Надежда Мозжерина
Учебный план по реализации программы «Школа будущего первоклассника»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красноярская средняя общеобразовательная школа
Учебный план по реализации программы
"Школа будущего первоклассника"
Возраст детей 5-6 лет
Срок 1 год
Составитель: учитель начальных классов
Мозжерина Надежда Николаевна
2020 г
Пояснительная записка.
Публикация «Учебный план по реализации программы „Школа будущего первоклассника“» размещена в разделах
Настоящая программа составлена, согласно учебного плана общеобразовательного учреждения, на основе программы «Преемственность» (Авторы Н. А. Федосова, Т. С. Комарова, С. С. Колесина, ВГ. Большенков, В. Н. Бальсевич, А. А. Плешаков, Т. Я. Шпикалова и др. Руководитель проекта "Преемственностъ’’ Федосова Н. А., 2019 год)
Программа «Школа будущего первоклассника» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным и начальным образованием.
В качестве основных целей программы выдвигаются :
— развитие эмоционально-волевой сферы;
— развитие коммуникативных навыков;
— формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;
— сохранение здоровья дошкольников.
Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Таким образом, целью программы работы с дошкольниками является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.
Содержание программы направлено на решение следующих задач:
— развитие психических функций и качеств личности;
-обеспечение преемственности между подготовкой к обучению и обучением в школе
— охрана и укрепление здоровья;
-устранение разноуровневости подготовки к обучению в школе;
-исключение дублирования школьной программы при подготовке детей к обучению в начальных классах.
Основные принципы работы при организации обучения
учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
комплексный подход;
системность и последовательность;
вариативность занятий; наглядность. В основу отбора содержания обучения ложатся следующие положения:
— учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
— практическая направленность;
— занимательность;
— наглядность и др.
В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и продуктивная деятельность.
Содержание работы с дошкольниками построено на интегрированной основе.
В основе интеграции лежат следующие принципы:
- интеграция всех видов искусства и разных видов художественно-творческой деятельности (игровой, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной) с целью воспитания восприятия и познания образа, представленного средствами выразительности разных видов искусства, и развития умения осознавать прекрасное, творчески мыслить;
- взаимосвязь ребенка с окружающим миром, учитывающая присущий ему наглядно-образный характер познания;
- широкое включение искусства и произведений детского творчества в жизнь ребенка и окружающую его среду;
- частая и незаметная смена деятельности в целях устранения разного рода перегрузок.
Программа включает занятия : «Здоровье и физическая культура», «Зеленая тропинка», -«Искусство и культура», «Родное слово» : «От слова к букве»; «Риторика», «Математические ступеньки», «Конструирование». Место проведения: класс МБОУ Красноярской СОШ.
Количество часов в год по направлениям.
Направление Количество часов
«Здоровье и физическая культура» - 30 ч
«Зеленая тропинка» - 30 ч
«Искусство и культура» 15 ч
«Родное слово» 90 ч
«Математические ступеньки»
60 ч
«Конструирование» 15 ч
Всего 240 ч
Количество часов в неделю.
Направление Количество часов
«Здоровье и физическая культура»- 1 ч
«Зеленая тропинка» - 1 ч
«Искусство и культура» 0,5ч
«Родное слово»
1. От слова к букве
2. Риторика
2 ч
1 ч
«Математические ступеньки» 2 ч
«Конструирование» 0,5 ч
Всего 8 ч
Школа будущего первоклассника работает в течение октября- мая, 2 раза в неделю. Проводится по 4 занятия.
Первый день занятий Второй день занятий
«Родное слово» 1 ч «Математические ступеньки» 1 ч
«Математические ступеньки» 1ч «Родное слово» 2 ч
«Зеленая тропинка» 1ч «Здоровье и физическая культура» - 1ч
«Искусство и культура»- 0,5ч
Всего 4 ч
«Конструирование»- 0,5ч
Всего 4 ч
Продолжительность первых двух занятий 20 минут, третьего и четвертого по 25 минут, с 5-10-минутными перерывами.
Основные виды деятельности - игра и продуктивная деятельность.
«Здоровье и физическая культура» авторы В. Г. Большенков, В. К. Бальсевич.
Цель: соматическое развитие ребенка и охрана его здоровья.
Главными принципами изучения являются адекватность содержания физической подготовки и её условий индивидуальному состоянию ребенка, свобода выбора формы физической активности с личными склонностями и способностями.
В соответствии с целью физкультурного образования дошкольников формулируются соответствующие задачи: формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах; совершенствование навыков в базовых двигательных действиях, формирование умений их вариативного использования в игровой и соревновательной деятельности, в самостоятельных формах занятий физическими упражнениями; расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных движений и упражнений и овладения новыми двигательными действиями с повышенной координационной сложностью; совершенствование навыков и умений в выполнении физических упражнений, связанных с укреплением здоровья и формированием правильной осанки; расширение функциональных возможностей систем организма и повышение адаптивных его свойств посредством направленного развития основных физических качеств и способностей; формирование практических умений и навыков по использованию подвижных игр и элементов соревнования в оздоровительных формах организации физической культуры.
Дети должны ВЛАДЕТЬ техникой построения, ходьбы, бега.
Дети должны ЗНАТЬ :комплекс упражнений для утренней гимнастики
Дети должны УМЕТЬ:
выполнять подвижных игр, в том числе со скакалкой, мячом; соблюдать основные правила гигиены;
выполнять упражнения на равновесие и упражнения для правильной осанки;
выполнять комплекс упражнений для утренней гимнастики
. «Здоровье и физическая культура»
Тема
1 Правила поведения на занятиях.
2 Стойка скрестно. Правильная осанка.
3
Легкая атлетика.
Ходьба
4 Легкая атлетика. Техника ходьбы
5 Техника ходьбы и бега.
6 Прыжки в длину.
7-8 Прыжки в высоту.
9 Легкая атлетика.
10 Легкая атлетика.
11 Спортивные игры Санки.
12 Спортивные игры Санки.
13 Лыжная подготовка.
14 Лыжная подготовка.
15 Лыжная подготовка.
16 Лыжная подготовка.
17 Лыжная подготовка.
18 Спортивные игры Футбол
19 Спортивные игры.
Волейбол.
20 Спортивные игры.
Баскетбол.
21 Спортивные игры.
22 Гимнастика.
23 Лазанье и перелезание.
24 Лазанье и перелезание.
25 Гимнастика. Перелезание под шнуром
26 Гимнастика. Равновесие
27 Акробатика.
28 Легкая атлетика
29 Легкая атлетика
30 Спортивная эстафета
Раздел программы «Зеленая тропинка» Автор А. А. Плешаков.
Цель: коррекция и развитие накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений.
В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной игровой форме.
Планируемые результаты
Дети должны УМЕТЬ: распознавать на рисунках и в природе изученные растения и известных животных; перечислять в правильной последовательности времена года; называть основные признаки времен года.
Содержание.
В ходе изучении курса дети проходят знакомство с обитателями живого уголка, домашними животными, их повадками, воспитание бережного отношения к ним, правилами ухода. Знакомство с животными нашего края, природоохранными мерами, воспитание бережного отношения к ним Круглый год. Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Времена года, их важнейшие признаки. Выявления связей между различными сезонными изменениями (положение Солнца, погода, жизнь растений и животных). Бабочки и жуки, их распознавание на рисунках и в природе, раскрашивание изображений. Родина матрешки. Воспитание гордости за родной край. Лепка и раскрашивание изображений птиц, рыб, зверей, распознавание их на рисунке и в природе. Наблюдение за поведением рыб в аквариуме, обсуждение условий, необходимых для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и условиями жизни рыб. Наблюдение за поведением воробьев, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами и др.) . Разнообразие птиц, сравнение по размерам, форме тела, окраске. Отношение людей к животным : каким оно должно быть? Масленица. .Знакомство с традициями праздника. Продолжение знакомства с символами земли, солнца, воды Лепка и раскрашивание изображений птиц, рыб, зверей, распознавание их на рисунке и в природе. Троица. Знакомство с традициями праздника. Знакомство с домашними животными, их повадками, воспитание бережного отношения к ним, правилами ухода Лягушки, улитки, черви - тоже животные. Необходимость бережного отношения к ним. Зеленое чудо – растения. Растения нашей местности. Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся по размерам, формой, цветом. Зеленое чудо – растения. Растения нашей местности: распознавание их в природе. Зеленое чудо – растения. Декоративные растения; раскрашивание их изображений, рисование, изготовление аппликаций. Зеленое чудо – растения. Растения нашей местности. Выращивание детьми растений из семян. Отношение человека к растениям: каким оно должно быть? Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Времена года, их важнейшие признаки. Выявления связей между различными сезонными изменениями, простейшие правила поведения Звезды, Солнце и Луна. Наблюдение за звездным небом, выделение отдельных созвездий (двух- трех). Солнце и его роль для жизни на Земле. Систематизация, обобщение, проверка знаний, умений, навыков. Наблюдения за Луной на небе (с родителями). Игра «Путешествие на Луну». Приключения Солнечного Зайчика. Наблюдение за световыми лучами, игры с солнечным зайчиком, совместное сочинение сказки о Солнечном Зайчике. Приключения Солнечного Зайчика,совместное сочинение сказки о Солнечном Зайчике. Наблюдение за световыми лучами. Свет и тень. Постановка сценок в театре теней Растения- наши друзья. Лекарственные растения. Воспитание бережного отношения ко всему окружающему, расширение природ. знаний, умения наблюдать. Знакомство с водоемом, его обитателями, правилами бережного отношения к природе. Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения за примерами положительного и отрицательного отношения). Оценка поведения человека в природе (собственного и чужого, простейшие правила поведения Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Времена года, их важнейшие приметы.
«Зеленая тропинка»
Тема
1 Наши друзья животные. Обитатели живого уголка. Домашние животные.
2 Наши друзья животные. Животные нашей местности.
3 Экскурсия.
4 Бабочки и жуки.
5 Знаменитые места нашей Родины
6 Лепка животных
7 Рыбы.
8 Птицы ближайшего природного окружения
9 Животные- наши друзья.
10 Народные праздники
11 Лепка животных
12 Народные праздники
13 Наши друзья животные. Домашние животные.
14 Лягушки, улитки, черви.
15 Зеленое чудо – растения
16 Растения- наши соседи.
17 Растения дома.
18 Практическая работа.
19 Человек и растения.
20 Экскурсия.
21 Чему мы научились. Проверочная.
21 Звезды, Солнце и Луна.
22 Луна.
23 Утренник. Береги природу.
24 Приключения Солнечного Зайчика
25 Приключения Солнечного Зайчика
26 Свет и тень
23 Экскурсия.
24 Утренник
25 Экскурсия.
26 Утренник
27 Человек и природа.
28 Экскурсия.
29 Чему мы научились за год.
30 Чему мы научились за год.
Раздел программы «Искусство и культура» направлена на познание’ мира искусства и культуры, включая искусство своего народа, на’ формирование личности ребенка. Курс способствует развитию у старших дошкольников художественного творческого воображения, индивидуальной активности и инициативности, самостоятельности в решении. творческих задач; готовит к освоению этнокультурных знаний.
Программное содержание раздела «Искусство и культура» призвано решать главную общую цель — развитие личности ребенка 5—6 лет.
Программное содержание курса «Искусство и культура» отражено в следующих видах художественно-творческой деятельности детей 5— 6 лет:
— «Мы танцуем, поем, играем и слушаем музыку своего народа»;
— «Мы рисуем и лепим, создаем художественные вещи, как народные мастера родной земли»;
— «В мире родной природы»;
— «Детские праздники и народный календарь»;
— «В мире народной сказки. Театрализованные действа»;
— «Русские народные игры».
Игра и сказка рассматриваются как ведущие методические приемы в организации творческой деятельности детей
Содержание.
«Мы танцуем, поем, играем и слушаем музыку своего народа»;
Русский хоровод. Знакомство с древнейшей магической символикой движения народных хороводов. Исполнение:, «Как пошли наши подружки», «Со вьюном я хожу», «А я по лугу», «Земелюшка-чернозем».
Игра на русских народных инструментах:, ложках, свистульках.. Знакомство с народными инструментами и участие в исполнении доступных народных мелодий. Выделение особой роли народной игрушки-свистульки, в которой соединено изобразительно-пластическое и музыкальное творчество народных мастеров (дымковское, филимоновское и др.).
Пение. «Во кузнице», «Дождик», «Андрей-воробей» и др.
Слушаем музыку. «Ходит месяц над лугами», «Камаринская» и др.
Мы рисуем и лепим, создаем художественные вещи, как народные мастера родной земли»;
Представление образа Родины, России. Знакомство с произведениями народных мастеров Хохломы, Городца, Жостова, Гжели, с глиняной игрушкой (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.).
Примерные темы творческих работ: «Большие и маленькие сказочные цветы», «Золотые и красные травинки». Коллективное панно «Весна» к празднику. Выполнение видов народной одежды: сарафана, рубахи — в технике аппликации из бумаги и иного материала, выполнение рисунков,
Развитие памяти (зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала);
мышления (выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания);
операций анализа, синтеза, сравнения, построения простых рассуждений и др
Математические ступеньки. Автор С. И. Волкова.
Тема
1 Справа, слева, вверху, внизу
2 Большой, маленький.
3 Налево, нап раво, прямо.
4 Высокий, низкий, выше, ниже.
5 Столько же.
6 Больше. Меньше. Столько же.
7 Длинный, короткий.
8 Треугольник.
9 Прямоугольник.
10 Квадрат.
11 Столько же. Временные представления
12 Тяжелый, легкий.
13 Столько же.
14 Расположение на плоскости и в пространстве
15 Столько же.
16 Чего больше
17 Один.
18 Один.
19 Два.
20 Два.
21 Три.
22 Три.
23 Один. Два. Три.
24 Состав числа 3.
25 Равенство.
26 Четыре.
27 Числа 1-4.
28 Числа 1-4.
29 Нуль.
30 Столько же.
31 Сложение.
32 Пять.
33 Пять.
34 Вычитание.
35 Вычитание.
36 Записи вида 1-1= 0, 2-2= 0.
37 Числа 1-5.
38 Состав числа 4.
39 Число и цифра
40 Составление примеров по рисункам.
42 Составление рисунков по примерам.
43 Сложение. Вычитание.
44 Записи вида 2+1, 2-1, 4+1, 4-1
45 Числа 1-5
46 Шесть.
47 Шесть.
48 Числа 1-6
49 Семь.
51
52 Число 8
53 Число 8
54 Число 9
55 Число 9
56 Рисунки и записи
57 Десять
58 Числа 1-10
59 Проверочная работа.
60 Работа над ошибками. Чему мы научились?
«Конструирование». Автор В. И. Романина.
Основная цель курса «Конструирование» состоит в том, чтобы заложить основы для понимания конструкций различных предметов, научить старших дошкольников определять последовательность операций при изготовлении того или иного изделия.
Важнейшими задачами являются:
подготовка детей к самостоятельному выполнению действий в определенном порядке;
обучение умениям целенаправленно рассматривать предметы, рисунки, сравнивать их между собой, выделять общее и различное; делить предметы на части на составляющие детали; анализировать условия практической задачи для получения конечного результата;
ознакомление дошкольников с различными материалами, видами соединений и способами крепления деталей, частей, правилами безопасной работы с ручными инструментами;
развитие у детей самоконтроля – умение сравнивать свое изделие с предложенным образцом (рисунком);
развитие внимания, наблюдательности, памяти, воображения, фантазии, творческого отношения к труду;
развитие речи (название предметов и их частей и др.);
воспитание трудолюбия, аккуратности, стремление довести начатое дело до завершения;
воспитание умения работать в паре, коллективе, бережного отношения к своему труду, природе, окружающим предметам как результат труда других людей;
формирование навыка культуры труда.
Содержание. Материалы. Знакомство с различными материалами: пластилином, бумагой, фольгой, нитками; с природными материалами: шишками, сухими веточками, глиной и др. ; с готовыми формами: набор деревянных деталей конструктора «Строительный материал» без крепления, набором пластмассовых деталей и шиповым креплением типа LEGO, бросовым материалом вторичного использования – коробками и др. их основные свойства и конструктивные особенности: приобретение формы, деление ее на части, изменение размера, окраски и др. Выявление возможностей использования материалов при конструировании, их активное влияние на выразительность конструкции.
Конструирование. Виды конструирования: по образцу, рисунку, тематическому заданию, условию, замыслу. Анализ конструкций, распознавание пространственного расположения частей и деталей предметов (внизу,вверху,слева, справа, между, сравнение по числу деталей (больше, меньше, столько же, их форме, размеру (длиннее, короче); преобразование конструкций: пристройка, надстройка, достройка, перестройка, замена одной детали другой по форме, материалу, размеру, цвету без нарушения основы конструкции; перестройка с внесением изменений в саму конструкцию.
Использование различных видов деятельности:
Разметка: на глаз, сгибание;
Обработка: выполнение приемов лепки- разминание, раскатывание и др. (глина, пластилин); резание (бумага); разравнивание, сминания, накручивание (фольга);
Сборка: склеивание, наклеивание, нанизывание (бумага, фольга); завязывание на два узелка, бантом (нитки, шнурок); витье (из ниток); плетение (полоски бумаги и др.);
Отделка: раскрашивание (глина, бумага); аппликация (бумага, природный материал, бечевка); украшение рисунком (глина, бумага). Технологические операции выполняются ручными инструментами (гладилка, карандаш, линейка, стека, ножницы, кисточка для клея, игла) с использованием различных приспособлений (напёрсток, тряпочка, подкладной лист, подставка для кисточки).
Планируемые результаты.
Дети должны знать правила культуры труда.
Дети должны уметь:определять число деталей и их взаимное расположение в простейшей конструкции предмета;
конструировать по условию, замыслу из готовых деталей;
соблюдать правила культуры труда, порядок на рабочем месте.
Дети должны владеть приё мами лепки: скульптурой- лепка предмета из одного куска; конструктивной- лепка предмета из отдельных частей: разминание, сдавливание, оттягивание, прищипывание, раскатывание, прилепливание, сглаживание.
«Конструирование» 15 ч
Тема
1 Работа с природными материалами
Материалы. Знакомство с различными материалами: с природными материалами: шишками, сухими веточками, соломой, плодами, семенами деревьев и кустарников, травянистых растений, глиной и др.
2 Работа с пластилином
Использование различных видов деятельности:
Обработка: выполнение приемов лепки- разминание, раскатывание и др. (глина, пластилин); Конструирование. Виды конструирования: по образцу
3 Отделка: раскрашивание (глина, бумага);
4 Коврик для малыша
5 Русская матрешка
6 Бабушкина сказка.
7 Театр масок
8 Театр масок
9 Работа с пластилином
Филимоновские свистульки.
10 Раскрашивание свистулек.
11 Конструирование.
12 Украшаем себя.
13 Веселые коробочки.
14 Конкурс поделок
15 Конкурс поделок
Используются печатные пособия комплекта «Преемственность» под редакцией Н. А. Федосовой
Пособие «Зеленая тропинка» Плешаков А. А.
«Риторика для малышей» Сорокина Г. И.
«От слова к букве» Н. А. Федосова
«Волшебный мир народного творчества» Шпикалова Т. Я.
«Конструирование» Романина В. И.
Пособие тетрадь «Математические ступеньки» С. И. Волков.
Используемые диагностики. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Диагностика. С. В. Романцева