова
Учим детей дошкольного возраста рассказывать короткие рассказы
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить ребёнка пересказывать? Этот вопрос часто приходится слышать от родителей. Для того, чтобы ребёнок научился пересказывать, недостаточно просто читать, важно обсуждать прочитанное, задавая вопросы, например: - Почему тебе понравился этот рассказ? - Чем он тебе понравился? Сначала ребенку нужно прочитать произведение, затем задать вопросы по содержанию, чтобы ребенок на них ответил, затем прочитать еще раз и дать возможность ребенку самостоятельно пересказать произведение. Нужно задавать вопросы о событиях, обстоятельствах, внешности и т. д., используя самые различные вопросы: где, когда, почему, какой. Больше используйте совместное чтение, когда взрослый читает, а ребёнок договаривает слова, часть предложения, а постепенно и части текста.
Публикация «Учим детей дошкольного возраста рассказывать короткие рассказы» размещена в разделах
Если раньше ребенку не удавалось уйти от простого заучивания текста (что само по себе полезно, поскольку развивает память, то теперь нужно учиться пересказывать текст «своими словами». Это сложный и важный этап, с которым многие дети не справляются без помощи родителей. Ведь нужно выделить главную сюжетную линию, уметь охарактеризовать героев, но при этом не упростить текст, не потерять образные выражения, использованные автором. Есть несколько приемов, которые помогут вам научить ребенка пересказу.
«По нарастающей»
Попросите ребенка пересказать текст тремя предложениями. Это заставит его найти главную сюжетную линию. Потом пятью предложениями, десятью, пятнадцатью – так добавится характеристика героев, рассказ об их чувствах и мыслях. Постепенно довести объем до двух третей исходного текста. Это поможет ребенку уйти от заучивания.
«Что на что похоже»
Художественное своеобразие текста важно не меньше, чем сюжетная линия. Попросите ребенка найти интересные сравнения в тексте: «старичок, похожий на гриб», «облака, как сахарная вата». Если он их обратит на них внимание, то использует в пересказе.
«Напиши свою историю»
Если предыдущие два упражнения непосредственно обучают пересказу, то третье учит творческому переосмыслению. Пусть ребенок подумает над тем, что было до начала пересказываемой истории и после ее завершения. Это не просто разбудит фантазию – дети в таком возрасте легко сочиняют истории, но сделают ее управляемой, ведь сочинять ему придется историю, в которой уже есть «заданные параметры» - герои со своими характерами и события, случившиеся с ними. Наконец, «дописывая» историю, ребенок вынужденно перескажет авторский текст своими словами.