Ольга Яганова
Учебный план (модель образовательной деятельности) на 2016–2017 учебный год.
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Учебный план МДОУ № 1 «Алёнушка» на 2015 – 2016 учебный год разработан в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программах - образовательным программам дошкольного образования» ;
Публикация «Учебный план (модель образовательной деятельности) на 2016–2017 учебный год,» размещена в разделах
- «Основной образовательной программе дошкольного образования МДОУ № 1 «Аленушка»;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 13.05.2013г. ;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
- Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249
Модель непосредственно образовательной деятельности детей МДОУ № 1 «Алёнушка» на 2016 – 2017 учебный год является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности. Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая.
Структура учебного года в ДОУ.
Образовательный процесс в дошкольном учреждении начинается с 15 сентября и заканчивается 18 мая.
• 1 - 15 сентября (до 01.10.2014 г.) – адаптационный, диагностический период;
• 15 сентября – 28 декабря – учебный период;
• 28 декабря – 11 января – каникулы;
• 11 января – 18 мая – учебный период;
• 19 мая – 31 мая – диагностический период;
• 1 июня – 31 августа – каникулы.
Модель образовательной деятельности детей рассчитана на пятидневную учебную неделю и регулирует предельно допустимую нагрузку на воспитанников в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПин) и инструктивно-методическим письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
В Модель образовательной деятельности детей включены четыре направления, обеспечивающие познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей. Каждому направлению соответствуют определенные образовательные области (5) :
• «Физическое развитие»
• «Социально – коммуникативное развитие»
• «Речевое развитие»
• «Познавательное развитие»
• «Художественно – эстетическое развитие»
В 2016 - 2017 учебном году в МДОУ № 1 «Алёнушка» функционирует 10 общеобразовательных групп, укомплектованных в соответствии с возрастными нормами:
• одна первая младшая группа (от 2 до 3 лет) - № 2;
• три вторые младшие группы (от 3 до 4 лет) - № 1, № 5, № 9;
• четыре средние группы (от 4 до 5 лет) - № 4, № 7, № 8, № 10;
• одна старшая группа (от 5 до 6 лет) - № 6;
• одна подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) - № 3.
Коллектив дошкольного образовательного учреждения работает по «Основной образовательной программе дошкольного образования МДОУ № 1 «Алёнушка». Модель образовательной деятельности детей МДОУ № 1 «Алёнушка» соответствует Уставу МДОУ, «Основной образовательной программе дошкольного образования МДОУ № 1 «Аленушка», Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 13.05.2013г. Она обеспечивает выполнение «Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ», гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг.
В структуре Модели образовательной деятельности детей выделяются 2 части: обязательная часть, составляющая 80% и часть формируемая участниками образовательного процесса (в соответствии с требованиями к «Основной образовательной программы дошкольного», с учетом ФГОС ДО) из расчёта по 20% (на направление вариативной части - 1 день в неделю). Дополнительная образовательная деятельность «Театральная среда» проводится в соответствии с программой Махневой М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» и с учетом Рабочей программы МДОУ № 1 «Алёнушка» «Театр детям». В детском саду выстроена система художественно-эстетического воспитания детей на основе разных видов искусств и художественной деятельности (музыка, изодеятельность, чтение художественной литературы, театрализованная деятельность).
Модель непосредственно образовательной деятельности детей составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
• «Художественная литература», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.
• «Изодеятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей.
• «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традицией народов севера, что послужит материалом входящим в театрализованные игры и спектакли.
• «Музыкальное воспитание», где дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю. Отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ.
• «Развитие речи» где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция.
При составлении Модели непосредственно образовательной деятельности детей учитывались следующие принципы:
•принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
•принцип научной обоснованности и практической применимости;
•принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
•принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых
формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к
развитию дошкольников;
•принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и
возможностями образовательных областей;
•комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
•решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и
детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно
образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в
соответствии со спецификой дошкольного образования;
•построение непосредственно образовательного процесса с учетом возрастных
особенностей дошкольников, используя разные формы работы.
Количество и продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 2.4.1.3049-13) :
• Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности :
- для детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут, количество занятий в неделю – 10.
- для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, количество занятий в неделю – 10.
- для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, количество занятий в неделю – 10.
- для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, количество занятий в неделю – 15.
- для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут, количество занятий в неделю – 17.
• Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня:
- в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно,
- в старшей и подготовительной группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно.
• В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки.
• Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 25 – 30 минут в день. С целью переключения детей на творческую активность и для снятия физического и умственного напряжения, повышения эмоционального тонуса организма в режим работ всех возрастных групп введено проведение в середине занятия физкультурных минуток (динамических пауз, с целью снятия статического напряжения у детей. Содержание их определяется каждым педагогом индивидуально.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.
Форма организации занятий с 2 до 3 лет (подгрупповые) с 3 до 7 лет (подгрупповые и фронтальные).
В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в процессе организации жизнедеятельности детей (режим дня) различные виды деятельности.
Организация жизнедеятельности МДОУ предусматривает, как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную деятельность детей.
Образовательный процесс проходит, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В рамках гуманистической концепции дошкольного воспитания предусматривается максимальное содействие становлению ребенка как личности, развитию активности, субъектной позиции детей в процессе организации их учебной деятельности. Образовательная деятельность с детьми рассматриваются как важная, но не преобладающая форма организованного обучения детей. В педагогическом процессе используются фронтальная, подгрупповая, индивидуальная формы работы с детьми. Они применяются в зависимости от возраста, уровня развития, сложности программного и дидактического материала.
Культурно – досуговая деятельность :
- Досуги, развлечения - 1 раз в неделю;
- Праздники- 3 раза в год;
- Спортивные праздники -2 раза в год.
Двигательно-оздоровительные мероприятия:
- дни здоровья (1 раз в месяц);
- недели здоровья (2 раза в год);
- каникулы (2 раза в год).
В период адаптации к условиям детского сада, дети освобождаются от специально организованной деятельности, а так же образовательной деятельности. Основной познавательной и творческой деятельностью ребенка в этот период, является игровая деятельность, а так же совместная с взрослыми деятельность.
В дни каникул (Сан. ПиН) проводятся занятия только эстетической и оздоровительной направленности (музыкальные, физкультурные, а так же занятия по продуктивной деятельности, раскрывающие творческий потенциал детей. Длительность и количество таких занятий в расписании определено в соответствии с нормативными требованиями (Сан. ПиН)
В летний период с детьми организуется:
-оздоровительная работа;
-игры различного содержания: подвижные, сюжетно-ролевые, театральные, развивающие в индивидуальной, подгрупповой и групповой форме организации;
-музыкальные и физкультурные праздники и развлечения;
-организованная деятельность по изобразительному, музыкальному и физическому развитию детей;
-экскурсии и целевые прогулки на природу направленные на развитие экспериментально-познавательной деятельности детей.